Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 19:12, курсовая работа
Цель работы: Показать на теории и практике методику определения потребности персонала в организации.
Задачи:
Проанализировать литературу по данной теме.
Определить какие потребности существуют в персонале.
Изучить планирование потребности в персонале и расчет численности персонала.
Изучить сущность и задачи кадрового планирования.
Изучить методы планирования потребности в персонале.
Разработать программу обеспечения трудовыми ресурсами в ЗАО «Амели».
Этапы кадрового планирования
Процесс кадрового планирования состоит из четырех основных этапов:
1 этап. Кадровое планирование базируется на стратегических планах организации. На основании стратегических планов организации рассматривается план человеческих ресурсов.
2 этап. Постановка кадровой проблемы: требуемое количество рабочей силы (по должностям и специальностям) и ее качество (уровень знаний, опыта, навыков) для заданной производственной программы и организационной структуры фирмы.
Для этого используются различные методы, в том числе «фотография» рабочего места, анкетирование и собеседования с работниками.
3 этап. Оценка кадровых ресурсов фирмы в трех направлениях:
◊ оценка состояния имеющихся ресурсов (количество, качество, результативность труда, текучесть, заслуги, компетентность, загруженность и т.д.);
◊ оценка внешних источников (работники других предприятий, выпускники учебных заведений, учащиеся;
◊ оценка потенциала указанных источников (качественные ре зервы развития ресурсов).
◊ оценка соответствия требований и ресур сов (в настоящее время и в будущем), что корректирует количественную и качественную потребность в кадрах.
4 этап. Разработка планов действия для достижения желаемых результатов, так, чтобы реализовать необходимые корректировки.
Имеются четыре пути, как сократить общее число служащих:
- сокращение производства;
- истечение срока работы;
- побуждение к раннему уходу в отставку;
- побуждение
к добровольному уходу с
Виды кадрового планирования
В зависимости от цели, срока, функций подсистем управления персоналом можно условно выделить несколько видов кадрового планирования:
1. стратегическое - долгосрочное (прогноз от 3 до 10 лет)
2. тактическое - среднесрочное (от 1 года до 3 лет)
3. оперативное - краткосрочное (не более 1 года)
1. При стратегическом кадровом планировании речь идет о проблемно ориентированном, долгосрочном планировании (от З до 10 лет).
Зависит от внешних факторов (экономического, социального, технологического развития и пр.).
Является составной частью стратегического планирования организации, более детализированной и основой тактического планирования.
2. Тактическое планирование – средне ориентированный перенос кадровых стратегий на конкретные проблемы управления персоналом (от 1 до 3 лет). Строго ориентируется на цели, заявленные стратегическим кадровым планированием.
Детальнее фиксируются подробности кадровых мероприятий.
Является своеобразным мостиком между стратегическим и оперативным планом.
3. Оперативное кадровое планирование — краткосрочное (сроком до 1 года), ориентированное на достижение отдельных оперативных целей.
Состоит из точно обозначенных целей и конкретных мероприятий, необходимых для их достижения, и выделяемых материальных средств с указанием их вида, количества и времени.
Детально прорабатывают все подробности для наилучшего контроля
Составляется только на основе точной информации, которая слабо поддается обобщению. Более распространен на практике, чем план человеческих ресурсов.
Оперативный
план работы с персоналом - это детализированный по
временному (год, квартал, месяц, декада,
рабочий день, смена),объектному (
1.3 Состав и структура персонала. Методы планирования потребности в персонале.
Важным
элементом производительных сил являются люди с
их уровнем образования, опыта и мастерства.
В теории менеджмента используетс
Определение «персонал» является наиболее
целесообразным на уровне организации,
так как определяет личный состав организации,
который работает по найму и характеризуется
определенными признаками.
Основными,
из которых является:
• трудовые взаимоотношения с работодателем,
как правило, оформляются трудовыми договорами;
• владение определенными качественными
характеристиками, сочетание личностных
и организационных целей.
Следовательно, персонал —
основной, постоянный штатный состав квалифицированных
работников, который формируется и изменяется
под воздействием как внутренних, так
и внешних факторов. Влияние внешних факторов
конкретизируется в таких параметрах
макроэкономического развития, как количество
активного населения, общеобразовательный
его уровень и конъюнктура рынка труда.
Персонал организации характеризуется
количеством, структурой, профессиональной
пригодностью и компетентностью. Количество персонала
определяется характером, масштабами,
сложностью, трудоемкостью производственных
процессов, уровнем их механизации, автоматизации
и компьютеризации.
Выделяют
три категории работников:
— постоянные, которые работают в данной
организации больше одного года на основе
контракта или на бессрочной основе;
— временные — на 2—4 месяца;
— сезонные — на выполнение сезонных
работ сроком до 6 месяцев.
Для правильного подбора работников нужно осуществить планирование потребности в кадрах, используя методы планирования потребности в персонале:
1. Метод экстраполяции - наиболее простой и часто употребляемый метод, состоит в перенесении сегодняшней ситуации (пропорций) в будущее. Привлекательность метода экстраполяции состоит в его общедоступности, ограниченность заключается в невозможности учесть изменения в развитии организации и внешней среды. Поэтому этот метод подходит для краткосрочного планирования и для организаций со стабильной структурой, действующих в стабильной окружающей среде.
