Методы государственного регулирования экономикой

Автор: I*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена вопросам функционирования государственного регулирования экономики, путям и формам его обеспечения. Сочетание рыночного и государственного регулирования. В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии.

Содержание

Введение 3
Глава I Теория государственного регулирования экономики 4
1.1. Экономическая роль государства: исторический аспект. 4
1.2. Цели государственного регулирования экономики 7
1.3. Система государственного регулирования экономики 9
Глава II Государственное регулирование экономики в России 13
2.1 Субъекты и объекты государственного регулирования экономики в России. 13
2.2 Методы государственного регулирования экономики в России 15
Глава III Экономика Санкт-Петербурга 21
Заключение 34
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 362.00 Кб (Скачать)
  • Политика регулирования доходов

          Как инструмент борьбы с инфляцией используют политику регулирования доходов («замораживание» цен и зарплаты).;

  • Социальная политика

          Социальное  регулирование со стороны государства  направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально  незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека. ;

  • Государственное регулирование ценообразования ;

          Государственные мероприятия по регулированию цен  бывают трех типов: законодательного, административного и судебного. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк.

  • Внешнеэкономическое регулирование.

      Экономические средства государственного регулирования  подразделяются на средства денежно-кредитной  и бюджетной политики. Отдельным  самостоятельным инструментом государственного регулирования экономики является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства – это:

    •           Регуляция учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центробанком);
    •           Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке
    •            Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

      Используя эти инструменты, государство пытается изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

      Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Маневрируя налоговыми ставками,  льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения,  вводя одни и отменяя другие налоги,  государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и  производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Налоги в государственном регулировании экономики играют две роли:

      а) это самый главный источник финансирования государственных расходов и затрат;

      б) это инструмент регулирования. Поскольку в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами субъектов экономики, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Система государственного регулирования экономики

 

       Как и в любой управленческой  системе, в ГРЭ необходимо выделять объекты управления, т.е. то, на что направлены государственная экономическая деятельность и политика, и субъекты управления, т.е. структуры, лица, которые их осуществляют. Государство в силу его специфических функций объединяет в себе оба эти понятия. 

       На большинстве уровней управления  можно выделить несколько блоков  объектов государственного регулирования. Такое деление носит условный характер, потому что управленческое решение в рыночной экономике, как правило, имеет финансовое выражение. 

       Первый блок - это макроэкономические  объекты ГРЭ: 

  • экономический рост национального хозяйства;
  • структура национального хозяйства (прежде всего секторальная или
  • отраслевая);
  • региональная политика;
  • инвестиционный климат;
  • цены и ценообразование;
  • антиинфляционная политика;
  • научно-техническая и инновационная политика;
  • государственный сектор;
  • предпринимательство;
  • антимонопольная политика;
  • теневая экономика.
 

       Второй блок включает денежно-финансовые объекты: 

  • денежно-финансовое обращение;
  • условия сохранения и накопления капитала;
  • налоги и налогообложение;
  • государственный внешний и внутренний долг;
  • платежно-торговый баланс страны;
  • экспортно-импортные операции.
 

       Третий блок объектов ГРЭ содержит социальные и экологические проблемы: 

    • занятость, безработица, миграционные процессы;
    • социальная защита и социальное обеспечение;
    • образование, в том числе для государственной службы;
    • здравоохранение;
    • охрана окружающей среды.
 

       Принято выделить несколько субъектов государственной экономической деятельности - это само государство, которое включает в себя, помимо федеральных образований, региональные (уровень субъектов Федерации), местные (города, районы, села, поселки). 

       Во всех субъектах ГРЭ следует выделять носителей, выразителей и исполнителей хозяйственных интересов. Носители  - это физические и юридические лица, имеющие свои индивидуальные экономические интересы. Например, хозяин фирмы заинтересован в получении максимальной прибыли; наемные работники хотят получить большую зарплату; налоговый инспектор, занимающийся сбором поступлений в бюджет, имеет цель в максимальном налоговом обложении всех активов данной фирмы и т.д. В каждом конкретном случае в рыночной экономике хозяйственные интересы отдельных субъектов находятся в противоречии с интересами других участников рынка. Поэтому государство при осуществлении своей экономической политики должно учитывать цели всех субъектов и находить компромиссные решения. 

      Носители экономических интересов занимают различные места в экономической структуре общества в зависимости от наличия капитала. Невозможно предположить, что государство будет в одинаковой мере учитывать интересы отдельных физических лиц и крупных финансово-промышленных групп. В российском обществе это проявляется, с одной стороны, в слабом учете интересов мелких предпринимателей, а с другой,- в явно повышенном внимании правительственных подразделений к крупнейшим компаниям топливно-энергетического и сырьевого комплексов, например, ОАО"Газпром", РАО "ЕЭС России", от которых во многом зависит наполняемость российского бюджета. 

