Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:20, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Зачастую приходится действовать в ситуации недостаточности и недостоверности информации, что значительно осложняет процедуры разработки и принятия управленческих решений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Понятие среды организации, внутренняя и внешняя среда организации 5
1.2. Основные методы анализа среды организации 11
1.3. Разработка стратегии организации с использованием результатов стратегического анализа среды 18
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОАО БАНК ВТБ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ SWOT-АНАЛИЗА 22
2.1. Краткая характеристика ОАО Банк ВТБ 22
2.2. Анализ основных финансово-экономических показателей ОАО Банк ВТБ 26
2.3. Анализ эффективности стратегии развития ОАО Банк ВТБ на основе SWOT-анализа 30
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОАО БАНК ВТБ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Правление осуществляет деятельность по адресу: г. Москва, ул. Лесная, д. 6.
Банк действует без ограничения срока действия. ОАО Банк ВТБ имеет 59 филиалов (в т.ч. 4 зарубежных – в г. Шанхае, г. Нью-Дели, г. Дубае и Сингапуре) и 5 представительств.
В 1998 году ОАО Банк ВТБ открывает филиал в г. Волгограде.
ОАО Банк ВТБ является коммерческой организацией. Основной целью деятельности Банка является получение прибыли при осуществлении банковских операций, которое производится на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно Уставу предметом деятельности Банка является осуществление следующих банковских операций:
Помимо перечисленных выше банковских операций Банк вправе осуществлять следующие сделки:
Банк не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
Высшим органом управления банка ВТБ является Общее собрание акционеров. Стратегическое управление и контроль над деятельностью исполнительных органов осуществляет Наблюдательный совет Банка, избираемый акционерами и подотчетный им. Исполнительные органы, представленные Президентом – Председателем Правления и Правлением, осуществляют текущее руководство Банком и реализуют задачи, поставленные перед ними акционерами и Наблюдательным советом.
Банком
ВТБ выстроена эффективная
Структура органов корпоративного управления ОАО Банк ВТБ представлена на рис. 2.1.
Рис.2.1. Структура органов управления ОАО Банк ВТБ
Источник: годовой отчет ВТБ за 2009 год, с. 63
Таким образом, ОАО Банк ВТБ был учрежден в октябре 1990 года для обслуживания внешнеэкономических операций России. Сейчас ВТБ прочно занимает вторую позицию на национальном рынке банковских услуг, предоставляя клиентам широкий спектр услуг. Банк имеет 59 филиалов по всей России, а также активно проникает на европейские рынки и рынки стран ближнего зарубежья.
Анализ
финансового состояния
Таблица 2.1.
Основные статьи баланса
Финансовые показатели (млрд. руб.) | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Чистая прибыль | 32,1 | 38,7 | 4,6 | 59,6 |
Активы | 379,8 | 2 273,2 | 3 697,4 | 3 610,8 |
Кредиты и авансы клиентам | 791,1 | 1 473,3 | 2 650,3 | 2 544,8 |
|
66,7 | 188,6 | 387,1 | 435,3 |
|
729,4 | 1 284,7 | 2 263,2 | 2 109,5 |
Средства клиентов | 526,3 | 910,6 | 1 101,9 | 1 568,8 |
|
192,9 | 262,2 | 354,1 | 476,5 |
|
333,4 | 648,4 | 747,8 | 1 092,3 |
Источник: Годовой отчет ВТБ за 2009 год
Активы группы ВТБ по итогам 2009 года составили 3 610,8 млрд. рублей по сравнению с 3 697,4 млрд. рублей на конец 2008 года. Совокупный кредитный портфель Банка (кредиты и авансы клиентам до вычета резерва
под обесценение) сократился на 4,0% — до 2 544,8 млрд. рублей.
Объем корпоративного кредитного портфеля ВТБ снизился на 6,8% — до 2 109,5 млрд. рублей — в результате сжатия спроса на кредиты со стороны российских предприятий. Снижение корпоративного кредитного портфеля ВТБ было успешно компенсировано увеличением объемов финансирования клиентов через публичные долговые инструменты. По итогам 2009 года объем портфеля долговых ценных бумаг Банка вырос до 311,3 млрд. рублей по сравнению с 110,9 млрд. рублей на начало года, а общий объем корпоративного долгового финансирования Группы увеличился на 2% — до 2 420,8 млрд. рублей.
Розничный кредитный портфель ВТБ увеличился на 12,5% — до 435,3 млрд. рублей, продемонстрировав динамику существенно лучше рыночной в основном за счет прироста потребительских кредитов (включая кредиты по кредитным картам), объем которых вырос на 17,8% — до 182,9 млрд. рублей.
