Методологические основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:27, контрольная работа

Описание работы

Развитие рыночной экономике в нашей стране подтвердило тот факт, что успех организации зависит от ряда факторов, среди которых важнейшим является менеджмент. Эффективный менеджмент должен обеспечить организации преимущество перед конкурентами. Этим объясняется повышенное внимание к менеджменту во всем мире и в современной России.

Работа содержит 1 файл

!Учебное пособие - Лекции_менеджмент гнездова.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

Основные принципы менеджмента  включают в себя:

  • принцип научности предполагает систему знаний, установленных наукой (важно понимать причины несовпадения целей и результатов, видеть противоречия между теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в них);
  • принцип системности и комплексности (важно видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию, например, как в Японии: «подсистема пожизненного найма», «подсистема подготовки на рабочем месте», «подсистема ротации кадров», «подсистема репутаций», «подсистема оплаты труда», которые взаимодополняют друг друга и обеспечивают рост производительности труда, жизненного уровня и мотивированности персонала, экономический рост всей страны);
  • принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений (за реализацию коллегиально принятого решения персональную ответственность несет руководитель организации);
  • принцип демократического централизма означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении, соотношение прав и ответственности между руководством и коллективом;
  • принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организаций) и территориальных интересов (экология, занятость населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов);
  • принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;
  • принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации (через общую заинтересованность в результатах труда) и здоровой состязательности (конкуренции) между ее членами;
  • постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.

Уровни управления

По Парсонсу (социолог), руководители в организации могут быть отнесены (разделены) к следующим уровням управления: технический, управленческий и институциональный (рис.1.3).

Рис.1.3. Схематическое  изображение основных уровней управления

На техническом уровне руководители в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг в обеспечение ее успешного функционирования. На управленческом уровне руководители в основном обеспечивают управление и координацию работ внутри организации, согласование различных форм деятельности и усилий подразделений. На институциональном уровне руководители заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями организации с внешней средой, а также с обществом, в котором существует и функционирует данная организация.

Более широкое распространение  в практике менеджмента получил другой способ описания трех уровней управления, при котором выделяются: высший, средний и низовой уровень (звено) управления.

Руководители среднего звена обеспечивают координацию и руководят работой  младших начальников. Характер работы руководителя среднего звена в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом, руководители среднего звена как социальная группа испытывают особенно сильное влияние различных изменений экономического и технологического характера на производстве в течение 80-90-х годов, волна корпоративных слияний для повышения эффективности компаний также вызвала радикальное сокращение руководителей этого звена.

Основные методы в  менеджменте

Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия  на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Через  методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

В практике управления одновременно применяют различные методы и их сочетания:

  • организационно-административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Объективной основой использования  этих методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления – функция организации, задача организационно – административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Эти методы опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право.

Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.

В рамках организации возможны три  формы проявления организационно-административных методов:

1) обязательное предписание (приказ, запрет);

2) согласительные (консультации, компромисс);

3) рекомендации, пожелания.

Организационно-административные методы отличаются от других четкой адресностью директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины.

Экономические методы управления базируются на материальных интересах людей. Эти методы используются на разных уровнях управления: на макроуровне (национальной экономики), на микроуровне (предприятия) и на уровне отдельного работника. Использование экономических методов управления в целях индивидуальной мотивации трудовой деятельности работников проявляется при оплате труда. Существуют две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная.

Повременная оплата труда зависит  от отработанного времени и определяется обычно фиксированной величиной в виде месячного оклада. При сдельной форме оплаты труда вознаграждение ставится в прямую зависимость от выполненной работы. Для усиления заинтересованности персонала в результатах работы организации используется премиальная система. При этом размер и порядок выплаты премиального вознаграждения увязываются обычно с результатами работы, выраженными важнейшими экономическими показателями: объёмом произведенной продукции, объёмом товарооборота, размером полученной прибыли или дохода и т. п.

В акционерных обществах все  большее применение получает практика распространения части акций  среди работников предприятий, что  должно усиливать заинтересованность персонала в результатах работы предприятия, т.к. если предприятие работает рентабельно, то его работники получат дополнительно к заработной плате и премиям часть прибыли в виде дивидендов по имеющимся у них акциям.

Социально-психологические методы включают разнообразный арсенал способов и приемов, разрабатываемых социологией, социальной психологией, психологией личности, психологией труда и другими науками, изучающими человека и межличностные отношения.

Социально-психологические методы управления используются для решения следующих задач: диагностики профессиональной пригодности работников; оптимального подбора и расстановки кадров, т.е. для наиболее рационального формирования персонала; регулирования межличностных отношений в коллективе; повышения эффективности стимулирования деятельности работников; повышения эффективности воспитательной работы в коллективе и укрепления дисциплины; рационализации трудовых процессов.

Социально-психологические методы управления используются обычно в сочетании с экономическими и организационно распорядительными методами, что повышает эффективность их воздействия.

Вопросы для самопроверки по теме 1.2.

 

  1. Дайте определение понятию «внешняя среда»?
  2. Дайте определение понятию «макросреда»?
  3. Перечислите основные факторы макросреды?
  4. Что такое PEST-анализ?
  5. Дайте определение понятию «микросреда»?
  6. Перечислите элементы микросреды?
  7. Дайте определение понятию «внутренняя сре<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char

Информация о работе Методологические основы менеджмента