       Прогрессивной тенденцией является  объединение хозяйствующих субъектов в различные корпоративные союзы, которые бы могли более слаженно и результативно отстаивать свои интересы в административных и государственных структурах. Также есть много типов объединений индивидуальных носителей: по виду, имуществу, месту деятельности, доходам, профессиональным, национальным интересам и т.д. Таким путем образуются различные профессиональные союзы (к примеру, шахтеров, машиностроителей,  учителей), ассоциации производителей определенного вида продукции, союзы фермеров, лиц свободной профессии, государственных чиновников, продавцов каких-либо товаров, например, автомобилей. 

       Большие институциональные преобразования в послевоенный период подняли роль других ассоциированных носителей экономических интересов. В каждом демократичном обществе для выражения хозяйственных интересов сложилась  определенная структура, которая соотносится с действующей системой управления. Носители и выразители хозяйственных интересов, объединенные в различные союзы, получают все больший доступ посредством лоббирования в законодательные и исполнительные ветви власти. В настоящее время под лоббированием понимают процесс деятельности в различных органах власти с целью выявления и представления в этих органах интересов определенных общественных групп. В средствах информации часто под лоббизмом понимают прямой подкуп депутатов или чиновников. Для борьбы с этим в некоторых странах, например, США, государственные чиновники обязаны сообщать в соответствующие учреждения об источниках и размерах своих доходов, подарках стоимостью более 50 долл. и т.п. 

       Для нашего общества, по всей  видимости, характерно лоббирование интересов крупных финансово-промышленных структур, которое присуще раннему капитализму. В России практически нет депутатов, которые бы признавали свои финансовые отношения с какими-либо компаниями. И не случайно, подкуп чиновников (коррупция) в современном обществе считается все более нарастающей проблемой, которая может привести к значительным политическим кризисам. 

       Для демократичного общества  материальной основой осуществления  государственной экономической  политики является учет правительством  групповых хозяйственных интересов с помощью их выразителей  - политических партий. Для многих стран Европы характерно наличие в государстве двух ведущих партий, которые можно условно назвать консервативными (либеральные, христианско-демократические) и социалистическими (лейбористские, социал-демократические). Все остальные же партии, как правило, небольшие и выполняют промежуточную роль при формировании правительства из представителей партий, победивших на парламентских выборах. 

       Для функционирования национального хозяйства необходимо иметь структуру органов власти и управления, отвечающую интересам, как всего общества, так и отдельных его субъектов. Исполнителями хозяйственных интересов является целая отдельная ветвь управления и власти, которая так и называется - исполнительная, а также государственный Центральный банк. 

       Под методами государственного  регулирования экономики мы будем  понимать  специфические для государства  как общественного института  способы достижения поставленных  целей. 

       Весьма условно все методы можно разделить на две основные группы - административные, базирующиеся в основном на элементах принуждения, ограничения экономической свободы субъектов, и экономические, ориентированные на включение механизмов их личной заинтересованности, хотя все методы, будучи способами государственного воздействия, реализуются посредством ряда административных актов. Сразу следует отметить, что оптимальное соотношение между административными и экономическими методами определить очень сложно. Ясно, что в основе такой пропорции важнейшим будет тот же принцип экономической выгоды (но не только он): если административные способы оказываются эффективнее, следует отдавать предпочтение им, если экономические - надо пользоваться именно ими, хотя расчеты подобного рода непросты. В целом, поскольку современная смешанная экономика базируется именно на рынке, то государство в первую очередь ориентировано на использование инструментов экономического характера, в большей степени гарантирующих фундаментальные ценности демократического общества, в первую очередь экономическую свободу. 

  Какими  же конкретно способами воздействия  на экономику располагает государство? 

       Во-первых, это правовая система.  Государство посредством законов  устанавливает основные правила,  по которым функционирует экономическая система, определяет сферы и методы незаконной деятельности. Нет практически ни одной сферы экономической жизни, которая в той или иной степени не подвергалась бы правовому регулированию - начиная от

 производства  благ и услуг, их распределения до, в определенной степени, потребления. 

       Вторым методом государственного  вмешательства следует упомянуть  государственную собственность  (в том числе на ресурсы и  капитальные объекты) и государственное  предпринимательство. Будучи собственником, государство берет на себя ответственность и риски за управление соответствующими системами в интересах общества в целом. Как правило, чаще всего, объектами такой собственности становятся либо чрезвычайно значимые для хозяйства системы (природного или искусственного характера), эксплуатация или создание которых требует больших затрат; убыточные отрасли, поддержание которых считается необходимым в силу тех или иных причин; производство общественных благ; новые наукоемкие производства, непривлекательные поначалу для частного бизнеса в силу высоких рисков. 

Информация о работе Методы государственного регулирования экономикой