Место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении предприятием

Автор: r*****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы в изучении места и роли инноваций в современном управлении.
Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач:
раскрыть основные понятия инновации;
изучить типологии инновационных решений;
раскрыть место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении предприятием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теория и основные направления инновационного управления предприятием……………………………………………………………………...6
1.1 Инновация: понятие, содержание, классификация…………………………6
1.2 Развитие представлений об инновационных процессах…………………..13
1.3 Основные подходы в изучении инновации………………………………...16
1.4 Типологии инновационных решений………………………………………22
2. Место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении предприятием…………………………………………………………………….27
2.1 Управление инновационной политикой на предприятии…………………27
2.2.Определение эффективности инноваций, повышающих конкурентоспособность предприятий………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

178 Место и роль инноваций в современном управлении.docx

— 70.19 Кб (Скачать)
tify">    Каждая  вновь появившаяся идея, как свидетельствует  опыт, является результатом:

    1) выявления новой потребности  (возможности или проблемы), например идеи производства новой продукции или применения нового производственного процесса ('/4 всех идей);

    2) выявления способа, посредством  которого может быть удовлетворена известная потребность (ранее поставленная проблема) или реализована имеющаяся возможность (3/4 всех идей). И проблема прежде всего заключается не в оценке новых идей, а в стимулировании инициативы, предложений по новым идеям.

    Весьма  важно также учитывать и то, что в действительности для потенциального пользователя инновации важнейшим фактором является сокращение времени разрыва между открытием и инновацией.

    Существуют 4 степени «скрытой потребности» в  инновациях, которые целесообразно учитывать при формировании научно-технической политики предприятия.

    1. Предвосхищаемая потребность, возникающая  в случае, когда крайне необходимая и конкретная потребность ощущалась потенциальными пользователями до появления инновации и когда действия были направлены на сокращение временного разрыва (мгновенная фотография и др.).

    2 Потребность, появившаяся только  после открытия или изобретения (рентген, беспроводная связь, телеграф и др.).

    3 Потребность, которая не возникала  длительное время после открытия или изобретения (так, лазеры и оптимальный раскрой листа еще долго не использовались в российской практике после соответствующих открытий Басова и Канторовича).

    4. Негативная потребность, или фактический  отказ, появляющаяся в случае, когда одна из групп потенциальных пользователей отрицает потребность и задерживает инновацию (швейные машины и др.)-

    Проблема  выявления потребности в инновации  значительно упрощается при использовании процессной ориентации предприятия. Это значит, что все разработки на предприятии координируются с соответствующими разработками, проводимыми на предприятиях-клиентах. 
 
 
 
 

2.2. Определение эффективности инноваций, повышающих конкурентоспособность предприятий

    Инновационный проект отобран. Начинается следующий  этап – использование инноваций. Значимость определения эффекта  от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики. Однако не менее важной она является и  для переходной экономики.

    В зависимости от временного периода  учета результатов и затрат различают  показатели эффекта за расчетный  период, показатели годового эффекта.

    Продолжительность принимаемого временного периода зависит  от следующих факторов, а именно:

  • продолжительности инновационного периода;
  • срока службы объекта инноваций;
  • степени достоверности исходной информации;
  • требований инвесторов.
  • Выше отмечено, что общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат.

    В зависимости от учитываемых результатов  и затрат различаю следующие виды эффекта от реализации новшеств, предоставленные  ниже. (таблица 1)

    Отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. Но, главное, нужно четко понять: эффективность в производстве - это всегда отношение.

 

     Таблица 1. Виды эффекта  от реализации новшеств

Вид эффекта Факторы, показатели
1 2
1. Экономический Показатели  учитывают в стоимостном выражении  все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций
2. Научно-технический Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность
3. Финансовый Расчет показателей  базируется на финансовых показателях
4. Ресурсный Показатели  отражают влияние инновации на объем  производства и потребления того или иного вида ресурса
5. Социальный Показатели  учитывают социальные результаты реализации инноваций
6.Экологический Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние  инноваций на окружающую среду
 

     В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций  требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования  над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой –  сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов  инноваций. Особенно остро возникает  необходимость быстрой оценки и  правильного выбора варианта на фирмах, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих  машин и оборудования на новые  существенно сокращаются.

     Метод исчисления эффекта (дохода) инноваций, основанный на сопоставлении результатов  их освоения с затратами, позволяет  принимать решение о целесообразности использования новых разработок13.

