Методы государственного регулирования экономикой

Автор: I*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена вопросам функционирования государственного регулирования экономики, путям и формам его обеспечения. Сочетание рыночного и государственного регулирования. В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии.

Содержание

Введение 3
Глава I Теория государственного регулирования экономики 4
1.1. Экономическая роль государства: исторический аспект. 4
1.2. Цели государственного регулирования экономики 7
1.3. Система государственного регулирования экономики 9
Глава II Государственное регулирование экономики в России 13
2.1 Субъекты и объекты государственного регулирования экономики в России. 13
2.2 Методы государственного регулирования экономики в России 15
Глава III Экономика Санкт-Петербурга 21
Заключение 34
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

    НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ. По данным управлений ФНС  России по Санкт-Петербургу и Ленинградской  области, в январе – сентябре 2010 года поступления налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличились в Санкт-Петербурге на 8% и составили 248,8 млрд рублей, в Ленинградской области возросли на 29% и составили 74,3 млрд рублей. По сравнению с январем – сентябрем 2009 года поступления в консолидированный бюджет города увеличились на 19%, в консолидированный бюджет области – на 21% и составили от общей суммы поступлений налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации, соответственно, 72% и 56%. 

    КРЕДИТНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ. По данным главных управлений Банка России по Санкт-Петербургу и  Ленинградской области, объем кредитов (в рублях и иностранной валюте), предоставленных кредитными организациями предприятиям и населению, на 1 сентября 2010 года по сравнению с началом года в Санкт-Петербурге увеличился на 3,7%, в Ленинградской области – в 1,6 раза и составил, соответственно, 999,4 и 58,0 млрд рублей.

     

    Уровень жизни населения 

    ДЕНЕЖНЫЕ  ДОХОДЫ, полученные населением в январе – августе 2010 года, составили в Санкт-Петербурге 923,7 млрд рублей, в Ленинградской области – 178,8 млрд рублей. По сравнению с соответствующим периодом 2009 года реальные денежные доходы, рассчитанные с учетом индекса потребительских цен, в городе возросли на 16,7%, в области – на 9,6%. 

    ЗАРАБОТНАЯ  ПЛАТА. Средняя номинальная заработная плата, начисленная работникам за август 2010 года, характеризовалась следующими данными: 
 
 
 
 
 
 

     

       

  Санкт-Петербург Ленинградская область
рублей в % к  среднему уровню рублей в % к  среднему уровню
Всего 26426 100 21133 100
в том числе 

           по видам 

экономической деятельности:

сельское  хозяйство,

охота и лесное хозяйство

 
24284
 
92
 
18486
 
87
обрабатывающие  производства 27201 103 23481 111
производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 33171 126 28099 133
строительство 26217 99 28912 137
оптовая и розничная 

торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,

бытовых изделий и предметов личного  пользования

23948 91 14751 70
гостиницы и рестораны 15031 57 11728 55
транспорт и связь 29695 112 24827 117
в том числе 

         связь

33061 125 15131 72
финансовая  деятельность 55160 209 32830 155
операции  с недвижимым

имуществом, аренда

и предоставление услуг

 
29264
 
111
 
21077
 
99,7
в том числе

   научные исследования

и разработки

32358 122 30167 143
государственное

управление  и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

25546 97 20052 95
образование 17403 66 13899 66
в том числе:

       дошкольное и 

начальное общее

12971 49 12050 57
основное общее

и среднее (полное) общее

17974 68 15626 74
начальное и среднее 

профессиональное

17054 65 15493 73
высшее  профессиональное 20266 77 17879 85
здравоохранение и предоставление социальных услуг 20555 78 16529 78
предоставление  прочих

коммунальных, социальных и персональных услуг 

21980 83 13819 65
в том числе: 

     сбор сточных вод, отходов и  аналогичная деятельность

24581 93 17399 82
деятельность  по организации отдыха и развлечений,

культуры  и спорта 

23111 87 12841 61
 
 
 

    Реальная заработная плата в августе 2010 года увеличилась по сравнению с августом 2009 года в Санкт-Петербурге на 5,8%, в Ленинградской области – на 1,2%.  

    По  состоянию на 1 октября 2010 года общая сумма просроченной задолжености по заработной плате в организациях наблюдаемых видов экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства) по сравнению с 1 января 2010 года уменьшилась в городе на 38% и составила 26,0 млн рублей, в области –на 52% и составила 9,9 млн рублей. 