Совокупные обязательства ВТБ в 2009 году сократились на 6,0% — до 3 105,9 млрд. рублей — в основном в результате снижения объемов прочих заемных средств на 44,5%. Данное снижение было обусловлено сокращением объемов заимствований у Банка России. В целях оптимизации стоимости и структуры фондирования во втором полугодии 2009 года были полностью погашены необеспеченные кредиты, привлеченные от Банка России, снизив долю краткосрочных средств государства и Банка России в своих обязательствах до 2%.
Благодаря высокому уровню доверия к бренду ВТБ совокупный объем средств клиентов вырос на 42,4% — до 1 568,8 млрд. рублей по сравнению с 1 101,9 млрд. рублей по итогам 2008 года.
Объем средств физических лиц увеличился на 34,6%. Объем средств корпоративных клиентов, включая средства органов государственной власти, также продемонстрировал значительный рост, увеличившись на 46,1% — до 1 092,3 млрд. рублей по сравнению с 747,8 млрд. рублей на 31 декабря 2008 года. В результате по итогам года доля средств клиентов в обязательствах Банка превысила 50%, что отражает улучшение структуры пассивов ВТБ в посткризисный период.
По итогам 2009 года доходы от основной деятельности, определяемые как сумма чистых процентных доходов до создания резервов и чистых комиссионных доходов, значительно возросли на 33,3% — до 173,2 млрд. рублей. В отчетном периоде чистые процентные доходы до создания резервов составили 87,9% доходов от основной деятельности, 12,1% приходятся на чистые комиссионные доходы.
Таблица 2.2.
Основные финансовые результаты
Показатели | 2008 | 2009 | Изменение |
Чистые процентные доходы | 113,6 | 152,2 | 34,0% |
Процентные расходы | -131,6 | -221,5 | 68,3% |
Чистые комиссионные доходы | 16,3 | 21,0 | 28,8% |
Доход от основной деятельности | 129,9 | 173,2 | 33,3% |
Создание резервов под обесценение | -63,2 | -154,7 | 144,8% |
Расходы на содержание персонала и административные расходы | -67,5 | -76,4 | 13,2% |
Чистый (убыток)/прибыль | 4,6 | -59,6 | - |
Источник: сост. авт. по: годовой отчет ВТБ за 2009 год
Исторически чистые процентные доходы являются основной статьей доходов группы ВТБ. В 2009 году чистые процентные доходы составили 152,2 млрд. рублей, превысив на 34,0% аналогичный показатель прошлого года, в первую очередь за счет увеличения среднегодовых объемов кредитования и роста процентных ставок.
Процентные расходы Банка выросли на 68,3% в 2009 году, что в первую очередь обусловлено ростом процентных расходов по привлеченным
средствам кредитных организаций. К данной категории расходов относятся, в частности, расходы по обслуживанию средств, привлеченных от Банка России, во многом определявших стоимость фондирования ВТБ в первом полугодии 2009 года. В третьем-четвертом квартале 2009 года ВТБ полностью погасил наиболее дорогие необеспеченные кредиты Банка России, что положительно отразилось на динамике процентных расходов.
В отчетном периоде комиссионные доходы ВТБ выросли на 28,8% — до 21,0 млрд. рублей. Позитивная динамика была обусловлена увеличением клиентской базы в корпоративном и розничном бизнесах, развитием инвестиционно-банковского бизнеса и ростом объема операций, генерирующих комиссионные доходы.
В отчетном периоде группа ВТБ сформировала значительный резерв под обесценение кредитного портфеля в связи с ухудшением экономического положения корпоративных клиентов в период финансового кризиса. Расходы на создание резерва выросли до 154,7 млрд. рублей, при этом в течение отчетного периода в результате улучшения экономической ситуации темпы роста расходов последовательно замедлялись, снизившись с 7,1% в годовом исчислении в первом квартале 2009 года до 4,3% в третьем и четвертом кварталах. Наибольший удельный вес в объеме резерва под обесценение приходится на резервы по корпоративным кредитам
Расходы на содержание персонала и административные расходы группы ВТБ выросли в 2009 году на 13,2% и достигли 76,4 млрд. рублей. Основной причиной роста стало активное развитие инвестиционно-банковского и розничного направлений бизнеса.
Финансовый результат ВТБ за 2009 год был отрицательным, составив 59,6 млрд. рублей.
Рассмотрим динамику основных коэффициентов деятельности Банка ВТБ за последние два года:
Таблица 2.3.
Основные финансовые показатели
Ключевые коэффициенты | 2008 | 2009 | Изменение |
Чистая
процентная маржа
(чистый процентный доход/активы)*100% |
4,8% | 4,6% | -0,2% |
Рентабельность
активов
(чистая прибыль/активы)*100% |
0,2% | -1,6% | -1,8% |
Рентабельность
капитала
(чистая прибыль/собственный капитал)*100% |
1,3% | -13,7% | -15% |
Достаточность
капитала
(собственные средства/активы)*100% |
17,3% | 20,7% | 3,4% |
Отношение
расходов к доходам
(расходы/доходы)*100% |
51,9% | 44,1% | -7,8% |