Методологические основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:27, контрольная работа

Описание работы

Развитие рыночной экономике в нашей стране подтвердило тот факт, что успех организации зависит от ряда факторов, среди которых важнейшим является менеджмент. Эффективный менеджмент должен обеспечить организации преимущество перед конкурентами. Этим объясняется повышенное внимание к менеджменту во всем мире и в современной России.

Работа содержит 1 файл

!Учебное пособие - Лекции_менеджмент гнездова.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ"

 


СМОЛЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ


ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»

 

 

Разработчик: д.э.н., профессор ГНЕЗДОВА Юлия Владимировна

Смоленск, 2012 
.

УДК 658

ББК 65.422

Г 56

 

 

 

Г 56

Гнездова Ю.В. Опорный конспект лекций по дисциплине «Менеджмент» – Смоленск: Смоленский филиал АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации», 2012. – 121 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Издается в авторской редакции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© АНО ВПО ЦС РФ

«Российский университет

 кооперации»

Смоленский филиал, 2012

© Гнездова Ю.В., 2012


 

Введение

 

Развитие рыночной экономике  в нашей стране подтвердило тот  факт, что успех организации зависит от ряда факторов, среди которых важнейшим является менеджмент. Эффективный менеджмент должен обеспечить организации преимущество перед конкурентами. Этим объясняется повышенное внимание к менеджменту во всем мире и в современной России.

Овладение знаниями, умениями и навыками в области современного менеджмента обязательно не только для тех, кто мечтает стать в будущем руководителем и управлять сложным рыночным механизмом. Преуспевающей организацию делает менеджеры, но руками рядовых исполнителей, поэтому судьба и успех предприятия в немалой степени зависит от деловой культуры исполнительного персонала организации. Эта культура формируется в процессе изучения менеджмента. Освоение менеджмента требует от студентов серьезной и вдумчивой работы, плоды которой проявляются в эффективной управленческой или исполнительной работы.

Формирование управленческой деловой культуры – главная задача данного опорного конспекта пособия, которое составляет важную часть комплексного методического обеспечения процесса изучения менеджмента.

Каждая тема подчинена  задаче научить теории современного менеджмента. В них в строго логической последовательности раскрываются основные понятия процесса управления организацией, принципы и методы управленческой деятельности, основные методологические подходы в управлении, обеспечивающие его эффективность.

 

 

Раздел 1. Методологические основы менеджмента

Тема 1.1. Эволюция развития менеджмента как научного направления

Первое, что приходит в голову при  упоминании термина «менеджмент», ¾ это управление. Несмотря на то, что для специалистов эти понятия далеко не синонимы, нужно признать, что менеджмент зародился как особый вид управленческой деятельности и поэтому его рассмотрение вполне справедливо начать с природы и истории развития управления.

История управления несоизмеримо старше истории менеджмента. Когда появились два человека и им понадобилось сделать то, что одному не под силу, возникли зачатки управленческой деятельности: желаемая цель и необходимые для ее достижения совместные действия.

Человечество существует на Земле  около 2 млн. лет. Древние люди вели кочевой  образ жизни и добывали себе пищу, занимаясь охотой и собирательством. Они должны были прокормить собственные семьи и уже тогда решали эту задачу сообща: в племени существовали те, кто охотились, и те, кто готовили пищу и растили детей. Человек ¾ единственное из биологических существ, обладающее возможностью изменять окружающий мир. Только человеку присущ интеллект ¾ тем он и отличается от всех прочих жителей планеты Земля. Со временем люди научились разводить животных и выращивать растения ¾ произошел переход от охотничье-собирательской деятельности к земледелию.

Примерно 10 тыс. лет назад зародилось сельское хозяйство: люди расчищали участки земли от камней, вырубали лес под пастбища и пашни, орошали землю, отводя воду из рек. Этой работе была еще больше присуща определенная направленность, которую кто-то должен был задать, этот человек и становился управляющим. Таким образом, общая цель, совместные действия по ее достижению и направленность (согласованность, скоординированность) этих действий, отчетливо проявляемые уже у древних людей, свидетельствуют о реализации управленческих функций и существовании управления.

