Автор: r*****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:58, курсовая работа
Цель курсовой работы в изучении места и роли инноваций в современном управлении.
Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач:
раскрыть основные понятия инновации;
изучить типологии инновационных решений;
раскрыть место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении предприятием.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теория и основные направления инновационного управления предприятием……………………………………………………………………...6
1.1 Инновация: понятие, содержание, классификация…………………………6
1.2 Развитие представлений об инновационных процессах…………………..13
1.3 Основные подходы в изучении инновации………………………………...16
1.4 Типологии инновационных решений………………………………………22
2. Место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении предприятием…………………………………………………………………….27
2.1 Управление инновационной политикой на предприятии…………………27
2.2.Определение эффективности инноваций, повышающих конкурентоспособность предприятий………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39
2. Место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении предприятием
2.1 Управление инновационной политикой на предприятии
Управление инновациями - это изменения с целью внедрения и использования новых видов оборудования, процессов, обновления различных сторон инновационной деятельности предприятия. Опыт предприятий-лидеров наглядно свидетельствует, что инновации неизбежны и управляемы. Управление инновациями - ключ к поддержанию высокой эффективности производства. Инновации условно можно разделить на два уровня:
к
первому относятся новые
ко
второму принадлежат
Если инновации первого уровня могут и не внедряться на всех предприятиях, то второго - обязательны для всех предприятий, желающих выжить в условиях конкуренции. Этим и определяется актуальность проблемы управления инновациями практически для всех предприятий и организаций. Инновации внутри предприятия происходят сами собой, для этого требуется система управления инновациями на предприятии.
Ситуация, в которой оказались российские предприятия с середины 1998 г., внешний кризис, включая развал банковского сектора рекламных услуг, девальвация рубля и другие причины оказали двоякое воздействие на руководителей предприятий.
С одной стороны, для тех, кто сделал ставку на импортные комплектующие, потребовалось тут же быстро пересмотреть стратегию, ориентированную на внутренних поставщиков. С другой - для предприятий наукоемкого сектора, с ориентацией на экспорт, ситуация даже улучшилась. Хотя, надо отметить, значительно усложнилась процедура расчетов, движение денежных средств внутри страны и за ее пределами.
Так как кризисные ситуации могут периодически возобновляться, перспективы эффективной деятельности будут только у предприятий-инноваторов, которые способны быстро адаптироваться к любым изменениям как внутри предприятия, так и во внешней среде.
Предприятиям, работающим по-старому, нет места в мире постоянных изменений. Кризис заставляет срочно делать то, что планировали на перспективу, постоянно откладывали, принимать новые решения и разрабатывать новые схемы. Не случайно именно в кризисный период возникает острая необходимость перемен, инноваций. Например, чтобы упростить систему расчетов, уменьшить накладные расходы, подключить своих менеджеров к реализации товаров клиента, некоторые предприятия идут на использование таких инновационных форм, как консорциумы при участии и потребителей, и поставщиков.
Недостаточное внимание к инновациям не только приводит падению объемов продаж, что происходит сегодня, но и, главное, является базисной основой глубокого глобального кризиса в будущем.
Как показывает опыт инновационного и управленческого консультирования, на сегодня в России около трети промышленных предприятий осуществляют инновационную деятельность (несколько выше эта доля в машиностроении - около половины). Это значит, что они сталкиваются с проблемами управления инновациями, в том числе с освоением и внедрением инноваций (новых изделий, технологий, оборудования и материалов). При этом если на отдельных предприятиях данная проблема становится все более острой и актуальной (ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «Ижрадио» и т.д.), то на большинстве в силу экономического кризиса она уходит на второй план (Томилинский завод полупроводниковых приборов и многие другие), и, следовательно, инновационная деятельность сокращается.
Современное производство характеризуется инновациями и стремлением использовать более совершенную технологию, новые товары и услуги. Внедрение в производство новых технологий (микроэлектроники, биотехнологии, новых материалов) вызывает необходимость приведения содержания и организации производства, квалификации и образовательного уровня персонала в соответствие с усовершенствованными технологическими системами.
