Методы анализа среды и их значение в определении стратегии развития организации (на примере ОАО Банк ВТБ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Зачастую приходится действовать в ситуации недостаточности и недостоверности информации, что значительно осложняет процедуры разработки и принятия управленческих решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Понятие среды организации, внутренняя и внешняя среда организации 5
1.2. Основные методы анализа среды организации 11
1.3. Разработка стратегии организации с использованием результатов стратегического анализа среды 18
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОАО БАНК ВТБ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ SWOT-АНАЛИЗА 22
2.1. Краткая характеристика ОАО Банк ВТБ 22
2.2. Анализ основных финансово-экономических показателей ОАО Банк ВТБ 26
2.3. Анализ эффективности стратегии развития ОАО Банк ВТБ на основе SWOT-анализа 30
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОАО БАНК ВТБ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

      Любая организация функционирует в  среде, которая оказывает на неё  прямое или косвенное воздействие. Всё окружение можно разделить на три уровня: внутренняя среда организации, внешнее микро- и макроокружение. Элементы всех сред взаимосвязаны, взаимозависимы и динамичны, что делает   обстановку сложной и неопределенной. Преодолеть эту неопределенность помогают различные методы анализа среды.

      Существует  множество методов, моделей и  схем для анализа среды. Внутренняя среда исследуется с помощью функционально-стоимостного, сравнительного, портфельного анализа и пр. Для изучения внешнего окружения используются методы PEST и DRETS-анализа, модель пяти сил М. Портера. Методами, позволяющими получить информацию как о внешней, так и о внутренне среде, являются SWOT и SNW-анализ.

      Процесс формулирования стратегии состоит  из нескольких этапов, где наиболее важным становится предварительный этап сбора и обработки информации. Самым распространенным методом для обработки полученных данных является SWOT-анализ. Он помогает изучить сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы внешнего окружения. Результатом SWOT-анализа становится набор стратегических альтернатив, которые могут быть использованы при составлении стратегии развития организации.

      ОАО Банк ВТБ учрежден в 1990 г. и является коммерческой организацией, основной целью которой является получение прибыли при осуществлении банковских операций. ВТБ осуществляет свою деятельность по нескольким бизнес-направлениям: корпоративный, розничный, инвестиционный бизнес.

     На  сегодняшний день Банк ВТБ занимает второе место на российском рынке банковских услуг по величине совокупных активов (в 2009 г. составили 3 610,8 млрд. руб.) и  объему выданных кредитов и привлеченных средств клиентов. В целом наблюдается рост основных показателей деятельности банка, исключение составляет лишь рентабельность капитала, составившая в 2009 г. -13,7%.

      Банком  ВТБ разработана Стратегия развития на 2010-2013 гг., предусматривающая такие  цели как рост объема прибыли, повышение  рентабельности собственного капитала, качественное изменение структуры доходов и повышение устойчивости финансовых результатов.

      Проведенный SWOT-анализ банка позволил выявить некоторые несоответствия стратегии и разработать следующие рекомендации:

  • Повысить эффективность идентификации, взаимодействия и привлечения новых клиентов посредством концентрации своих усилий на наиболее перспективных клиентских каналах;
  • Повышать эффективность действий по удержанию привлеченных клиентов за счет предложения им новых услуг и повышения качества обслуживания;
  • Развивать систему персонального менеджмента;
  • Гарантировать сотрудникам справедливую оценку их труда, а также материальный и карьерный рост;
  • Повысить мотивацию клиентов за счет возможности предложения им одной из услуг по сверхвыгодным условиям в результате концентрации на ней усилий банка;
  • Удержать завоеванную долю рынка и расширить свое присутствие путем использования главных конкурентных преимуществ и др.

      Использование данных рекомендаций могло бы положительно сказаться на развитии банка при  дальнейшей корректировке стратегии.

 