    Численность работников, перед которыми организации имели просроченную задолженность по заработной плате, составила в Санкт-Петербурге 1256 человек, в Ленинградской области – 662 человека. 

    Большая часть просроченной задолженности  по заработной плате приходилась  как городе (43%), так и в области (61%) на предприятия обрабатывающих производств. 

    Просроченная  задолженность по заработной плате из-за бюджетного недофинансирования на 1 октября 2010 года в Санкт-Петербурге составила 0,6 млн рублей (2% общего объема задолженности), в Ленинградской области такая задолженность отсутствовала. 

    ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. В августе 2010 года количество замещенных рабочих мест в организациях (без субъектов малого предпринимательства) составило в Санкт-Петербурге 1435 тысяч, в Ленинградской области – 383 тысячи или, соответственно, 101,4% и 100,6% по сравнению с августом 2009 года. 

    В сентябре 2010 года в организациях наблюдаемых видов экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства) численность работников, выбывших по различным причинам, по сравнению с сентябрем 2009 года увеличилась в городе на 16%, в области – на 14% и составила, соответственно, 23,1 тыс. человек и 5,6 тыс. человек, из них в связи с сокращением численности работников выбыло, соответственно, 2% и 3%. Число вакантных рабочих мест составило на конец сентября в Санкт-Петербурге 19,8 тысячи и в Ленинградской области – 4,5 тысячи мест, к высвобождению в октябре 2010 года намечены, соответственно, 367 и 126 работников. 

    К концу сентября 2010 года в государственных  учреждениях службы занятости населения на учете состояли в Санкт-Петербурге 45,7 тыс. граждан, не занятых трудовой деятельностью, ищущих работу, в Ленинградской области – 8,1 тыс. человек; из них, соответственно, 18,4 тыс. (40%) и 6,1 тыс. человек (76%) имели статус безработного. Численность официально зарегистрированных безработных за январь – сентябрь 2010 года уменьшилась в городе на 36%, в области – на 42%. В числе безработных 59% в Санкт-Петербурге и 55% в Ленинградской области – женщины; 19% и 18%, соответственно, – граждане в возрасте 16 – 29 лет. Средняя продолжительность безработицы в городе составила 6,0 месяца, в области – 5,1 месяца. Уровень регистрируемой безработицы на конец сентября 2010 года составил как в Санкт-Петербурге, так и в Ленинградской области 0,7% от численности экономически активного населения. 

    Нагрузка  не занятого трудовой деятельностью  населения, состоящего на учете в  государственных учреждениях службы занятости населения, на одну заявленную вакансию к концу сентября 2010 года составила в городе 0,7 человека, в области –0,5 человека. 

    За  январь – сентябрь 2010 года при содействии государственных учреждений службы занятости населения в Санкт-Петербурге были трудоустроены 143,7 тыс. человек, в  Ленинградской области – 21,3 тыс. человек, из них безработные составляли, соответственно, 10% и 37%.

     

    Демография 

    По  данным текущего учета, за 9 месяцев 2010 года в Санкт-Петербурге родились 41523 ребенка, что на 2755 человек больше, чем в соответствующем периоде 2009 года, в Ленинградской области – 11382 ребенка, на 24 человека меньше. Общий показатель рождаемости увеличился в Санкт-Петербурге на 7%, в Ленинградской области остался на уровне прошлого года и составил, соответственно, 12,1 и 9,4 родившихся на 1000 человек населения.  
 

    Динамика  рождаемости населения в 2009 и 2010 годах (человек) 

    

 
 

    Число умерших за 9 месяцев 2010 года по сравнению  с соответствующим периодом 2009 года в городе увеличилось на 1303 человека, в области уменьшилось на 536 человек  и составило, соответственно, 49,3 тыс. и 20,5 тыс. человек. Общий показатель смертности в городе увеличился на 2%, в области сократился на 2% и в расчете на 1000 жителей составил, соответственно, 14,3 и 16,9 умерших. Смертность превысила рождаемость в Санкт-Петербурге в 1,2 раза, в Ленинградской области – в 1,8 раза (за 9 месяцев 2009 года, соответственно, в 1,2 и в 1,8 раза).  

