Методологические основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:27, контрольная работа

Описание работы

Развитие рыночной экономике в нашей стране подтвердило тот факт, что успех организации зависит от ряда факторов, среди которых важнейшим является менеджмент. Эффективный менеджмент должен обеспечить организации преимущество перед конкурентами. Этим объясняется повышенное внимание к менеджменту во всем мире и в современной России.

Работа содержит 1 файл

!Учебное пособие - Лекции_менеджмент гнездова.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

Под моделями менеджмента  следует понимать методологический подход к процессу принятия управленческих решений, к формированию целевой ориентации процесса управления, созданию коллектива (команды) управленцев и корпоративного стиля поведения.

Наиболее ярко культурные и институциональные различия моделей  менеджмента наблюдаются в Японии, Соединенных Штатах Америки, Европе и Азии.

Японский подход к менеджменту  основан на коллективных ценностях  и ставит интересы группы выше интересов индивида, который должен стремиться к нивелированию своих собственных нужд и потребностей до уровня общих потребностей коллектива, не выделяться, участвовать в достижении общих целей и создании гармоничных отношений.

Японская модель менеджмента базируется на принципах: коллективной ответственности  за результаты и качество продукции; ориентации деятельности на достижение общей, единой цели; ротации рабочих мест и отсутствии постоянного на какой-то период закрепления рабочего за своим рабочим местом; доверия к подчиненным; социальной, экономической, юридической и иной защиты работников; необходимости планирования карьеры как реальной возможности развития навыков и приобретения знаний; высокой степени рационализации и адаптации управления к практически существующим условиям деятельности хозяйствующего субъекта; рабочей этики, базирующейся на четком следовании принятому в коллективе образу жизни, лояльности к коллегам.

Американская модель менеджмента  противоположна японскому и основана на равенстве, конкуренции и сотрудничестве, а также содержит в качестве базового научный менеджмент.

Основные характеристики американской модели менеджмента: применение научного менеджмента в качестве основной школы для производственного менеджмента; индивидуализм менеджеров, основанный на их личных интересах и потребностях; использование моделей человеческих отношений в процессе формирования социально-психологического климата в коллективе и достижения поставленных целей деятельности; применение ситуационного менеджмента для исследования внешней среды и построения стратегических целей. Американский стиль менеджмента в научной литературе отождествляется с технократическим подходом к управлению, который вступает в противоречия с европейскими культурными традициями.

Основные характеристики европейской  модели менеджмента: необходимость научного обоснования рациональности принимаемых решений и деидеологизации процесса принятия решений; разработка стратегических целей, программ и планов, имеющих более прагматический, чем теоретический характер, и в большей степени адекватных ситуациям, создаваемым элементами внешней и внутренней среды; необходимость предвидения отклонений фактических результатов выполнения работ от запланированных вследствие различий эмоционально-психологического настроя каждого работника и проявления его творческой инициативы; потребность планирования мероприятий по творческому, совместному и взаимному обучению менеджеров всех уровней и работников всех возрастов, позволяющих осуществлять саморазвитие коллектива.

На арабскую модель менеджмента  большое влияние оказывают религиозные традиции ислама, семейные и дружеские отношения, интересы сообществ. Арабская модель менеджмента обладает собственной системой ценностей и отличается следующими характеристиками: планирование результатов ориентировано не на трудовой процесс, а на индивидуальность работника как личности; необходимость предвидения в процессе работы социальных условностей поведения работников различного пола; подбор персонала и менеджеров по признаку принадлежности к одной семье, сообществу (клану); недооценка временного ресурса как наиболее ценного и временных ограничений любых процессов, в том числе и коммуникативных.

По оценкам экспертов, в российском менеджменте присутствуют в основном две модели – византийский и русский. Византийская модель является сочетанием европейской и азиатской культуры ведения дел, и его признаками являются: применение двойного процесса принятия управленческих решений; применение принципа «разделяй и властвуй»; существование кланов. Русская модель менеджмента обладает несколькими признаками: похожа на американский, характеризуется ориентацией на конечный результат, индивидуализмом в принятии решений, использованием разнообразных средств и методов достижения поставленных целей; демократизм в общении с сотрудниками и рабочими, умение использовать социально – психологические методы активации труда работников; осуществление функций контроля и регулирования над всем циклом производства от поставки ресурсов, комплектующих, запасных частей, производства продукции и услуг до сбыта; горизонтальная интеграция на основе диверсифицированных стратегий проникновения на региональные рынки, участие в выборах губернаторов и мэров городов с целью лоббирования интересов хозяйствующего субъекта на территориальном рынке; направление в органы государственной законодательной ветви власти федерального и субъектного уровней менеджеров, представляющих интересы корпорации, для профессиональной деятельности по совершенствованию законодательной базы, налоговой, таможенной и судебной систем; недоверие менеджеров высшего звена своим подчиненным и неиспользование права делегирования части функций и полномочий менеджерам среднего уровня, а также неумение стимулировать и интенсифицировать деятельность наемных менеджеров, определять эффективные экономические механизмы управления коллективом менеджеров, выявлять перспективы карьерного роста и строить программы повышения квалификации.