В настоящее время имеют место следующие проблемы управления инновациями на предприятиях:
В высокоразвитых странах действуют хорошо отлаженные механизмы рыночного регулирования, такие, как избирательное налогообложение, гибкая амортизационная политика, методы борьбы со сверхконцентрацией производства и монопольным владением сбыта, режим стимулирования развития мелких предприятий для быстрого реагирования на достижения НТП и меняющиеся запросы рынка и т.д. В России же создание рынка проходило без их формирования - законы есть, а механизмов их реализации нет.
Инновационный процесс - это динамически развивающийся процесс научно-производственной и экономической деятельности предприятия, который противостоит уже сложившимся там процессам и структурам, но связан с ними определенным образом. Характер этой связи существенно влияет на задачи и способы управления «новациями на предприятии. Создатель новой технологии выдается благодаря инновациям первого уровня. Инноватор исходит, прежде всего, из таких критериев, как уникальность и новизна. Для подавляющего числа предприятий-имитаторов в части инноваций пи преобладающими критериями являются жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.
На предприятиях можно
выявление проблемной ситуации (инициирование инноваций)- формулировка целей инновации;
анализ существующего положения (видение будущего компании и проблемная диагностика);
принятие решения о целесообразности разработки инновации определенного вида;
разработка и проектирование инновации;
согласование
и утверждение проекта
подготовка объекта к инновации;
внедрение инновации;
оценка
фактической эффективности
Контроль перехода инновации из одной стадии в другую является действенным инструментом управления процессом внедрения и строится в режиме реинжиниринга бизнес-процессов. Стадии-операции процесса внедрения удобно представлять в виде отдельных составляющих, входом в которые являются результаты предыдущих стадий, а выходом - собственно продукция данной стадии. Успешность внедрения в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по стадиям, особенно на их стыках, что зависит от согласованности смежных подразделений при переходе из стадии в стадию. Последняя обеспечивается за счет перехода от функциональной к процессной ориентации предприятия. Это является необходимым условием, предшествующим процессу формирования научно-технической политики предприятия.
Инновационная политика предприятия представляет собой определение руководством предприятия и его научно-техническими подразделениями целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов предприятия.
Существуют два подхода к разработке и реализации научно-технической политики и процессу внедрения инновации на предприятии.
1.Когда
движущими силами процесса
2.Когда
процесс внедрения и
На практике при разработке научно-технической политики предприятия, как правило, выделяют 4 функциональные области (между которыми существуют широкие зоны перекрытия) управления инновациями:
1) исследования и разработки;
2)
управление качеством и
3)
создание обновленной
4) освоение рынка инноваций.
В разделе исследования и разработки выделяются такие подразделы, как:
поисковые
и фундаментальные
прикладные исследования;
технические разработки (опытно-конструкторские, технологические, проектные и организационные) и опытное производство;
первое освоение инноваций (техническое и экономическое);
распространение и тиражирование инноваций.
Создание обновленной производственной базы представляет
свои своеобразный план технического перевооружения, но составленный не в виде заявок на финансирование (как нередко делают старинке наши предприятия), а в виде системы бизнес-планов
инвестиционных проектов с контрольной фиксацией окупаемости, рентабельности, чистой приведенной стоимости и внутренней процентной ставки по каждому бизнес-плану.
Наконец, освоение рынка инноваций выступает как система мероприятий, увязанная с соответствующими положениями маркетинговой политики. Каждый новый продукт можно рассматривать с двух точек зрения:
1)
наличия в нем новых
2) воздействия нового продукта на рынок.
Продукт
может содержать много
Вместе с тем рыночная новизна продукта может быть достигнута и без новых научно-технических решений, а за счет изменения внешнего вида, размеров, формы, цвета и т.д.
На практике при формировании научно-технической политики предприятия принятие решений о необходимости реализации инновации и выпуске на ее основе нового изделия (переход на новую технологию) является трудной задачей. Даже при создании изделий с относительно небольшой степенью новизны возникают сложности при выборе наиболее предпочтительного варианта их изготовления и распространения. Еще труднее принимать решение о производстве принципиально нового продукта.
Информация о работе Место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении предприятием