Список литературы

  1. Альберт М., Мескон М.Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента [Текст]:  [пер. с англ.] – М.: ДЕЛО, 1998. - 720 с.
  2. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия [Текст]:   учебник для вузов / Г. Ассэль. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 804 с.
  3. Боумэн, К. Основы стратегического менеджмента [Текст] / К. Боумэн. – М.: ЮНИТИ, 1997.
  4. Виханский О. С. Стратегическое управление [Текст]: учебник / О. С. Виханский. – М.: Гардарика, 2003. – 252 с.
  5. Гвишиани Д.М. Организация и управление [Текст] - М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 1998. – 331 с.
  6. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент [Текст]: конспект лекций. -  Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1995. – 342 с.
  7. Грузинов В. П. Экономика предприятия [Текст]:  учеб. пособие для студ. Вузов / В. П. Грузинов, В. Д. Грибов. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208 с.
  8. Гулидов, И.Н. Стратегический менеджмент [Текст] / И.Н. Гулидов, Ю.И. Гулидова. – М.: ИД «ФОРУМ», 2007.
  9. Гурков, И.Б. Стратегический менеджмент организации [Текст]: учебное пособие. – М.: ЗАО. Бизнес-школа «Интел – синтез», 2003.
  10. Дюков И. Стратегия развития бизнеса. Практический подход. [Текст] – СПб.: Питер, 2008. – 634 с.
  11. Зайцев Л.Г. Соколова М.И. Стратегический менеджмент [Текст]: учеб. для вузов. – М.: Экономист, 2007. – 416 с.
  12. Зуб А. Т.     Стратегический менеджмент: Теория и практика [Текст]: учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.
  13. Камионский С.А. Менеджмент в российском банке: опыт системного анализа и управления. [Текст]: учебное пособие. - М.: Деловая библиотека «Омскпромстройбанка», 2006. – 326 с.
  14. Кэмбел. Д. Стратегический менеджмент  [Текст]: [пер. с англ.] – М.: Проспект, 2003.
  15. Курс МВА по стратегическому менеджменту [Текст]: [пер. с англ.]. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  16. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент [Текст] / Ю.Н. Лапыгин. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  17. Ляско, В.И. Стратегическое планирование развития предприятия [Текст] /  В.И. Ляско. – М.: Экзамен, 2005.
  18. Люкшинов А. Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 458 с.
  19. Панов, А.И. Стратегический менеджмент [Текст] / А.И. Панов. — М.: ЮНИТИ, 2002.
  20. Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент [Текст] / В.Н. Парахина [и др.]. – М.: КНОРУС, 2005.
  21. Попов С.А. Стратегическое управление [Текст]  -  М.: Инфра–М, 2002. – 368 с.
  22. Портер, М. Конкурентная стратегия [Текст]: [пер. с англ.] / М. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  23. Прокопчук, Л.О. Стратегический менеджмент [Текст] / Л.О. Порокопчук. – СПб.:Михайлова В.А., 2004.
  24. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент [Текст]: [пер. с англ.] / А.А, Томпсон, А.Д. Стрикленд. - М.: Вильямс, 2003.
  25. Шамов, А.А. Разработка стратегии организации [Текст]: учеб. пособие / А.А. Шамов. – М., 2004.
  26. Хорин, А.Н. Стратегический анализ [Текст] / А.Н. Хорин, В.Э. Керимов. – М.: ЭКСМО, 2006.
  27. Фляйшер, К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе [Текст]: [пер. с англ.] / К. Фляйшер, Б. Бенсуссан. – М.: БИНОМ. Лаборатория знания, 2005.
  28. Стратегии бизнеса: аналитический справочник [Текст]:  / Под ред. Г.Б. Клейнера. – М.: КОНСЭКО, 1998.
  29. Стратегический менеджмент [Текст]: учебное пособие / под ред. д.э.н. проф. Чернышева М.А. - М.: ЭКМОС, 2002. – 238 с.
  30. Клейнер Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях // Вопросы экономики, 1998. - № 9. - с. 64.
  31. Коробейников О.П., Колесов В.Ю., Трифилова А.А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации [Текст]// Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. - №3.
  32. Попова, Е. В. Внешняя среда организации [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. - № 4. – С. 53-68.
  33. Видяпина В. И. Анализ внешней и внутренней среды экономической организации [Электронный ресурс] // Сайт «Бакалавр экономики». – Режим доступа: http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr02/page0240.asp
  34. Владиславлев Д. Н.  Формирование стратегии банка [Электронный ресурс] // Сайт «Элитариум: центр дистанционного образования». – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2006/06/14/formirovanie_strategii_banka.html
  35. Волкова Л. Стратегический анализ [Электронный ресурс] // Сайт «Интернет странички Лолиты Волковой». – Режим доступа: http://m-arket.narod.ru/StrAn.html
  36. Гудий Ю. С. Среда организации: внутренняя и внешняя [Электронный ресурс] // Сайт «Экономический Интернет-журнал». – Режим доступа: http://nbene.narod.ru/manage/fmanage19.htm
  37. Зуб А. Т. Менеджмент в условиях неопределенности внешней среды [Электронный ресурс] // Сайт «Элитариум: центр дистанционного образования». – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2008/04/07/menedzhment_neopredelennosti_sredy.htm
  38. Кадышева Е. Методика проведения SWOT-анализа. Образцы матриц SWOT [Электронный ресурс] // Сайт «Международное сообщество менеджеров». – Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/597364/index.php?ID=597364
  39. Колтуков А. П. Методика проведения SWOT анализа [Электронный ресурс] // Сайт «Виртуальное консультационное агентство». – Режим доступа: http://www.sos-consulting.ru/ru/akt/akt3/
  40. Лапыгин Ю. Н. Методы разработки стратегии компании [Электронный ресурс] // Сайт «Стратегическое управление 
    и планирование ». – Режим доступа: http://www.stplan.ru/articles/theory/stmethod.htm
  41. Смирнов, Э. А. Стандарты качества в управленческой деятельности [Электронный ресурс] / Э. А. Смирнов // Сайт «Корпоративный менеджмент». – Режим доступа: www.cfin.ru/management/iso9000/quality_standard.shtml.
  42. Устав Банка ВТБ (открытое акционерное общество).
  43. Годовой отчет ВТБ за 2009 год.
  44. Социальный отчет ВТБ за 2009 год.
  45. Положение о Филиале ОАО Банк ВТБ в г. Волгограде.

Информация о работе Методы анализа среды и их значение в определении стратегии развития организации (на примере ОАО Банк ВТБ)