Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:20, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Зачастую приходится действовать в ситуации недостаточности и недостоверности информации, что значительно осложняет процедуры разработки и принятия управленческих решений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Понятие среды организации, внутренняя и внешняя среда организации 5
1.2. Основные методы анализа среды организации 11
1.3. Разработка стратегии организации с использованием результатов стратегического анализа среды 18
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОАО БАНК ВТБ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ SWOT-АНАЛИЗА 22
2.1. Краткая характеристика ОАО Банк ВТБ 22
2.2. Анализ основных финансово-экономических показателей ОАО Банк ВТБ 26
2.3. Анализ эффективности стратегии развития ОАО Банк ВТБ на основе SWOT-анализа 30
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОАО БАНК ВТБ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»
Факультет управления и региональной экономики
Кафедра
менеджмента
Методы анализа среды и их значение в определении стратегии развития организации (на примере ОАО Банк ВТБ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
дисциплине «Стратегический менеджмент»
Выполнила:
Проверила:
Волгоград
2010
Оглавление
Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Зачастую приходится действовать в ситуации недостаточности и недостоверности информации, что значительно осложняет процедуры разработки и принятия управленческих решений.
Неопределенность обстановки повышает риск провала стратегии организации и затрудняет расчет затрат и вероятностей рисков, связанных с альтернативными стратегическими направлениями. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных предприятий остро ощущают потребность в систематическом и оперативном сборе всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Анализ этой информации дает возможность свести все полученные данные к модели, которая будет понятной и согласно которой можно действовать.
Проблема
взаимоотношения организации и
среды в науке стала
Объектом исследования является совокупность методов, используемых для определения стратегии развития ОАО Банк ВТБ.
Предмет – система организационно-экономических отношений, возникающих в процессе определения стратегии развития.
Цель курсовой работы заключается в изучении теоретических основ анализа среды организации и разработке практических рекомендаций по определению стратегии развития ОАО Банк ВТБ на основе результатов анализа среды.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
Теоретическая и эмпирическая база исследования представлена учебниками и учебными пособиями отечественных и зарубежных авторов, статьями периодических изданий, Интернет-источниками по данной тематике, а также Уставом, годовыми, социальными отчетами и др. документами ОАО Банк ВТБ за последние годы.
В данной работе нашли применение следующие методы исследования:
Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованной литературы. Её содержание изложено на 48 страницах машинописного текста, содержит 6 рисунков, 7 таблиц, список использованной литературы включает 45 наименований.
Любая
организация находится и
Среду
любой организации принято
Рис. 1.1. Внутренняя и внешняя среда организации
Источник: сост. авт. по: Грузинов В. П. Экономика предприятия [Текст]: учеб. пособие для студ. Вузов / В. П. Грузинов, В. Д. Грибов. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208 с.
Рассмотрим подробнее внутреннюю и внешнюю среды организации.
Внутренняя среда – та часть общей среды, которая находится в пределах организации и является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени [36].
Внутренняя
среда экономических
Управление
производством состоит в
Финансовый аспект включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации [4]. К ним относятся: составление бюджета и финансового плана, формирование денежных ресурсов, поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности, оценка финансового потенциала организации и др.
Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации [2].
Управление персоналом связано с такими процессами как взаимодействие менеджеров и рабочих, наем, обучение и продвижение кадров, оценка результатов труда и стимулирование и т.п.
Организационный аспект включает в себя коммуникационные процессы, организационные структуры, распределение прав и ответственности, иерархию подчинения и др.
Кроме того, внутренняя среда полностью пронизывается организационной культурой, которую также можно считать её составным элементом и подвергать серьезному изучению.
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе [15].
Внешняя среда подразделяется на микро- и макроокружение.
При изучении микроокружения можно выделить следующие его элементы:
Конкуренты. Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы.
Конкуренцию составляют не только внутриотралевые организации, производящие аналогичную продукцию и реализующие ее на одном и том же рынке, но и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт.
Макроокружение
создает общие условия
Экономическая компонента. Её изучение позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Совершенно очевидно, что это является жизненно важным для организации, так как доступ к ресурсам очень сильно определяет состояние входа в организацию. Изучение экономики предполагает анализ ряда показателей: величины валового национального продукта, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п.