    Число браков, заключенных за 9 месяцев 2010 года, в городе осталось на уровне прошлого года, в области уменьшилось на 7% и составило, соответственно, 38,1 и 8,2 тысячи. Число разводов сократилось в городе на 5%, в области – на 6% и составило, соответственно, 18,1 и 5,8 тысячи. 

    По  предварительной оценке, на 1 октября 2010 года численность населения Санкт-Петербурга составила 4 млн 616 тыс. человек, Ленинградской  области –1 млн 627 тыс. человек.

      
 
 
 

    ПРАВОНАРУШЕНИЯ 
 

    По  данным ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской  области, в январе – сентябре 2010 года в городе зарегистрированы 49,0 тыс. преступлений, в области – 21,4 тысячи, что меньше, чем в январе – сентябре 2009 года, соответственно, на 16,5% и 10,5%. 

    Число зарегистрированных тяжких и особо  тяжких преступлений сократилось в  Санкт-Петербурге на 12,6%, в Ленинградской  области – на 9,1%; их доля в общем  числе зарегистрированных преступлений составила, соответственно, 40% и 38%. Преступлений экономической направленности в городе зарегистрировано 6,5 тысячи, в области – 2,8 тысячи, что меньше, чем в январе – сентябре 2009 года, соответственно, на 33,6% и 17,0%. 

    В январе – сентябре 2010 года правоохранительными органами в Санкт-Петербурге были выявлены 18,6 тыс. лиц, совершивших преступления, в Ленинградской области – 7,5 тысячи, что меньше, чем в январе – сентябре 2009 года, соответственно, на 6,7% и 3,0%.

 

    Заключение

 

   Отношение к государственному  регулированию экономики на разных этапах её становления было различным: некоторые учёные считали, что только государство в состоянии обеспечить стабильность и процветание экономики, некоторые занимали противоположную точку зрения, полагая, что рынок сам в состоянии регулировать себя. В общей массе современных экономических учений преобладает убеждение о необходимости государственного вмешательства в действие рыночного механизма. По большей части экономические школы расходятся только во мнении о методах и размерах такого вмешательства. 

   Необходимость вмешательства государства  в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провал рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. 

   В каждом конкретном случае  в рыночной экономике хозяйственные  интересы отдельных субъектов находятся в противоречии с интересами других участников рынка. Поэтому государство при осуществлении своей экономической политики должно учитывать цели всех субъектов и находить компромиссные решения. Прогрессивной тенденцией является объединение хозяйствующих субъектов в различные корпоративные союзы, которые бы могли более слаженно и результативно отстаивать свои интересы в административных и государственных структурах. 

   В целом, поскольку современная  смешанная экономика базируется  именно на рынке, то государство в первую очередь ориентировано на использование инструментов экономического характера, в большей степени гарантирующих фундаментальные ценности демократического общества, в первую очередь экономическую свободу.  Все методы как прямого, так и косвенного воздействия фактически интегрированы в рыночный механизм и являются элементами сложнейшей системы смешанной экономики и потому неизбежно взаимодействуют друг с другом. При этом сама сложность системы не позволяет в полной мере проследить и учесть все существующие возможные прямые и обратные связи. В силу этого методы регулирования в принципе могут противоречить друг другу, что весьма часто и обнаруживается на практике (например, несоответствие между принятыми законами и их  финансированием). 

 

   Регулирующая роль государства  должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. 

 

Список  литературы

 
    1. Видяпин В. И., Степанов М. В., Фетисов Глеб, Орешин Валерий Региональная экономика  и управление Учебник Издательство: ИНФРА-М, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ, РИОР, ИНФРА-М*, 2006 г 416 стр.
 
    1. Основы  экономической теории / - Под ред. Николаева И. - ЮНИТИ-ДАНА, 2001
 
    1. Тургель И.Д. Курс лекций "Региональная экономика  и управление"
 
    1. www.i-u.ru РУССКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНТЕРНЕТ-УНИВЕРСИТЕТ
 
    1. Экономическая теория: Учебник. /Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой.- М.: Издательство «Экзамен», 2004. - 592с.
 
    1. Региональная  экономика и управления - Гаврилов А.И.- электронный учебник
 
    1. laboureconomics.ru/regioneconomics
 
    1. modern-econ.ru
 
    1. petrostat.gks.ru
 
    1. ru.wikipedia.org

Информация о работе Методы государственного регулирования экономикой