Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:20, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Зачастую приходится действовать в ситуации недостаточности и недостоверности информации, что значительно осложняет процедуры разработки и принятия управленческих решений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Понятие среды организации, внутренняя и внешняя среда организации 5
1.2. Основные методы анализа среды организации 11
1.3. Разработка стратегии организации с использованием результатов стратегического анализа среды 18
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОАО БАНК ВТБ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ SWOT-АНАЛИЗА 22
2.1. Краткая характеристика ОАО Банк ВТБ 22
2.2. Анализ основных финансово-экономических показателей ОАО Банк ВТБ 26
2.3. Анализ эффективности стратегии развития ОАО Банк ВТБ на основе SWOT-анализа 30
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОАО БАНК ВТБ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
В целом проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа (рис. 1.3). В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные
стороны
(strengths) |
Возможности
(opportunities) |
Слабые
стороны
(weaknesses) |
Угрозы
(threats) |
Рис.1.3. Матрица SWOT-анализа
Источник:
сост. авт.
Для дальнейшей работы матрица расширяется до следующей таблицы:
Таблица 1.2.
Расширенная матрица SWOT-анализа
Рыночные возможности | Рыночные угрозы | |
Сильные стороны предприятия | Поле СИВ | Поле СИУ |
Слабые стороны предприятия | Поле СЛВ | Поле СЛУ |
Источник: сост. авт.
На пересечении блоков образуется четыре поля: СИВ (сила и возможности), СИУ (сила и угрозы), СЛВ (слабость и возможности), СЛУ (слабость и угрозы). На каждом из полей необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.
При изучении среды организации также используют метод SNW.
SNW-анализ
– это усовершенствованный
Таким образом, существует огромное количество методов анализа среды. Для изучения внешнего окружения чаще используются методы PEST и DRETS-анализа, модель пяти сил М. Портера. Внутренняя среда исследуется с помощью функционально-стоимостного, сравнительного, портфельного анализа и пр. Методами, позволяющими получить информацию как о внешней, так и о внутренне среде, являются SWOT и SNW-анализ.
В общем виде процесс разработки стратегии состоит из ряда последовательных этапов.
1 этап: проведение всестороннего анализа внутреннего состояния компании, в результате которого выделяют её сильные и слабые стороны, оценивают возможности ресурсного обеспечения действий, направленных на достижение поставленных целей. При этом учитываются как ресурсы самой компании (в частности, перераспределение средств между стратегическими зонами хозяйствования), так и возможность получения этих ресурсов извне (например, займы). Также на этом этапе детально изучается внешняя макро- и микросреда компании, проводится оценка риска с учетом выявленных возможностей и угроз [40].
2 этап: на данном этапе разработки стратегии формулируются стратегические альтернативы, учитывающие различные состояния внешней среды, ресурсов компании и стратегические цели. Различных альтернатив может быть достаточно много, но на практике они ограничиваются: потенциальными возможностями организации, зависящими от степени новизны товара, уровня экономического развития предприятия, доступности финансовых ресурсов, квалификации персонала и т.д. [11].
На данном этапе отбираются те альтернативы развития, которые находятся в плоскости пересечения трех окружностей, т.е. в секторе А (рис. 1.4).
Рис.1.4. Соотношение целей, ресурсов и возможностей рынка
Источник: Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Экономистъ, 2006. – 416 с.
Оценивая стратегические альтернативы, необходимо определить, повлияют ли они на гибкость компании, усилят или ослабят степень её уязвимости, позволят ли использовать эффект синергии или превратят его в тормоз развития и т.д. В реальной жизни возможные варианты стратегии предприятия, как правило, не исключают друг друга и могут по-разному комбинироваться.
Таким образом, стратегический анализ является важнейшим и фундаментальным этапом в процессе разработки стратегии. От степени проработки этого предварительного этапа во многом зависит эффективность будущей стратегии, т.к. именно в процессе анализа внешней и внутренней среды собирается вся необходимая информация для дальнейшего формирования стратегических альтернатив.
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и привести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией [28]. При этом внутренняя среда изучается для того, чтобы вскрыть сильные и слабые стороны организации, а внешнее окружение изучается стратегическим управлением, в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении [15].