Вопросы для самопроверки по теме 1.1.

  1. Назовите основные этапы развития менеджмента?
  2. В чем сущность современного этапа развития менеджмента?
  3. Назовите великие принципы управления Ф.У.Тейлора?
  4. Назовите основные принципы производства Г.Форда?
  5. Назовите принципы административного менеджмента А.Файоля?
  6. В чем суть школы человеческих отношений?
  7. Что является предметом изучения бихевиористической школы менеджмента?
  8. В чем суть школы социальных систем?
  9. В чем суть количественной школы менеджмента?
  10. Что такое эмпирическая школа менеджмента?
  11. Определите особенности процессного подхода в менеджменте?
  12. Дайте определение понятию «система»?
  13. Что такое ситуационные переменные?
  14. Охарактеризуйте японскую модель менеджмента?
  15. Перечислите основные характерные черты американской модели менеджмента?

 

Тема 1.2. Менеджмент в условиях рыночной экономики

На деятельность компании на рынке  влияют факторы внешней среды  и особенности внутренней среды  организации. Внешняя среда –  совокупность факторов и условий вне организации, оказывающих воздействие на ее деятельность. Внешняя среда разделяется на факторы косвенного (макросреда) и прямого (микросреда) воздействия.

Макросреда – факторы косвенного воздействия, оказывающие влияние  на микросреду. К ним относят следующие  группы факторов:

  1. Экономические факторы – факторы, определяющие развитие экономических процессов в национальной экономике (темпы роста ВВП, внешние долги и т.п.), влияние бюджетной и налоговой политики государства на платежеспособность населения, инвестиционную привлекательность национальной экономики, устойчивость национальной валюты и др.
  2. Политико-правовые факторы – факторы, определяющие развитие политических процессов, стабильность законодательных норм в национальной экономике и т.п.
  3. Технико-технологические факторы – факторы, определяющие тенденции развития научно-технического прогресса и связанных с ним изменениях технологического базиса производства.
  4. Социо-культурные факторы – факторы, определяющие демографическую структуру населения и тенденции развития, нормы, обычаи и ценности населения и др. Социальная среда во многом определяет состояние рынка труда и численность трудоспособного населения. Изменения социальной среды  оказывают воздействие на определенные рынки товаров или услуг.

Анализ этих факторов называют PEST-анализом (альтернативные названия – GETS-анализ, СТЭП-анализ).

Факторы макросреды оказывают различное, изменяющееся со временем влияние на стратегию бизнеса. Причины и  следствия этих перемен необходимо рассматривать в связи с их влиянием на конкурентное позиционирование. Цель PEST-анализа заключается не просто в составлении перечня факторов внешней среды, но и в выявлении изменений или тенденций развития факторов внешней среды; концентрации внимания на тенденциях, которые имеют наибольшее значение для организации; учета происходящих перемен при разработке стратегий организации.

Статический анализ факторов внешней  среды необходимо дополнить динамическим анализом, что позволит выявить тенденции ее развития и определить уровень возможных изменений.

В настоящее время наиболее значимыми, как правило, являются:

– уровень инфляции и инфляционные ожидания;

– уровень политической стабильности;

– научно-технический прогресс в  отрасли.

Для анализа и прогноза развития макросреды используются разнообразные методы: прогнозирование отдельных тенденций и событий, сценарный анализ, имитационное моделирование, факторный анализ, широко используются экспертные методы. К сожалению, указанные методы пока не получили в российской практике широкого распространения по разным причинам, в том числе из-за отсутствия надежной информационной базы.