 

    

Заключение

    В результате нашего курсового исследования мы пришли к следующим выводам. Наука, и развивающаяся на ее основе практика управления (рассматриваемого в широком  смысле как целенаправленная организация  совместной деятельности людей) имеют  уже более чем стопятидесятилетнюю  историю развития в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг  и других секторах экономики. Многообразный  опыт, накопленных в разных странах  мира - высокоразвитых и менее развитых, свидетельствует, что среди всех ресурсов предприятий (материальных, трудовых, финансовых и других) важнейшее значение имеет именно управление, т. е, способность  и умение вырабатывать цели, определять ценность, координировать выполнение задачи функций, обучать работников и добиваться эффективных результатов  их деятельности. Именно это характеризует  назначение управления, его качество и эффективность, его воздействие  на производительный труд все большего и большего числа людей с разным образованием, опытом, квалификацией  и интересами. Поэтому большое  теоретическое и практическое значение имеют проводимые в настоящее  время обсуждения и исследования, мнения ученых и бизнесменов об основных тенденциях нововведения менеджмента  в XXI в.

    Определяя роль и предстоящие перемены в  управлении, важно исходить из реально  складывающихся факторов его развития в России при становлении рыночной экономики. В условиях, когда одна система экономических отношений  повсеместно заменяется на другую, когда быстро разрушается централизованно-командный  тип управления и вместо этого  формируются рыночные структуры, на первый план выдвигается задача выживания  предприятий. А для этого в  равной степени важным является и  положение на рынке, и инвестиционная активность, и производительность, и развитие человеческих ресурсов, качество труда и финансовые результаты. Приходится затрачивать немалые  средства на создание новых производственных связей. Контроль за всеми этими параметрами непосредственно зависит от управления.

    В условиях широкомасштабных процессов  смены форм собственности, интересы выживания предприятий порождают  тип управления, который является промежуточным, - уже не административно-командным, но еще не рыночным - это - переходное управление, которое имеет две стороны. Одна из них - нововведения в самом управлении (демократизация, децентрализация, переход от вертикальных к горизонтальным связям и др.), а другая - управление самим переходом от одной экономической системы к другой.

    Те  структуры и методы менеджмента, которые в западных фирмах отрабатывались в течение многих десятилетий, в  переходный период не могут переноситься на российские предприятия механически, без учета конкретных внутренних и внешних условий. Нужно время  для накопления собственного опыта. Это касается и децентрализации  внутрифирменных структур, и становления  контрактной системы, функций маркетинга, использования ценных бумаг, финансовой и банковской деятельности. Проблема совершенствования управления в  настоящее время обусловлена  переходом к современной концепции  менеджмента. Первый этап - диагностика  существующей системы управления - связан со сбором и обработкой информации по различным аспектам менеджмента (организационная структура, управленческие кадры, методы принятия решений и  т.д.).

    Переход к рыночной экономике требует  резкого поворота к интенсификации производства, переориентации предприятий  на первоочередное и полное использование  качественных факторов экономического роста. Это может обеспечить только рациональная система менеджмента14. 

Список использованной литературы

  1. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика. Л.С. Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 518 с.
  2. Инновационный менеджмент/Под ред. С.Д.Ильенковой.-М.:ЮНИТИ,2003.
  3. Основы менеджмента. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., – М.: 2002.
  4. Гольдштейн Г.Я., Инновационный менеджмент. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.
  5. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2001.
  6. Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Уч. Пособие/Под ред. Завлина П.Н., Казанцева Л.Э. – М.: «НПО «Издательство Экономика», 2000 г.
  7. Желобанова И.Н. Взаимосвязь инновационных процессов в управлении предприятием,- М.: «Высшая школа» 1999.
  8. Завлина А.К., Казанцева П.Н., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента, - М.: «Экономика», 2000.
  9. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент. Учебник для ВУЗов, - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1999.
  10. Черных Е.А., Новые технологии, инновации и успех бизнеса // Менеджмент инноваций / № 1 – 2008.
  11. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). М.: «Политиздат», 1989.
  12. Солдатов А.Н., Филонов Н.В. Логистический подход к формированию инновационной стратегии фирмы // Менеджмент инноваций / № 2 – 2008.
  13. Волкова Л.А., Новый товар: механизм успеха в «гнусные» времена // Маркетинг и маркетинговые исследования / №5 – 2007.
  14. Хотяшева О.М., Финансирование и оценка эффективности инноваций // Управление корпоративными финансами / №1 – 2004.
  15. Коробейников О.П., Интеграция стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом / № 4-2001.

Информация о работе Место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении предприятием