Методы государственного регулирования экономикой

Автор: I*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена вопросам функционирования государственного регулирования экономики, путям и формам его обеспечения. Сочетание рыночного и государственного регулирования. В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии.

Содержание

Введение 3
Глава I Теория государственного регулирования экономики 4
1.1. Экономическая роль государства: исторический аспект. 4
1.2. Цели государственного регулирования экономики 7
1.3. Система государственного регулирования экономики 9
Глава II Государственное регулирование экономики в России 13
2.1 Субъекты и объекты государственного регулирования экономики в России. 13
2.2 Методы государственного регулирования экономики в России 15
Глава III Экономика Санкт-Петербурга 21
Заключение 34
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 362.00 Кб (Скачать)
 

    Объекты программ — отрасли, регионы, сферы НЭ и т. д. 

  1. бюджетно-налоговое  регулирование. Оно представляет собой одни из наиболее эффективных способов государственного регулирования экономики. Масштабы государственного бюджета создают реальные возможности влияния на социально-экономические процессы.
 

    Налоги являются источником доходной части бюджета, то следует совершенствовать налоговую систему. Необходимо также усиление роли бюджетно-налоговой системы для целей совершенствования бюджетного федерализма.

    Совершенствование бюджетного федерализма связано  с разграничением налоговых полномочий центра и регионов, рациональным использованием выравнивающих трансфертов. 

  1. ДКП. Она осуществляется Центробанком и должна быть направлена на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен.

    В процессе реализации ДКП используются как  методы прямого воздействия, так  и косвенного воздействия. 

К методам прямого  воздействия относятся:

  1. Целевое кредитование, которое выражается в существовании системы кредитно- финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам.
 
  1. Установление  «кредитных потолков» — ограничение объемов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности.
 
  1. прямой  контроль за установлением  уровня % ставок — это установление Центробанком ставки рефинансирования и нормы обязательных ресурсов.
 

Косвенные методы:

  1. регулирование минимальных резервных требований
  2. осуществление дисконтной политики
  3. купля-продажа иностранной валюты
  4. регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков
  5. изменение курса национальной валюты
  6. эмиссия денег в обращении в рамках определенных нормативов
  7. продажа-покупка государственных ценных бумаг
 
 

5. Инструмент  воздействия на экономику через  государственный сектор.  

Государственный сектор как инструмент воздействия на основные социально-экономические процессы используется для решения следующих задач:

  1. выравнивание экономического цикла посредством обеспечения государственных инвестиций, государственных закупок, реконструкции предприятий инфраструктуры
  2. поддержка занятости на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест
  3. формирование наиболее рациональной структуры народного хозяйства посредством реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся отраслях и видах производства.
  4. аккумуляция и перераспределение денежных средств на основе использования налоговой системы, операций на финансовом рынке с государственными пакетами акций, ценными бумагами в целях обеспечения доходов и расходов государственного бюджета
  5. развитие и подготовка научных кадров
  6. интенсификация внешней экономической деятельности с помощью государственной организации
 

Отличительные особенности административных и экономических методов регулирования  
 

Административные  методы Экономические методы
Основаны  на конкретно-адресных заданиях, ориентированных  на достижение целей системы путем  формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации управленческих решений  Базируются  на общих правилах поведения, выбора маневра экономической стратегии
Выражают  прямое воздействие на управляемые  объекты, преследуют преимущественно  интересы органа управления  Оказывают косвенное воздействие на объекты  управления, учитывают экономические  интересы предприятий различных  форм собственности 
Основная  доля ответственности за принимаемые  решения ложится на орган управления, права управляемых объектов ограничены  Предполагают  полную самостоятельность хозяйствующих  субъектов при высокой ответственности  за предпринимаемые действия и их последствия
Административные  распоряжения, как правило, однозначны, требуют обязательного исполнения, не допускают существенных отклонений от распоряжений  Побуждают хозяйствующие субъекты к подготовке альтернативных решений и выбору оптимального решения с точки  зрения интересов данного субъекта и с учетом допустимого экономического риска
 
 
 
 
 
 
 
 

 При  разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России, исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта. 

   В социально - трудовой политике  первоначально превалировали меры, направленные на выработку и  реализацию механизмов, облегчавших  институциональные перемены в  собственности и структурные  сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с международно-признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование социально - страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими хозяевами. 

   В связи с рыночными изменениями  наметился переход от жестоких  социалистических к более гибким  видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям  и т.п.). При этом почти сошла  на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда. 

   Вместе с тем увеличивалась  вынужденная безработица, порожденная  новыми условиями функционирования  предприятий и формами найма.  Высвобожденные по экономическим мотивам составили более половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по трудоустройству социально незащищенных маргиналов. 

   Неуклонный рост структурной  безработицы предопределял необходимость  преобразования фондов занятости  в полноценную систему социального  страхования. Безработица из негативного  явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости. 

   Однако безработица оказалась тем «орешком», о который сломали «рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимых мероприятий. 

   Курс на обеспечение возможно  полной занятости и предотвращение  безработицы не решал важнейшую  задачу реформ - повышение эффективности  производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления. 

   В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации. 

   Обеспечение занятости и массовая  безработица находятся под контролем государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и

льготами  неимущим по месту жительства. То, что  рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально  незащищенным. 

   Наряду с этим расширяется «исход» ранее многочисленного слоя квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала? 

   Суть новой социально - трудовой  политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной  занятости, заждавшейся на низкоэффективном  труде и социальных гарантиях  неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде, бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта. 

   Для обеспечения свободы труда  необходимо окончательно избавиться  от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спец. учета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве. 

   Давно пора заменить архаичные  и неэффективные формы законодательного  регулирование труда, например, единый  для всех размер минимальной  заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной  защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и

   заложить в основу тарифных  систем. 

 Предстоит  признать приоритет социального партнерства по закону над государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении. Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости, включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы. Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной администрации систему активного содействия безработным на основе страховых взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием преимущественно экономических стимулов привлечение к труду. 

Информация о работе Методы государственного регулирования экономикой