Как только доисторические люди стали  жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в трех сферах человеческой деятельности: оборонительной (защита от диких зверей и врагов), политической (установление и поддержание порядка в группе) и экономической (производство и распределение ограниченных ресурсов: пищи, одежды, орудий труда, оружия и др.).1

С развитием первобытного хозяйства управление ежедневными  делами поселений усложнялось. Те, кто осуществлял его, приобретали навыки расчета, предвидения, становясь священниками, фараонами и королями, визирями и министрами. Именно они воплощали власть и управляли богатством в своих обществах.2 Изначально во главе групп людей стоял один человек, но в связи с их дальнейшим ростом и усложнением выполняемых действий возникла необходимость дифференциации функций управления. Однако на это потребовались века.

Природу управления невозможно понять без рассмотрения сферы его осуществления. В этой связи различают три сферы объективной действительности и в соответствии с ними классифицируют процессы управления:

1) управление в неживой природе  (технических системах, т. е. машинами, механизмами, производственно-техническими процессами). Эта область управления является предметом изучения технических наук;

2) управление в живой природе  (биологических системах). Изучается естественными науками;

3) управление в человеческом  обществе (социальных системах, т.  е. воздействие на деятельность людей с различными интересами, объединенных в группы, коллективы). Эта область управления наиболее трудна, поскольку люди неизмеримо сложнее всех объектов живой и неживой природы, и изучается социальными (общественными) науками. Именно в социально-экономических системах можно характеризовать управленческую деятельность термином «менеджмент». В этом и состоит их основное принципиальное, но не единственное различие.

Более чем 3 тысячи лет назад в  Китае уже были известны такие  понятия, как «организация», «функция», «кооперация», «системный подход к деятельности», а также «меры по повышению эффективности», «специализация», разные виды «техники контроля». Их источником явились Конституция Чоу и летописи Менсиса (1100-500 гг. до н. э.). Вопросам государственного управления большое внимание уделил Конфуций (551 (552)-479 гг. до н. э.). В Индии же подобные вопросы были рассмотрены великим государственным деятелем Каутильей ¾ советником царя Чандрагупты в его труде «Артхашастра».7 Нельзя не отметить прогрессивные взгляды на управление генерала Сан Цзу, которому принадлежит первый военный трактат «Искусство войны». В нем он поднимает такие проблемы управления, как планирование, построение организационной структуры и взаимодействие в ее рамках, коммуникации и пр.

Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. Большой вклад в развитие данных взглядов внес Платон (427-347 гг. до н. э.). Он говорил, что человек не может одновременно одинаково хорошо работать и по камню, и по железу, и по дереву. Более того, каменщик не должен затачивать сам свой инструмент. А деятельность по управлению является важным элементом системы жизнеобеспечения общества.

Сократ (469-399 гг. до н. э.) считал, что успешным правителем может и должен быть тот, кто успешен в своих делах. Анализируя деятельность управленцев в различных сферах, он сформулировал нечто, что можно назвать универсальным принципом управления: поставить нужного человека в нужное место и добиться выполнения своих указаний.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) заложил основы учения о домохозяйстве (сегодня ¾ экономическая теория), в рамках которой указывал на необходимость разработки «господской науки», обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими.

Ксенофонт (ок. 430-355 (354) гг. до н. э.) интересуется проблемами повышения эффективности труда работников и мотивацией. Большое внимание уделяет разделению труда, в том числе и в области управления.

Среди представителей Римской империи  особо следует выделить Катона Старшего (234-149 гг. до н. э.). Он предлагал владельцу земли дать управляющему план работы на год и смотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано и что осталось сделать. После чего владелец земли должен требовать у управляющего отчет о проделанной работе и объяснения, почему часть ее не выполнена.

Весомый вклад в развитие проблем управления внес итальянец Н. Макиавелли (1469-1527), который рассмотрел вопросы взаимоотношений руководителей и подчиненных, проблемы власти, лидерства и пр. Вопрос управления в своих работах затрагивали также Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, А. Смит и др.

