Место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении предприятием

Автор: r*****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы в изучении места и роли инноваций в современном управлении.
Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач:
раскрыть основные понятия инновации;
изучить типологии инновационных решений;
раскрыть место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении предприятием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теория и основные направления инновационного управления предприятием……………………………………………………………………...6
1.1 Инновация: понятие, содержание, классификация…………………………6
1.2 Развитие представлений об инновационных процессах…………………..13
1.3 Основные подходы в изучении инновации………………………………...16
1.4 Типологии инновационных решений………………………………………22
2. Место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении предприятием…………………………………………………………………….27
2.1 Управление инновационной политикой на предприятии…………………27
2.2.Определение эффективности инноваций, повышающих конкурентоспособность предприятий………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

178 Место и роль инноваций в современном управлении.docx

— 70.19 Кб (Скачать)

    По  мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его  органические фазы:

    а) создание и распространение - в основном, включает последовательные этапы научных  исследований, опытно-конструкторских  работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого  производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки  такой реализации.

    б) диффузия нововведения – на этой фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями  и потребителями3.

    Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию  этой информации и т. п.

    Диффузия  инновации – процесс, посредством  которого нововведение передается по коммуникационным каналам между  членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже  однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или  местах применения.

    В инновационном процессе, как и  в любом другом можно выделить субъекты.

    Субъекты  инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство и  отстающие.

    Новаторы  являются генераторами научно-технических  знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений. Инновационные способности (способности к созданию новшеств) персонала – это залог успешного воплощения проекта в жизнь. Поэтому в личности новатора важное значение имеет гармоничное сочетание организаторских и изобретательских способностей.

    В роли ранних реципиентов выступают  предприниматели, первыми освоившие  новшество. Они стремятся к получению  дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они  получили название «пионерских» организаций.

    Раннее  большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество  в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

    Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели4.

    Инновационный процесс неразрывно связан с инновационной деятельностью. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям. На стадии инновационной деятельности осуществляется непосредственная трансформация идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты, услуги либо процессы. Научные исследования и разработки являются не только источником новых идей, но могут осуществляться на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии. Главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

    Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

    1. Использование новой техники,  новых технологических процессов  или нового рыночного обеспечения  производства (купля - продажа).

    2. Внедрение продукции с новыми  свойствами.

    3. Использование нового сырья.

    4. Изменения в организации производства  и его материально-технического  обеспечения.

    5. Появление новых рынков сбыта5.

    Итак, в данной части работы, я выяснила, что инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление  инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация, позволяющая удовлетворять растущие потребности населения и являющаяся необходимым средством для поддержания  конкурентоспособности предприятий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Развитие представлений об инновационных процессах

     Термин  «инновация» и его производные  являются одними из ключевых понятий  современной теории управления организаций. Отечественные специалисты рассматривают инновацию как универсальный метод, набор инструментов обеспечения оптимального технологического прогресса организации путем планируемого управленческого воздействия на социальную структуру предприятия. Между тем из поля зрения специалистов по управлению ускользает широкий спектр теоретических и концептуальных проблем, связанных с происхождением понятия в системе социальных наук. А ведь инновация - это не только система периодически вводимых разовых новшеств, заменяющих товарные и технологические переменные организационной структуры. Это и комплексный социокультурный процесс, развивающийся по неким объективным, законам, тесно взаимосвязанный с историей и традициями рассматриваемых социальных систем и кардинально преобразующий их структуру. Это и социально-психологический феномен, характеризующийся своеобразным жизненным циклом, с особыми фазами, последовательностями и зависимостями происходящих в индивидах когнитивных и эмоциональных процессов. Оба подхода оказали значительное влияние на исследования организационной культуры 80-х годов.

     С точки зрения атрибутики, инновация - это особая сфера теории и практики, система действий социального субъекта, направленная на совершенствование  качеств социокультурного объекта  и позволяющая агенту приобрести в качестве вознаграждения желаемые ресурсы и положительную репутацию  в глазах референтных аудиторий  релевантного социального пространства. Частные варианты данного взгляда  сосредоточены на описании инновации  как инструмента деятельности предпринимателей, при помощи которого последние используют нововведения как благоприятную  возможность для осуществления  своих замыслов в сфере бизнеса. С другой стороны, инновация - это  специфический логико-рациональный компонент поведения субъектов инновации, касающийся познания содержания восприятий и разнообразных концепций, а также нововведения качеств менталитета, когнитивных способностей индивида6.

     В настоящей главе курсовой работы дается попытка дать краткое описание основных направлений исследования феномена инновации, сложившихся в  отечественной теории управления организацией преимущественно в 1990-х годах. Данный этап выбран не случайно: рост уровня неопределенности и динамизма социальных структур в сочетании с уникальными  свойствами культурной системы стран  СНГ стимулировали инновационный  взрыв в деятельности организаций, мгновенно отразившийся на состоянии  и направлении исследований теории управления организаций. Именно в этот период был заложен важнейший  фундамент концепций инновации, оказавших мощное влияние на развитие организационных теорий в 90-е годы. Учитывая тот факт, что развитие инновационных концепций в нашей  стране пошло весьма своеобразным путем, опыт коллег других стран представляется нам чрезвычайно ценным - как в  плане критического анализа собственных  разработок, так и прогноза развития отечественных инновационных концепций.

     К теоретическому фундаменту исследований инновации можно отнести положения  традиционных макросоциологических теорий - функционализма, социальной экологии и т.д. Их эмпирической основой послужили  наблюдения и анализ процессов в  корпорациях как наиболее активных и влиятельных элементах современной  социальной системы.