Как уже отмечалось выше, наиболее часто используемым методом анализа среды является SWOT-анализ. Это объясняется двумя причинами: во-первых, SWOT-анализ является универсальным методом, позволяющим получать информацию и о внешней и о внутренней среде одновременно, а во-вторых, результатом анализа выступает набор уже готовых стратегических альтернатив.
Место SWOT-анализа в процессе разработки стратегии схематично можно представить в виде схемы представленной на рис. 1.5.
Рис. 1.5. Место SWOT-анализа в процессе разработки стратегии организации
Источник: сост. авт. по: Илышев А. М., Илышева Н. Н., Селевич Т. С. Стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике России. – М.: Инфра-М, 2010 г., 488 стр.
В процессе проведения SWOT-анализа сопоставляются сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы внешней среды, вследствие чего формируется матрица, содержащая четыре поля и, соответственно, четыре группы стратегических альтернатив (см. табл. 1.2):
Следует заметить, что стратегии, формулируемые в поле СЛУ – защитные. Они используются для уменьшения или предотвращения потерь (убытков), и не способны «создавать успех». Для развития используются остальные три типа стратегий [34].
Данные стратегические направления ложатся в основу стратегического видения компании, с их помощью формулируется стратегия развития организации, её цели и задачи.
Таким
образом, процесс стратегического управления
включает в себя несколько этапов, начальным
из которых является системный сбор и
анализ информации о среде организации.
Этот этап во многом определяет успешность
дальнейшей работы по определению стратегии
предприятия.
Вывод по главе 1:
Любая организация функционирует в сложной динамичной среде, поэтому для преодоления таких неопределенных условий необходим постоянный сбор информации о состоянии как внутренней, так и внешней среды. Дальнейший анализ полученных данных может проводиться посредством использования различных методов и схем, например модели пяти сил М. Портера, SWOT или SNW-анализа. В результате руководство фирмы получает всю необходимую информацию для дальнейшего выбора направлений развития компании и формирования стратегии.
Открытое акционерное общество «Банк ВТБ» учреждено в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об акционерных обществах», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Уставом. Банк был создан 16 октября 1990 года с наименованием «Банк внешней торговли РСФСР (Внешторгбанк РСФСР)» в соответствии с учредительным собранием акционеров.
Банк был создан для обслуживания внешнеэкономических операций России и содействия интеграции страны в мировое хозяйство. Основными направлениями деятельности Банка стали обслуживание и кредитование участников внешнеэкономической деятельности, международные расчеты, межбанковские операции и торговля драгоценными металлами.
С 19 октября 2006 года полное фирменное наименование Банка на русском языке изменяется на Банк БТБ (открытое акционерное общество), на английском языке - на VTB Bank (open joint-stock company).
Банк имеет сокращенное фирменное наименование на русском языке – ОАО Банк ВТБ и сокращенное фирменное наименование на английском языке - JSC VTB Bank.
Уставный капитал ОАО Банк ВТБ на 12 ноября 2009 г. сформирован в сумме 104,6 млрд. рублей и разделен на 10 460 541 337 338 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 0,01 (ноль целых одна сотая) рубля каждая. Акционерами Банка могут быть юридические и физические лица. Акции ВТБ обращаются на ММВБ, РТС, а также на Лондонской фондовой бирже в форме глобальных депозитарных расписок. Главный акционер ВТБ с долей в 85,5% – Правительство РФ.
В 2007 году среди российских банков ВТБ первым провел первичное публичное размещение своих акций. Это стало крупнейшим на тот момент международным банковским IPO. Объем привлеченных средств в капитал Банка составил 8 млрд. долларов, в России акционерами Банка стало свыше 120 тыс. граждан страны. Средства, полученные в ходе IPO, позволили ВТБ войти в число 100 крупнейших банков мира по размеру собственного капитала.
Банк имеет круглую печать со своим полным и сокращенным фирменным наименованием на русском языке, штампы и бланки, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке знак обслуживания и другие средства визуальной идентификации.
Место нахождения Общества: Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул . Большая Морская, д. 29.