Кроме трактатов философов, история  оставила нам великолепные архитектурные сооружения, свидетельствующие о великом таланте управленцев древности, сумевших организовать коллективный труд. Первыми в этом списке, безусловно, стоят египетские пирамиды.

Однако, как указывают американские авторы М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, управление и организации древности  сильно отличались от современных. Хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX в. вряд ли кто-нибудь задумывался над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую практическую власть, но не то, как управлять ими.9 Не стоит все же называть менеджментом управление людьми при первобытно-общинном строе или ведении феодального хозяйства. Менеджмент появился в ходе качественного преобразования управления несколько позже.

Попытка систематизировать мировые  исторические тенденции развития управления сделана в концепции управленческих революций.

Управленческие революции – это качественные преобразования управления в процессе исторического развития общественно-экономических формаций.

Первая управленческая революция вошла в историю как «религиозно-коммерческая». Она произошла примерно 7 тыс. лет назад в древних Шумере, Египте, Аккаде. На данном этапе произошло зарождение незнакомого до этого времени слоя жрецов, которых по праву можно назвать бизнесменами. Они по-своему переформулировали основополагающие религиозные принципы. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то позднее, по мнению жрецов, им стала нужна жертва символическая. Боги будут удовлетворены, если верующие ограничатся подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий и т. д. Надо признать гениальность авторов этой идеи. Шумерские жрецы стали богатым и влиятельным слоем ¾ они обладали огромным имуществом, собираемым в виде своеобразной дани и пускаемым ими в хозяйственный оборот.

Каждый из жрецов должен был отчитываться перед верховным жрецом за полученное имущество, чтобы соблюдать порядок и не положить что-нибудь в свой карман «по забывчивости». Держать в уме сведения о своих доходах и расходах, производить сложные расчеты было тяжело, и жрецы были вынуждены как-то фиксировать большой объем информации, в результате чего ¾ ни много ни мало ¾ изобрели письмо. Сохранились глиняные таблички с их деловыми записями, которые и стали первыми письменами в истории человечества. На них можно увидеть доказательства того, что уже в древнем Шумере реализовывались такие функции, как снабжение, бухгалтерский учет, контроль и пр., что и сегодня является неотделимой частью процесса управления.

В результате первой революции в  управлении менеджмент сформировался  как инструмент коммерческой и религиозной  деятельности, постепенно превращаясь в особый социальный институт и новое профессиональное занятие.11 Интересен следующий факт. Необходимость управления в этой древней цивилизации вызвала к жизни письменность, а она, в свою очередь, через глиняные таблички, дожившие до современности, свидетельствует о том, что уже этим древним цивилизациям были присущи управленческие функции.

Вторая управленческая революция была связана с именем вавилонского царя Хаммурапи (2123-2081 гг. до н. э.). Он разработал кодекс Хаммурапи ¾ важнейший вклад вавилонян в управленческую мысль, который состоял из 282 законов. Этими законами регулировались сделки между людьми, контроль над соблюдением их условий, определялся минимум заработной платы, устанавливалась ответственность исполнителей и пр. Это, несомненно, был качественно новый уровень управления. Не на микро-, а на макроэкономическом уровне ¾ уровне всей страны. Поэтому вторую управленческую революцию обычно называют «светско-административной». Кроме того, Хаммурапи интересовался проблемами лидерства и мотивации.

Третья управленческая революция связана также с правителем Вавилона ¾ Навуходоносором II (605-562 гг. до н. э.) ¾ и вошла в историю как «производственно-строительная», поскольку была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. На текстильных фабриках этого периода имеются примеры производственного контроля и стимулирования работников. Как средство контроля над пряжей на каждую партию из еженедельного поступления прикреплялся ярлычок разного цвета, для того чтобы определить, сколь долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. Труд женщин, которые работали с пряжей, оплачивался продуктами питания, и количество их зависело от объема работы, выполненной каждой работницей. Царь Навуходоносор II также был автором проектов некоторых из семи чудес света, в частности Вавилонской башни и висячих садов Семирамиды.

Информация о работе Методологические основы менеджмента