     Первыми крупнейшими теоретиками инновационных  процессов по праву считаются  И. Шумпетер и Н.Д. Кондратьев. Шумпетер увидел в нововведениях возможности  для ускоренного преодоления  экономических спадов через активизацию  радикальных технологических нововведений. Норма здоровой экономики - в динамическом неравновесии, вызванном деятельностью новатора-предпринимателя. Цель инновации - повысить отдачу на вложенные ресурсы. Инновация (нововведение) является скорее экономическим и социальным понятием, чем техническим.

     В соответствии с теорией «больших циклов» Н.Д. Кондратьева, динамика экономической структуры общества чутко реагирует на базовые нововведения (ключевые изобретения), влекущие за собой реализацию вторичных, модернизирующих социально-экономических нововведений .

     Дальнейшее  комплексное развитие представлений  об инновационных процессах связано  с именами П.Ф. Дракера, К. Левина, Э.М. Роджерс, Дж. Залтмена, X.Г. Барнетта, Р. Данкана и других исследователей. Характерно, что практически все  теоретики и практики инновации, с работами которых мы знакомы, обосновывают (по меньшей мере, имплицитно) существование феномена «социального прогресса», который понимается как рост технологических возможностей социального субъекта, открывающий доступ к более широкому по сравнению с предыдущим спектру ограниченных ресурсов, обеспечивающих его существование7.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Основные подходы  в изучении инновации

    В настоящее время можно выделить два основных подхода в изучении инновации:

    1) организационно-ориентированный 

    2) индивидуально-ориентированный

    В организационно-ориентированном подходе  термин «инновация» используется как синоним понятия «изобретение» и относится к созидательному процессу, где два или более представления, идеи, объекта сочетаются вовлеченным в процесс социальным субъектом неким особым образом с целью сформировать ранее не существовавшую конфигурацию. Этот субъект называется агентом инновации. Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее - к практическому применению нового явления. Реализация инновационных концепций связана с использованием стандартных ресурсов, применяемых в других видах социальной деятельности людей - это ресурсы экономические: капитал (финансовые ресурсы, изъятые из текущего потребления и отведенные под будущие результаты); материальные ресурсы (сырье и оборудование): труд, управление и время. Нововведение интегрируется в систему в контексте процесса интенсификации процессов функционирования социальной системы. При идентификации инновационного процесса акцент делается на программируемом характере нововведений, связанных с появлением новых товаров или услуг. Новизна измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к исследуемой организации. В этом плане инновация - это первое, самое раннее использование идеи одной или несколькими организациями, имеющими сходные цели. Социальное изменение связано с инновационным процессом только на ранней стадии его диффузии, причем инновация может быть как причиной, так и следствием социальных нововведений, а результирующее изменение привносит в систему новые идеи (не только те, в которых есть необходимость). Процесс диффузии - это феномен, который, как считает П. Блау (1964), возникает из согласия потенциальных реципиентов инновации с предлагаемыми нововведениями и частично является результатом взаимодействия этих единиц. Это нечто большее, чем простая сумма положительных решений многих индивидов, и представляет собой эмерджентное свойство подсистемы релевантного социального субъекта. Он включает феномен взаимодействия сторонника (агента) и потенциального сторонника инновации. Результатом принятия и диффузии процессов является структурно-функциональное изменение релевантной социальной системы. Диффузию можно определить и как процесс распространения инновации по каналам коммуникаций к членам социальной системы. Изменение происходит, когда процесс диффузии превращает инновацию в интегрированную часть нормативных образцов системы. Эксперты убеждены, что природа инноваций прямо связана со степенью успешности диффузии, т.е. положительным восприятием инновации членами социальной системы8.

    В анализируемой исследователем социальной системе изменение можно признать состоявшимся, когда инновация распространена и принята значительным количеством  релевантных субъектов-реципиентов  инновации в рамках данной системы  ровно настолько, насколько можно  говорить о регистрации влияния  рассматриваемых факторов на систему  в форме интегрирования инновации  в нормативные образцы системы .

    Данный  подход включает многочисленные исследования роли и действий агентов нововведений - профессиональных консультантов по вопросам организационного развития. Эффективным агентом инновации  могут выступать:

    1) группа осуществления нововведений (change team),

    2) высокостатусный индивид,

    3) консультант, - принадлежащие или  не принадлежащие релевантной  системе организационных нововведений.

    По  мнению Г. Липпита, основные задачи агентов  нововведений, практикующих интервенции, связаны с реализацией следующих  действий:

    1) диагностика проблемы;

    2) оценка систем мотивации клиента  и его способности к изменению; 

    3) оценка мотивации агента нововведений  и ресурсов;

    4) отбор подходящих целей нововведения;

    5) выбор соответствующей роли консультанта (ассистента консультанта);

    6) установление и поддержание взаимосвязей  с системой клиента; 

    7) уточнение и ориентация фаз  нововведения;

    8) Отбор приемлемых типов поведения  и особенностей планируемой к применению техники.

    В работе консультанта основное ударение должно делаться на помощи заинтересованным членам системы клиента в интеграции с процессом нововведения путем  обеспечения выработки и циркуляции валидной информации (в ситуации организационного кризиса количество каналов передачи и распределения информации резко  сокращается) и создания условий  для их свободного выбора в отношении  своей организации. Значительное число  моделей организационного развития (например, Р. Бекхарда, Д. Конимэна, И.О. Шилда и др.) включали стадии установления консультантом контакта с потенциальным  клиентом и уточнение субъекта потребления  консультационных услуг.

Информация о работе Место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении предприятием