Методика конкурсного отбора персонала на замещение вакантной должности

Автор: k********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Объектом изучения является персонал малого предприятия ООО "Полярная звезда". Предмет исследований в работе – процесс обеспечения организации кадрами.
Основными задачами работы являются:
изучение теоретических основ конкурсного отбора персонала при замещении вакантной должности;
разработка методологии конкурсного отбора кадров для ООО "Полярная звезда".

Работа содержит 1 файл

!!! Методика конкурсного отбора персонала на замещение вакантной должности.docx

— 105.54 Кб (Скачать)

      В подготовке данного мероприятия  важно уделить внимание кадровому обеспечению:

      • парадигма "подбор" — персональный состав конкурсной комиссии должен включать людей, которым доверяет субъект, объявивший конкурс;

      • парадигма "выборы" — конкурсная (избирательная) комиссия должна включать людей, которым доверяет трудовой коллектив;

      • парадигма "отбор" — конкурсная, комиссия должна включать представителей всех заинтересованных групп, профессионально компетентных в вопросах кадровой работы.

      Целесообразность  включения мероприятий подготовительного этапа конкурса в рамки различных парадигм его проведения представлена в табл. 1.1, где оптимальные в рамках парадигмы мероприятия обозначены символом "+", несовместимые с парадигмой мероприятия - символом "—", мероприятия в рамках парадигмы - символом "0".

      Таблица 1.1

Целесообразность  включения мероприятий подготовительного  этапа в рамки различных подходов к организации конкурса [7,с.178]

Мероприятие по подготовке конкурса Парадигмы конкурса
Подбор Отбор Выборы
1 2 3 4
Принятие  решения о необходимости проведения конкурса + + +
Создание  конкурсной (избирательной) комиссии - + +
Разработка  и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность конкурсной избирательной комиссии - + 0
Публикации  объявления о проведении конкурса 0 + 0
Разработка  программы основного этапа конкурса 0 + -
Утверждение программы основного (в некоторых  случаях и заключительного) этапа  проведения конкурса (заседание конкурсной комиссии) 0 + -
Подбор  специалистов и формирование групп  научного сопровождения 0 + -
Разработка  необходимого инструментария для проведения конкурса 0 0 +
 
 

Окончание табл.1.1

1 2 3 4
Создание  организационно-технической группы по материально-техническому обеспечению  основного и заключительного этапов конкурса 0 + +
Подготовка  и оценка рефератов 0 + -
Подготовка  материалов к рассмотрению на заседании конкурсной комиссии 0 + +
Рассмотрение  документов, представленных кандидатам на участие в конкурсе (заседание конкурсной комиссии) + + 0
Определение списка кандидатов на участие в конкурсе + + +
Инструктаж (ознакомление конкурсантов с правилами проведения конкурса и получение от них письменного согласия на участие в нем) 0 + 0
Утверждение окончательного списка конкурсантов (заседание конкурсной комиссии) + + +
 

Основной  этап

      Предполагается  гибкий подход к проведению конкурса, когда парадигмы, используемые методы выбираются в зависимости от ситуации, сложившейся в организации (табл.1.2).

      Таблица 1.2

      Управленческая  форма организации и наиболее подходящая для нее парадигма  конкурса

Управленческая  форма Парадигма конкурса
Подбор Выборы Отбор
Бюрократическая Оптимальная Невозможная Нежелательная
Диалоговая  Желательная Нежелательная Оптимальная
Коллективистская Возможная Желательная Невозможная
Рыночная Нежелательная Возможная Желательная
Демократическая Невозможная Оптимальная Возможная
 

      В следующей таблице представлены мероприятия основного этапа  конкурса с учетом способа (подхода) организации конкурса.

