Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:58, курсовая работа
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- изучить теоретические основы стилей руководства;
- оценить конкретный стиль руководства, выявить интересы взаимодействующих сторон; определить стиль руководства на предприятии;
- разработать предложения по оптимизации стиля руководства;
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты выбора стиля руководства 5
1.1 Изучение стилей руководства, их сильных и слабых сторон 5
1.2 Обобщение факторов, определяющих выбор оптимального стиля руководства 9
2 Диагностика и оценка конкретного стиля руководства, выявление интересов взаимодействующих сторон 15
2.1 Характеристика ОАО «Полоцкий молочный комбинат» и перспективы ее развития 15
2.2 Оценка функциональной направленности стиля руководства и его последствий 18
3 Разработка предложений по оптимизации стиля руководства ОАО «Полоцкий молочный комбинат» 23
3.1 Обоснование стиля руководства на основании анализа выявленных детерминирующих факторов на предприятии 23
3.2 Разработка рекомендаций, обеспечивающих использование оптимального стиля руководства 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Приложение А 32
Приложение Б………………………………………………………………………33
Приложение В…………………………………………………………………...….34
Приложение Г……………………………………………………………………....36
Приложение Д 37
Таким образом, переходя от одной модели к другой можно заметить их усложнение, включение в рассмотрение все большее количество факторов, влияющих на тот стиль руководства, которого будет придерживаться менеджер в конкретной ситуации и в конкретном коллективе. Это означает, что руководитель должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. Руководство является до некоторой степени искусством. Возможно, по этой причине исследователи не смогли разработать и обосновать теорию эффективного стиля руководства, которой бы можно было использовать в самых разных ситуациях и самым разным руководителям. Но возможно если бы этот стиль был выработан, то само руководство потеряло бы всю свою привлекательность, рискованность, превратилось бы в набор стандартных действий и приемов. Но все рассмотренные стили руководства помогут руководителю научиться выбирать стиль, сообразный конкретной ситуации. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку.
В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние на подчиненных, а не структурировать условия осуществления их работы. Со временем те же самые руководители сменят стиль из-за изменения характера задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением со стороны высшего руководства и многими другими факторами, характерными для организации. Поэтому эффективные руководители – это те, кто может вести себя по-разному – в зависимости от требований реальности.
Изучение стиля позволяет
Несколько иной может быть дифференциация стилей в зависимости от степени права на решение и рамок компетенции сотрудников (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Области принятия решений при авторитарном и кооперативных стилях
Примечание – Источник: [17, с.64].
На рисунке 1.1 изображено: А — руководитель решает и предписывает; Б — руководитель решает, но он стремится убеждать подчиненных; В — руководитель решает, но позволяет задавать вопросы своим сотрудникам, чтобы учитывать их мнение; Г — руководитель информирует подчиненных о своих решениях, они имеют возможность высказать мнение, прежде чем руководитель примет окончательное решение; Д — группа разрабатывает предложения, из которых принимается руководителем наиболее возможное решение; Ё — группа принимает решение, после чего руководитель указывает границы применения решения; Ж — группа принимает решение, руководитель координирует "внутри и снаружи".
По существу, в обоих случаях независимо от числа промежуточных типов стилей используется однофакторный способ их рассмотрения, когда уменьшение авторитарности означает возрастание кооперативности [2, с.53].
Итак, классификационный признак разделения стилей в данном случае — степень участия сотрудников в подготовке и принятии решений. Следует иметь в виду, что "внутри" каждого из приведенных типов стилей возможна более глубокая дифференциация. Так, авторитарный стиль нередко разделяют на иерархический, структурный и стиль, ориентированный надела; кооперативный - на демократический, социально интегрирующий, функциональный и стиль, ориентированный на сотрудников. Выделяется также либеральный стиль, при котором сотрудники полагаются сами на себя, ход работы не регулируется, а руководитель не выполняет основные функции управления.
Исследования стилей менеджеров, показали, что они наиболее полно представлены в системе координат (X— забота о производстве; Y— забота о людях).
На основании этой системы Блейк и Моутон разработали управленческую таблицу, в которой понятие «забота о» используется для того, чтобы определить, как менеджеры действуют, а не для того, чтобы показать, какую отдачу они хотят получить от деятельности группы [5, с.87].
Под заботой о людях понимается ориентация на сотрудников, т.е. на передний план лидерства выступают аспект удовлетворенности трудом, а также степень личного участия в достижении цели, ответственность, основанная на доверии, психологический климат, социальная ориентация.
Столь же широко трактуется забота о производстве. Она включает аспект результатов труда, ориентацию на достижение целей, экономический рост, эффективность работы, объем продукции, подготовку производства, качества штатного персонала.
Четырехфакторный анализ стилей. Идеального стиля лидерства, подходящего для всех сотрудников и эффективного в любых ситуациях и структурах, нет. В конкретных ситуациях лидерство воспринимается в зависимости от принимаемых решений. Но каждое решение действует не только в настоящем времени, но и прогнозирует будущее развитие событий, и определить его качество до реализации практически невозможно.
Историческое развитие дискуссий о стилях управления при включении измерений, ориентированных на будущее, приводит к интегральному стилю управления, ведет в четвертое измерение (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 - Четырехфакторное представление стиля
Примечание – Источник: [7, с.174].