Микросреда – факторы, оказывающие прямое влияние на деятельность конкретной организации и определяющие ее конкурентоспособность в сравнении с другими организациями, действующими в той или иной отрасли. К элементам микросреды относятся:

  1. Поставщики ресурсов – хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), располагающие ресурсами, необходимыми организации для ее эффективной деятельности
  2. Потребители продукции (работ, услуг) – хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), испытывающие спрос на продукцию (работы, услуги), предлагаемые конкретной организацией.
  3. Конкуренты – хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), соперничающие на конкретном рынке и производящие продукцию (работы, услуги), которые способны удовлетворить аналогичные потребности потенциальных покупателей. Посредники – хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), способствующие в продвижении, распространении и сбыте товаров организации.
  4. Контактные аудитории – это системы и социальные группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к деятельности фирмы и могут оказать существенное влияние на её результаты. К ним относятся:
  • государственные органы: налоговые, статистики, лицензирования, санитарного, экологического и других видов надзора;
  • местные власти;
  • общественность: профсоюзы, союзы потребителей, экологические и другие общества;
  • аудиторские и консалтинговые фирмы;
  • независимые средства массовой информации: пресса, радио, телевидение.

Фирма должна учитывать противоречивость интересов отдельных групп в окружении, которые при неудовлетворенности могут оказывать на нее давление с целью изменения ситуации (табл.1.1).

Таблица 1.1

Критерии оценки деятельности фирмы со стороны заинтересованных субъектов

Субъекты

Критерии оценки

Покупатели

Соотношение потребительских  свойств и цены, доступность товара, сервис

Акционеры

Рыночная стоимость  акций, уровень дивидендов

Правительство

Исполнение законов, уплата налогов, поддержка правительственных программ

Профсоюзы

Уровень заработной платы, занятость, профессиональный рост работающих

Кредиторы

Возврат ссуд

Поставщики

Получение постоянных заказов, своевременность их оплаты

Конкуренты

Скорость проникновения  на отраслевые рынки инноваций, укрепление конкурентных преимуществ фирмы

Общественность

Вклад в развитие общества, создание рабочих мест, охрану окружающей среды


Важной особенностью внешней среды является ее неопределенность, которая определяется отсутствием достаточной информации для того, чтобы прогнозировать ее изменения и характер влияния этих изменений на положение организации на рынке.

Влияние на внешнюю среду  предусматривает реализацию мер  по целенаправленному воздействию на факторы внешней среды. В качестве таких мер могут использоваться:

  • стратегия конкуренции как фактор борьбы на рынке. Для этого могут использоваться различные методы, вплоть до демпинга;
  • реклама как метод управления спросом;
  • связи с общественностью как метод повышения имиджа организации в обществе;
  • политическая деятельность как стремление влияния на государство посредством участия в различных общественных организациях и ассоциациях, которые лоббируют интересы своих членов в органах государственного управления.

Таким образом, организация  в рыночном хозяйстве находится  в постоянном взаимодействии с внешней средой, которая является, с одной стороны, источником шансов получения прибыли и устойчивого развития, расширения рынков, с другой, – опасностей и угроз утери завоеванных рыночных позиций, падения спроса на продукцию (услуги), морального старения технологии, нововведений конкурентов и т.п. Для успешного развития организация должна постоянно выявлять имеющиеся и потенциальные возможности в отношении наиболее эффективного использования своих ресурсов (интеллектуальных, информационных, трудовых, материальных, финансовых и др.).

Именно эти ресурсы  составляют рыночный потенциал организации. Они всегда ограничены, неравномерно развиты как в количественном, так и в качественном отношении. Развитость одного вида ресурса может представлять силу по отношению, открывшемуся из окружающей среды шансу (высокий научно-технический потенциал на рынке наукоемкой продукции), и, наоборот, нехватка какого-либо из ресурсов может нести в себе угрозу существованию организации (отсутствие надежных поставок материальных ресурсов ведет к перебоям в производстве и срыву сроков исполнения заказов, потери потенциальных заказчиков и рыночных позиций).

Следовательно, главная  задача организации состоит в  реализации открывающихся во внешней среде благоприятных возможностей (шансов) путем выделения своих сильных сторон и ограничении внешних угроз существованию и развитию организации путем нейтрализации слабых сторон. Ее эффективное решение и определяет содержание менеджмента организации.

Внутреннюю среду организации можно рассматривать как совокупность процессов, в результате которых организация преобразует имеющиеся ресурсы в товары, предлагаемые рынку. В этом случае в составе внутренней среды можно выделить две части:

Информация о работе Методологические основы менеджмента