Методы анализа среды и их значение в определении стратегии развития организации (на примере ОАО Банк ВТБ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Зачастую приходится действовать в ситуации недостаточности и недостоверности информации, что значительно осложняет процедуры разработки и принятия управленческих решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Понятие среды организации, внутренняя и внешняя среда организации 5
1.2. Основные методы анализа среды организации 11
1.3. Разработка стратегии организации с использованием результатов стратегического анализа среды 18
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОАО БАНК ВТБ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ SWOT-АНАЛИЗА 22
2.1. Краткая характеристика ОАО Банк ВТБ 22
2.2. Анализ основных финансово-экономических показателей ОАО Банк ВТБ 26
2.3. Анализ эффективности стратегии развития ОАО Банк ВТБ на основе SWOT-анализа 30
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОАО БАНК ВТБ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

   Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский  государственный университет»

Факультет управления и региональной экономики

Кафедра менеджмента 
 
 
 
 

Методы  анализа среды  и их значение в определении стратегии развития организации (на примере ОАО Банк ВТБ)

КУРСОВАЯ  РАБОТА

   по  дисциплине «Стратегический менеджмент»  
 
 
 
 

                  Выполнила:  

                  Проверила: 
                   
                   
                   
                   
                   

Волгоград

2010

 

Оглавление

 

Введение

     Актуальность  темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Зачастую приходится действовать в ситуации недостаточности и недостоверности информации, что значительно осложняет процедуры разработки и принятия управленческих решений.

     Неопределенность обстановки повышает риск провала стратегии организации и затрудняет расчет затрат и вероятностей рисков, связанных с альтернативными стратегическими направлениями. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных предприятий остро ощущают потребность в систематическом и оперативном  сборе всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Анализ этой информации дает возможность свести все полученные данные к модели, которая будет понятной и согласно которой можно действовать.

     Проблема  взаимоотношения организации и  среды в науке стала рассматриваться  впервые в работах А. Богданова  и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Исследованием этого вопроса  занимались также такие известные  теоретики, как: М. Мэскон, М. Альберт, Ф. Хедоури, М. Портер, К. Боумэн, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел, Г. Минцберг, ставший родоначальником одной из школ стратегического менеджмента – школы внешней среды.

      Объектом  исследования является совокупность методов, используемых для определения стратегии развития ОАО Банк ВТБ.

      Предмет – система организационно-экономических отношений, возникающих в процессе определения стратегии развития.

      Цель курсовой работы заключается в изучении теоретических основ анализа среды организации и разработке практических рекомендаций по определению стратегии развития ОАО Банк ВТБ на основе результатов анализа среды.

      Поставленная  цель потребовала решения следующих  задач:

  • Исследовать теоретические знания о внешней и внутренней среде организации, их компонентах;
  • Описать основные методы анализа среды организации;
  • Изучить, как можно использовать результаты стратегического анализа при разработке стратегии развития;
  • Дать краткую характеристику ОАО Банк ВТБ и показать динамику основных технико-экономических показателей банка;
  • Проанализировать эффективность стратегии ОАО Банк ВТБ с помощью проведения SWOT-анализа;
  • Разработать мероприятия по совершенствованию стратегии развития ОАО Банк ВТБ.

      Теоретическая и эмпирическая база исследования представлена учебниками и учебными пособиями отечественных и зарубежных авторов, статьями периодических изданий, Интернет-источниками по данной тематике, а также Уставом, годовыми, социальными отчетами и др. документами ОАО Банк ВТБ за последние годы.

    В данной работе нашли применение следующие методы исследования:

    • Аналитический метод обработки информации;
    • Метод SWOT-анализа
    • Метод обобщения;
    • Графический метод и т.д.

      Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованной литературы. Её содержание изложено на 48 страницах машинописного текста, содержит 6 рисунков, 7 таблиц, список использованной литературы включает 45 наименований.

 

1. Теоретические основы анализа среды организации

      1.1. Понятие среды  организации, внутренняя  и внешняя среда организации

 

     Любая организация находится и функционирует  в среде. В менеджменте под  средой  организации  понимается  наличие   условий   и   факторов,   которые воздействуют на функционирование фирмы  и  требуют  принятия  управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним [1].

     Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из двух сфер: внутреннюю и внешнюю. Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на микросреду (или непосредственное окружение, или  среду прямого воздействия) и макросреду (или общую, или среду косвенного воздействия) (рис. 1.1).

     

      Рис. 1.1. Внутренняя и внешняя среда  организации

      Источник: сост. авт. по: Грузинов В. П. Экономика  предприятия [Текст]:  учеб. пособие для студ. Вузов / В. П. Грузинов, В. Д. Грибов. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208 с.

      Рассмотрим  подробнее внутреннюю и внешнюю  среды организации.

     Внутренняя  среда – та часть общей среды, которая находится в пределах организации и является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени [36].

      Внутренняя  среда экономических организаций  включает в себя множество элементов (или аспектов), основными среди которых являются:

  • производственный аспект;
  • финансовый аспект;
  • маркетинговый аспект;
  • кадровый аспект;
  • организационный аспект.

      Управление  производством состоит в осуществлении  управления  процессом переработки сырья, материалов  и  полуфабрикатов,  поступающих  на  входе  в организацию, в продукт, который организация предлагает  внешней  среде. 

      Финансовый  аспект включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации [4]. К ним относятся:  составление бюджета и финансового плана,   формирование денежных  ресурсов, поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности, оценка финансового потенциала организации и др.

        Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой  деятельности по  реализации   созданного   организацией   продукта   увязать   в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации  и достижение целей организации [2].

     Управление  персоналом связано с такими процессами как взаимодействие менеджеров и рабочих, наем, обучение и продвижение кадров, оценка результатов труда и стимулирование и т.п.

     Организационный аспект включает в себя коммуникационные процессы, организационные структуры, распределение прав и ответственности, иерархию подчинения и др.

     Кроме того, внутренняя среда полностью  пронизывается организационной культурой, которую также можно считать её составным элементом и подвергать серьезному изучению.

     Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе [15].

     Внешняя среда подразделяется на микро- и  макроокружение.

  1. Микроокружение – та часть общей среды организации, которая оказывает прямое влияние на её работу. Главная особенность заключается в том, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание взаимодействия с микросредой и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз ее дальнейшему существованию.

     При изучении микроокружения можно выделить следующие его элементы:

     Покупатели. Анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения организации  в первую очередь имеет своей  задачей составление   профиля   тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое [4].
     Поставщики. Анализ   поставщиков   направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта [16].

     Конкуренты. Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить   слабые   и   сильные    стороны    конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы.

     Конкуренцию составляют не только внутриотралевые  организации, производящие аналогичную  продукцию и реализующие ее на одном и том же рынке, но и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт.

     Рынок рабочей силы. Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами, необходимыми для решения ею своих задач. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на этом рынке кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы [8].
     2. Макроокружение – та часть общей среды организации, которая взаимодействует с ней опосредовано, т.е. это та часть внешней среды, на которую организация никак не может повлиять, и вынуждена к ним приспосабливаться.

     Макроокружение  создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительно к отдельно взятой организации. Можно выделить следующие компоненты макроокружения:

     Экономическая компонента. Её изучение позволяет понять то, как   формируются   и   распределяются ресурсы. Совершенно очевидно, что это является жизненно важным для организации, так как доступ к ресурсам очень сильно определяет состояние входа в организацию. Изучение экономики предполагает анализ ряда показателей: величины валового национального продукта, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п.

Информация о работе Методы анализа среды и их значение в определении стратегии развития организации (на примере ОАО Банк ВТБ)