Если в исследованиях
Каждый фактор рассматривается
как независимое слагаемое
Четырехфакторный анализ позволяет вводить для каждого из факторов значительное число переменных. Но вначале определяют сами факторы. Эти факторы так или иначе конкретизируют заботу о людях (У), заботу о производстве (X), но в конкретных ситуациях. Пусть
Y=M1+M4, тогда Х=М2 + М3,
где М1 — дружеское обращение с подчиненными; М2 — активность, стимулирующая работу сотрудников; М3 — иерархический контроль и нажим (давление); М4 — участие в решениях.
Исследования ученых показали, что факторы M1 — М2 содержат следующие характеристики лидера:
М1 — лидер сохраняет дружеское расположение в случае ошибок сотрудников (+),
коммуникабелен, изначально настроен дружески (+),
создает творческое настроение (+),
относится к подчиненному как к равному партнеру (-),
проявляет отрицательные эмоции при сотруднике (-),
не тактичен и не вежлив (-),
злопамятен (-),
издевается, насмехается при ошибках (-),
дает указания в приказной форме (+);
М2 — побуждает к самостоятельной деятельности (+),
лидер в делах организации, оптимист (+),
увлекает собственной
дает точные указания для работы (+),
высказывает признание за хорошую работу (+),
побуждает к лучшей работе (+),
придерживается мнения, что его подразделение должно быть впереди всех (+),
идет на уступки (-),
принимает решения без учета мнения коллектива (-),
дает почувствовать, что является начальником (-);
М3 — от сотрудников ждет идей (+),
идет на уступки первый (+),
пунктуален (+),
выдает задание без жестких указаний (+);
М4 — не боится изменять направление работы (+),
в процессе принятия решения стремится к соглашению (+),
проявляет интерес к личному благополучию сотрудников (+),
доволен прилежными сотрудниками (+).
Факторы M1 —М4 в общем числе стилеобразующих факторов составляют 57 %, из них M1 — 25 %, М2 —14, М3 — 7, М4 — 11 % и имеют следующее разделение.
Эмпирические исследования лидерства привели к выводу о наличии успешных и безуспешных управленческих стилей. Приведем один из результатов этих исследований.
Успешный стиль лидерства:
Безуспешный стиль лидерства:
Исследования проводились с
помощью многофакторного анализ
Рисунок 1.3 - Профиль лидерства в случае сопричастного (коллегиального) руководства
Примечание – Источник: [4, с.12].
Выделяют четыре типичных стиля лидерства:
Исследования показали, что самыми эффективными лидерами низших ступеней управления становятся те, кто уделяет внимание прежде всего личным проблемам своих подчиненных и создает отношения, основанные на взаимопомощи.
Они продуманно распределяют сотрудников по группам и ставят перед ними усложненные задачи, используя при этом групповое управление вместо традиционных индивидуальных бесед, что, по мнению исследователя, ведет к тому, что новые стратегии продаж становятся достижением всей сбытовой организации.
Ситуационная зависимость эффективности авторитарного и демократического (сопричастного) стилей управления. Авторитарные стили рекомендуются при выполнении рутинных повторяющихся задач, когда требуется лишь поверхностное общение; при работе с персоналом низкой квалификации; в кризисных ситуациях при условии высокого уровня компетентности управленческих отношений и авторитета лидера; при строго организованной централизованной системе управления и централизованном распределении ресурсов.
О наличии демократического стиля свидетельствуют: творческие, без жестко установленных сроков, требующие инициативы и готовности к риску задачи; гибкая ("рыхлая") организация, неформальные коммуникации, свободный доступ к информации; освобождение ценностей (нет доминирования одной ценности).
Эффективное руководство предполагает способность разделить свое видение проблем с другими, мотивировать их для достижения поставленных целей, то есть управлять вместе с людьми, а не управлять людьми.
Приведенные ситуационные характеристики позволяют дать оценку эффективности стилей управления (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Эффективность стилей
Слагаемые эффективности |
Стиль | |
авторитарный |
демократический | |
Достижение цели Выполнение заданий Социальная активность |
Обеспечение выживания (невыживания) в случае кризиса. Снижение убытков при работе в условиях дефицита времени. Малые затраты на менеджмент. Низкая мотивация сотрудников в экономии ресурсов Быстрое решение. Использование творческого потенциала только лидера. Четкое распределение ролей. Зависимость от лидера Потеря инициативы среди сотрудников. Только организованная забота о молодежи |
Использование рыночных механизмов для заинтересованных сотрудников. Снижение убытков при отсутствии менеджера. Большие затраты на координацию работ. Высокая мотивация сотрудников в экономии средств Медленное решение. Использование потенциала лидера и сотрудников. Нечеткое разделение ролей. Независимость от лидера Инициативность, предприимчивость сотрудников. Более высокая заинтересованность в будущей смене менеджеров |
Примечание – Источник: [10, с.184].
Люди могут эффективно выполнять определенные задания в определенное время, но их готовность к новой работе может быть ниже. Соответственно выбор стиля руководства должен зависеть от уровня готовности людей к каждому специфическому заданию.
Таким образом, каждый человек имеет природную склонность или годами выработанное предпочтение в обращении с людьми. Оказавшись у руля руководства, он склонен в большинстве случаев, осуществлять какой-нибудь один стиль – авторитарный (тоталитарный, автократический), демократический (коллегиальный) или стиль невмешательства (анархический). В связи с этим руководитель, действуя в рамках одного лишь стиля, обедняет свою деятельность. Ведь выбор стилей обусловливается рядом самых различных факторов. Среди них главенствующую роль играет ситуация.
Информация о работе Методы формирования современного стиля руководства организацией