      Таблица 1.3

      Мероприятия основного этапа конкурса

Мероприятие основного этапа  конкурса Парадигма конкурса
Подбор Отбор Выборы
1 2 3 4
Процедуры, используемые для сбора информации о кандидатах:      
психологическое тестирование 0 + -
ролевые игры 0 0 -

Окончание табл.1.3

1 2 3 4
ситуационное  моделирование 0 0 -
групповая дискуссия 0 0 -
собеседование + 0 -
публичное выступление - + +
опрос общественного мнения - 0 +
экспертный  опрос + + -
Подведение  промежуточных итогов 0 + -
Представление итогов в конкурсную комиссию 0 + +
Принятие  конкурсной комиссией решения о  допуске/недопуске конкурсантов к следующему подэтапу конкурса 0 + -

      Заключительный  этап. Конкурсная комиссия принимает решение о дальнейших мероприятиях конкурса (либо о допуске кандидатов к следующим испытаниям, либо о принятии кандидатов на должность).

      Целесообразно включение мероприятий заключительного  этапа конкурса в рамки различных парадигм его проведения (табл.1.4).

      Таблица 1.4

Мероприятие заключительного Парадигма конкурса
этапа конкурса Подбор Отбор Выборы
Подведение  итогов + + +
Оглашение результатов 0 + +
Оповещение  общественности 0 + +
Прием и рассмотрение апелляций - + -
Утверждение результатов + + 0
 

      Выводы: конкурсные процедуры осуществляются в три этапа – сначала осуществляется подготовка конкурса, затем проводится непосредственно сам конкурс  и на заключительном этапе осуществляется подведение итогов, оглашение результатов  и оповещение общественности. 

1.4 Методы определения  требований к кандидату  на замещение вакантной  должности

      Рассмотрим  несколько подходов к конструированию  программы и выбору методов отбора кандидатов на вакантную должность руководителя.

      Аттестационный  способ. Основан на принципе построения делового портрета кандидата с помощью специально разработанного метода персонал-технологии. Суть метода заключается в разработке перечня из 80 профессиональных, деловых и личностных качеств применительно к данной конкретной управленческой деятельности. Эти качества описываются в виде словаря деловых характеристик.

      Для каждого аттестуемого назначается  группа экспертов из числа вышестоящих  руководителей, подчиненных и коллег, которые хорошо знают оцениваемого кандидата. Экспертов просят выбрать из предлагаемого перечня качеств подходящие для данного кандидата. В результате обработки данных на компьютере получается деловой портрет. Качество этого портрета зависит от перечня фраз словаря деловых характеристик, предлагаемых экспертам. Компьютер выдает на печать готовый документ, содержащий наряду с объективными данными (должность, возраст, образование и т.д.) однозначно всеми понимаемый текст из 16 фраз-характеристик. Экспертам обеспечивается анонимность необходимости количество оцениваемых качеств можно увеличить с 80 до любого разумного количества, алгоритм обработки данных на компьютере должен быть уже иной [8, с.116].

      Аттестационный  способ не применяют для отбора в  чистом виде. Он, как правило, дополняется собеседованием и другими типами испытаний.

      В качестве примера можно рассмотреть  менеджерскую концепцию В.К.Тарасова, ориентированную на пять необходимых управленческих блоков:

      • составление деловых писем, приказов и распоряжений;

      разработка  положений, уставов, инструкций;

      • техника общения — умение публично выступать, вести деловое совещание, умение слушать, вести переговоры и  деловую беседу;

      • техника перехвата и удержания  управления — стратегия и тактика  конкурентной борьбы, обеспечение лояльности и мотивации кадров;

      • организация производства — оценка претендентов на рабочие места и наем на работу, анализ технологий, хронометраж и нормирование, выбор системы стимулирования и оплаты труда, организация производственной деятельности;

      • коммерческая деятельность — кредитование и банковское дело, прогнозирование платежеспособности, эмиссия денег и товарное обеспечение, ценообразование и налоговая политика, ценности фирмы и фирменный стиль, маркетинг и формирование товарных ниш, учет и охрана собственности, техника предотвращения хозяйственных и коммерческих злоупотреблений, смешанные формы собственности, организация акционерных обществ, организация выборных кампаний, организация связи с общественностью, техника рекламы, использование консультантов.

      Достоинством  конкурса на базе персонал-технологии является высокая технологичность и структурированность. Особенно эффективен этот подход при конкурсном отборе молодых специалистов в резерв на руководящие должности. После специального обучения из таких резервистов получаются хорошо подготовленные для работы в новых условиях руководители [8,с.147].

Информация о работе Методика конкурсного отбора персонала на замещение вакантной должности