Автор: r*****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:58, курсовая работа
Цель курсовой работы в изучении места и роли инноваций в современном управлении.
Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач:
раскрыть основные понятия инновации;
изучить типологии инновационных решений;
раскрыть место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении предприятием.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теория и основные направления инновационного управления предприятием……………………………………………………………………...6
1.1 Инновация: понятие, содержание, классификация…………………………6
1.2 Развитие представлений об инновационных процессах…………………..13
1.3 Основные подходы в изучении инновации………………………………...16
1.4 Типологии инновационных решений………………………………………22
2. Место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении предприятием…………………………………………………………………….27
2.1 Управление инновационной политикой на предприятии…………………27
2.2.Определение эффективности инноваций, повышающих конкурентоспособность предприятий………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теория
и основные направления
1.1 Инновация: понятие, содержание, классификация…………………………6
1.2 Развитие
представлений об
1.3 Основные
подходы в изучении инновации……
1.4 Типологии
инновационных решений………………………
2. Место
и роль инновационной
2.1 Управление
инновационной политикой на
2.2.Определение эффективности инноваций, повышающих конкурентоспособность предприятий………………………………………….35
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика. Саморазвитие становится возможным благодаря гению человеческой мысли, накоплениям капитала и высококачественному производительному труду. Но оно же, это развитие, будучи нацелено на благо человека, обогащает труд и человеческую мысль, расширяет возможности накопления капитала благодаря повышению производительности и качества труда и создает, тем самым, условия для нового этапа развития, обеспечивая его непрерывность.
Инновационный менеджмент призван обеспечить научную организацию этого сложного и богатого по своему содержанию процесса и управление им.
Актуальность выбранной темы. Предлагаемая вниманию преподавателей курсовая работа отступает от традиционного понимания управления научно-техническим прогрессом как обособленной сферой деятельности. В ней инновационный процесс представлен, в первую очередь, как содержание социально-экономического развития общества, определяемое объективными закономерностями. Выявление закономерностей научно-технического развития производства в условиях становления рыночной экономики и разработка новых принципов, обеспечивающих целенаправленность развития, составляют одну из главных особенностей этой курсовой работы. Так, система удовлетворения потребностей представлена в качестве большой экономической системы. В ней удовлетворение общественных потребностей рассматривается как главная цель не только деятельности предприятий - производителей конечной продукции, но и как миссия предприятий инвестиционных отраслей, обеспечивающих научно-техническое развитие товаропроизводителя. Для достижения этой цели в условиях рыночной экономики необходимо каждому предприятию формировать систему своего развития из внутренних и внешних элементов. Образование такой системы предполагает совершенно новый подход к организации общественного производства и управления им.
Закономерности развития служат, базой выявления приоритетности задач развития в различных условиях, образования совокупности системных принципов технического развития, формирования системы разнообразных, по природе воздействия, механизмов управления, выявления факторов повышения работоспособности человека в производственном процессе, построения корпоративных промышленных структур и т.д.
Другой
особенностью курсовой работы является
системность рассмотрения проблем
развития и оригинальность подходов
к их решению. В этом отношении
характерны разделы, посвященные мотивационным
механизмам труда, хозяйствования и
предпринимательства. Мотивационные
механизмы играют первостепенную роль:
вокруг них складываются механизмы
другой природы - экономические, организационно-правовые
и политические. Таким образом, формируется
хозяйственный механизм нового типа
- комплексный механизм управления,
обеспечивающий воздействие на факторы
различной природы. Следует отметить,
что ранее действующие
Проводимая
в стране экономическая реформа
позволяет каждому предприятию
создать собственный механизм управления,
базирующийся на мотивации деятельности
различных социальных групп (предпринимателей,
менеджеров, специалистов и непосредственных
участников производственного процесса
- рабочих), на экономической
Цель курсовой работы в изучении места и роли инноваций в современном управлении.
Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач:
Краткий
обзор авторов использованной литературы:
Коробейников О.П., Волкова Л.А., Желобанова
И.Н., Завлина А.К., Казанцева П.Н., Миндели
Л.Э. и другие.
1. Теория и основные направления инновационного управления предприятием
1.1 Инновация: понятие, содержание, классификация
В
условиях рыночной экономики инновационная
политика предприятий является определяющим
инструментом в конкурентной борьбе,
обеспечивающим условия для реализации
запросов потребителей. Инновации являются
важнейшим фактором стабильного
функционирования предпринимательских,
финансовых, кредитных, любых других
структур, обеспечивающих их экономический
рост и конкурентоспособность. Причем,
наибольшего успеха добиваются те предприятия,
у которых инновационная
Так что же такое инновация? Понятие «инновация» происходит от английского слова innovation, что в переводе с английского означает «введение новаций» (новшеств). Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, новая продукция или технология, новое явление. В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Вообще в литературе насчитывается около сотни определений понятия «инновация». Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Так, например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход, И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Согласно Международным стандартам в статистике науки, техники и инноваций, инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам1.
Процессы обновления связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Инновации, следовательно, ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность. В связи с этим, инновации должны обладать новизной и удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.
Цель инновации - повысить отдачу на вложенные ресурсы.
Необходимо
различать инновации и какие-
1)
в зависимости от
-
продуктовые инновации
-
процессные инновации означают
новые методы организации
2) по типу новизны для рынка инновации делятся на:
- новые для отрасли в мире;
- новые для отрасли в стране;
- новые для данного предприятия (группы предприятий).
3)
По месту в системе (на
4)
В зависимости от глубины
Достаточно полную классификацию инноваций предположил российский ученый А.И.Пригожин:
1) По распространенности: единичные; диффузные.
2) По месту в цикле: сырьевые; обеспечивающие (связывающие); продуктовые.
3)
По преемственности:
4)
По охвату ожидаемой доли
5)
По инновационному потенциалу
и степени новизны:
Четвертое
и пятое направления
В ряде источников инновация рассматривается как процесс. Отсюда возникает понятие «инновационный процесс». Инновационный процесс - представляет собой процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере общества. Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.
Простой
инновационный процесс
Информация о работе Место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении предприятием