Автор: r*****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:58, курсовая работа
Цель курсовой работы в изучении места и роли инноваций в современном управлении.
Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач:
раскрыть основные понятия инновации;
изучить типологии инновационных решений;
раскрыть место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении предприятием.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теория и основные направления инновационного управления предприятием……………………………………………………………………...6
1.1 Инновация: понятие, содержание, классификация…………………………6
1.2 Развитие представлений об инновационных процессах…………………..13
1.3 Основные подходы в изучении инновации………………………………...16
1.4 Типологии инновационных решений………………………………………22
2. Место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении предприятием…………………………………………………………………….27
2.1 Управление инновационной политикой на предприятии…………………27
2.2.Определение эффективности инноваций, повышающих конкурентоспособность предприятий………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39
По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы:
а) создание и распространение - в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.
б)
диффузия нововведения – на этой фазе
общественно-полезный эффект перераспределяется
между производителями
Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п.
Диффузия
инновации – процесс, посредством
которого нововведение передается по
коммуникационным каналам между
членами социальной системы во времени.
Нововведениями могут быть идеи, предметы,
технологии и т. п., являющиеся новыми
для соответствующего хозяйствующего
субъекта. Иными словами диффузия
– это распространение уже
однажды освоенной и
В инновационном процессе, как и в любом другом можно выделить субъекты.
Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство и отстающие.
Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений. Инновационные способности (способности к созданию новшеств) персонала – это залог успешного воплощения проекта в жизнь. Поэтому в личности новатора важное значение имеет гармоничное сочетание организаторских и изобретательских способностей.
В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название «пионерских» организаций.
Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.
Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели4.
Инновационный процесс неразрывно связан с инновационной деятельностью. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям. На стадии инновационной деятельности осуществляется непосредственная трансформация идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты, услуги либо процессы. Научные исследования и разработки являются не только источником новых идей, но могут осуществляться на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии. Главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1.
Использование новой техники,
новых технологических
2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
3. Использование нового сырья.
4.
Изменения в организации
5. Появление новых рынков сбыта5.
Итак,
в данной части работы, я выяснила,
что инновационный процесс
1.2 Развитие представлений об инновационных процессах
Термин «инновация» и его производные являются одними из ключевых понятий современной теории управления организаций. Отечественные специалисты рассматривают инновацию как универсальный метод, набор инструментов обеспечения оптимального технологического прогресса организации путем планируемого управленческого воздействия на социальную структуру предприятия. Между тем из поля зрения специалистов по управлению ускользает широкий спектр теоретических и концептуальных проблем, связанных с происхождением понятия в системе социальных наук. А ведь инновация - это не только система периодически вводимых разовых новшеств, заменяющих товарные и технологические переменные организационной структуры. Это и комплексный социокультурный процесс, развивающийся по неким объективным, законам, тесно взаимосвязанный с историей и традициями рассматриваемых социальных систем и кардинально преобразующий их структуру. Это и социально-психологический феномен, характеризующийся своеобразным жизненным циклом, с особыми фазами, последовательностями и зависимостями происходящих в индивидах когнитивных и эмоциональных процессов. Оба подхода оказали значительное влияние на исследования организационной культуры 80-х годов.
С
точки зрения атрибутики, инновация
- это особая сфера теории и практики,
система действий социального субъекта,
направленная на совершенствование
качеств социокультурного объекта
и позволяющая агенту приобрести
в качестве вознаграждения желаемые
ресурсы и положительную
В
настоящей главе курсовой работы
дается попытка дать краткое описание
основных направлений исследования
феномена инновации, сложившихся в
отечественной теории управления организацией
преимущественно в 1990-х годах. Данный
этап выбран не случайно: рост уровня неопределенности
и динамизма социальных структур
в сочетании с уникальными
свойствами культурной системы стран
СНГ стимулировали
К
теоретическому фундаменту исследований
инновации можно отнести
Первыми
крупнейшими теоретиками
В соответствии с теорией «больших циклов» Н.Д. Кондратьева, динамика экономической структуры общества чутко реагирует на базовые нововведения (ключевые изобретения), влекущие за собой реализацию вторичных, модернизирующих социально-экономических нововведений .
Дальнейшее
комплексное развитие представлений
об инновационных процессах
1.3 Основные подходы в изучении инновации
В настоящее время можно выделить два основных подхода в изучении инновации:
1)
организационно-
2) индивидуально-ориентированный
В
организационно-
В
анализируемой исследователем социальной
системе изменение можно
Данный подход включает многочисленные исследования роли и действий агентов нововведений - профессиональных консультантов по вопросам организационного развития. Эффективным агентом инновации могут выступать:
1)
группа осуществления
2) высокостатусный индивид,
3)
консультант, - принадлежащие или
не принадлежащие релевантной
системе организационных
По
мнению Г. Липпита, основные задачи агентов
нововведений, практикующих интервенции,
связаны с реализацией
1) диагностика проблемы;
2)
оценка систем мотивации
3)
оценка мотивации агента
4)
отбор подходящих целей
5)
выбор соответствующей роли
6)
установление и поддержание
7) уточнение и ориентация фаз нововведения;
8)
Отбор приемлемых типов
В
работе консультанта основное ударение
должно делаться на помощи заинтересованным
членам системы клиента в интеграции
с процессом нововведения путем
обеспечения выработки и
Информация о работе Место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении предприятием