2. Метод экспертной оценки - это метод, основывающийся на использовании мнений специалистов для определения потребности в человеческих ресурсах. Такими специалистами в организации являются, прежде всего, руководители подразделений. Отдел человеческих ресурсов занимается сбором и обработкой их оценок. Преимущества метода экспертных оценок заключаются в участии линейных руководителей; их знания и опыт придают плану дополнительную весомость в глазах высшего руководства. Недостатки метода связаны с трудоемкостью процесса сбора и обработки мнений экспертов, а также субъективности их суждений.
3. Метод компьютерной модели представляет собой наборы математических формул, которые позволяют одновременно использовать методы экстраполяции, экспертных оценок, а также информацию о динамике факторов, влияющих на потребности организации в рабочей силе. Модели дают возможность добиться наиболее точных прогнозов потребностей в рабочей силе, однако, довольно высокая цена, а также необходимость специальных навыков для их использования ограничивает область применения этого метода крупными организациями.
4. Метод трудоемкости (фотография рабочего) дня заключается в том, что менеджер по персоналу определяет задачи и действия для работника, а потом регистрирует их во времени. Результатом такого исследования станет определение целесообразности тех или иных операций, а также их значимость. Можно будет отказаться от каких-либо действий в пользу выполнения более значимых либо вообще пойти по пути сокращения персонала, совместив обязанности нескольких должностей в одну штатную единицу.
5. Метод расчета по нормам обслуживания частично похож на предыдущий. Нормы обслуживания закреплены в различных ГОСТах (Государственный стандарт - одна из основных категорий стандартов в РФ), СНиПах (Строительные нормы и правила) и СанПиНах (Санитарные правила и нормы), соответствующих для каждой отрасли. Этот метод позволяет менеджеру по персоналу, зная нормативы выработки и объемы планируемого производства, легко подсчитать численность требуемого персонала.
Оговоримся, что эти два метода эффективно работают при расчете потребности в производственном и обслуживающем персонале.
Часто используемые методы:
Сбор заявок от руководителей
Прогнозирование динамики роста численности
Анализ коэффициента текучести
Расчет требуемой численности
Бизнес-план
1.4 Определение потребности в персонале.
В рамках системы управления персоналом происходит постоянное движение и видоизменение персонала. Поэтому можно говорить о том, что система управления персоналом должна быть охарактеризована в качестве динамичной и изменяющейся. В силу своей многогранности эта система включает в себя огромное количество различного рода элементов и составляющих.
Основной
объект, на который направлено максимальное
внимание системы, — это персонал
организации. А он подвержен постоянным
изменениям и трансформациям. Подобная
изменяемость персонала проявляется
в его выведении за штат организации
или в передвижении внутри предприятия.
Организация как изменяющееся
социально культурное явление переходит
из одного состояния в другое. Организация
развивается и возникает потребность
в новых ресурсах, в частности в таком
ресурсе, как персонал. Если эта потребность
не будет удовлетворена, то организация
не сможет продолжить свое развитие.
Причины возникновения потребности в
персонале:
1) развитие организации;
2) перемещение персонала внутри организации;
4) выход определенных сотрудников за рамки
организации.
В практической деятельности служб по
управлению персоналом потребность в
персонале определяется на основании:
1) очередных отчетов;
2) внеочередных отчетов;
3) формализованных заявлений о необходимости
поиска сотрудника, обладающего строго
определенной квалификацией.
Классическая теория менеджмента выделяет
следующие виды потребностей в персонале:
1) планируемая, т.е. такая потребность,
относительно которой служба по управлению
персоналом поставлена в известность
и относительно которой происходит плановое
замещение вакантных мест. Например, возникновение
потребности в замещении свободной должности,
возникшей в результате планового перемещения
сотрудника в рамках организации;
2) внеплановая, т.е. такая потребность,
которая заранее не спрогнозирована службой
по управлению персоналом. Например, увольнение
сотрудника по собственному желанию формирует
внеплановую потребность в новом сотруднике.
Для эффективной жизнедеятельности организации
необходимо четкое планирование потребности
в персонале. Ведь без соответствующего
обеспечения организационной деятельности
человеческим ресурсом невозможно нормальное
функционирование организации. Изначально
формируется количественное представление
персонала. Далее следует определение
основных параметров по конкретной должности,
а к ним, как правило, относят следующие:
1) личностные характеристики;
2) профессиональные знания и умения;
3) уровень квалификации.
2. Методы определения
потребности персонала в
2.1 Характеристика организации.
Полное наименование организации: ЗАО «Амели» магазин косметики и парфюмерии.
Юридический адрес: Свердловская область, город Нижний Тагил, улица Ленина дом 5.
Фактический адрес: Свердловская область, город Нижний Тагил, улица Циолковского дом 3.
Телефон магазина: 8(3435)256845, 8(3435)254123.
Номер регистрации: 183304015789423654785
Дата регистрации: 12.5.1999 г.
ИНН магазина «Амели»: 145978632011
Основатели компании: Джем Вандел, Рич Аменгем.
Информация о руководителе: Директор Васильева А.М.
Домашний адрес: Металлургов дом 25, квартира 5.
Домашний телефон 8(3435)299460.
По виду реализуемого ассортимента магазин является универсальным.
«Амели» это магазин
Информация о работе Методика определения потребности персонала в организации