Автор: r*****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:58, курсовая работа
Цель курсовой работы в изучении места и роли инноваций в современном управлении.
Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач:
раскрыть основные понятия инновации;
изучить типологии инновационных решений;
раскрыть место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении предприятием.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теория и основные направления инновационного управления предприятием……………………………………………………………………...6
1.1 Инновация: понятие, содержание, классификация…………………………6
1.2 Развитие представлений об инновационных процессах…………………..13
1.3 Основные подходы в изучении инновации………………………………...16
1.4 Типологии инновационных решений………………………………………22
2. Место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении предприятием…………………………………………………………………….27
2.1 Управление инновационной политикой на предприятии…………………27
2.2.Определение эффективности инноваций, повышающих конкурентоспособность предприятий………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Инновационный процесс моделируется в виде некоторой последовательности явлений, формирующих жизненный цикл инновации. В качестве базовой можно считать модель инновации Милоу, состоящую из следующих этапов:
1) концептуализация новшества;
2)
предварительное согласие с
3) приобретение ресурсов;
4)
реализация инновационной
5)
институционализация
Разработки
и конкретизация данной модели описывают
инновацию как двухэтапный
1)
заинтересованность в
2)
формирование инновационных
3) принятие решения.
Этап внедрения состоит из двух фаз:
1) первичного внедрения (связана с испытанием новшества на локальном участке);
2)
реализации инновации (фаза
Подстадия
формирования установок к принятию
инновации связана с решением
вопросов открытости по отношению к
проблемам организационного развития,
что выражается в готовности членов
организации рассмотреть
а) в организации есть все возможности для внедрения инновации;
б) организация обладает опытом успешной реализации инноваций в прошлом;
в) определенная часть членов организации готова принять на себя ответственность за результаты инновационной деятельности. Здесь изучается феномен инновационного диссонанса, под которым понимается столкновение установок индивида с необходимостью следовать нормам поведения, диктуемым структурами формальной власти в организации.
Другие варианты данного подхода рассматривают инновацию как идею, практический опыт, артефакт, который был открыт или рассматривается как новый независимо от качества его восприятия индивидами. В данном понимании инновации акцент смещается на происходящие процессы - включая изобретение и внедрение инновации. Любая идея, образец поведения или артефакт - объект, который является новым в силу качественных отличий от уже существующих форм, преобразует структуру организации реальности. Мнение экспертов связано с представлением о том, что значительный круг инноваций имеет, прежде всего, форму идеи или же констелляции идей и по своей природе должен оставаться только ментальной конструкцией, в то время как другие виды инновации могут получить осязаемое «вещное» воплощение - в виде некой материальной структуры, определенной интеллектуальной или эстетической концепции, либо определенной формы взаимосвязи индивидов. С этим вариантом исследований связано изучение Дж. Гроссманом (1970) инструментальных и принципиальных инноваций. Принципиальные инновации представляют собой «ценность в себе», тогда как инструментальные инновации замышляются с целью создания условий для более легкого внедрения принципиальных инноваций. В ходе разработки и реализации программ организационного развития инструментальная инновация является частью продуманной интервенции в организацию. В этом плане решающим критерием для принятия решения о проведении преобразований является знание о том, что данные нововведения в организации и среде могут повлечь за собой другие нововведения.
В
индивидуально-ориентированном
I.
Разработка новшества (
II.
Принятие решения: 1) выработка альтернатив:
2) прогнозирование следствий
III.
Реализация решения (
1.4 Типологии инновационных решений
Основанием
типологий инновационных
1)
административные (authority) решения (члены
организации не влияют на
2)
коллективные (партисипативные) решения
(члены организации определяют
процесс принятия решений). Административное
решение принимается индивидом/
В
этом случае значительно возрастает
способность организации в
Состояние агента принятия решения Марч и Саймон классифицируют следующим образом:
1)
уверенность (функция
2)
риск (функция обладания
3)
неопределенность (функция невозможности
определения вероятности
Выделяют два типа рисков:
а)
политические (функция действия факторов
институционального уровня макросистемы
и прогнозируемого субъектом
состояния релевантной
б)
ситуативные (связанные с действием
случайных факторов, большинство
которых не поддается контролю).
Действие факторов динамической окружающей
среды, конституирующих феномены риска
и неопределенности, заметным образом
может влиять на процесс диффузии
инновации и его конечные результаты.
В связи с этим исследователи
настаивают на том, что вопрос - в
совершенствовании методов
В
данном контексте чрезвычайно
При анализе типов инновации часто используются понятия «вариации» и «реориентации». Новый товар или услуга - это вариация, поскольку их элементы, как правило, подобны ранее существовавшим товарам или услугам организации, хотя в них есть улучшения и модификации (это результат преемственности технологических и культурных аспектов организации в темпоральном измерении). Реориентация включает фундаментальные нововведения, в рамках которых какой-либо товарно-технологический комплекс может быть полностью элиминирован. Только реориентация может иметь значительное влияние на установленные образцы поведения.
Реориентация бывает трех видов:
1) систематическая,
2) идиосинкретическая,
3) маргинальная…
Первый вид представляет собой
легитимную часть процесса
Основная
особенность моделей этих исследователей
- индивид приходит через состояния
заинтересованности, обретения отсутствующих
знаний о новом объекте, уточнение
критериев удовлетворенности от
взаимосвязи с объектом, предпочтения
и убежденности. Незаинтересованность
индивида сменяется заинтересованностью,
пониманием, убежденностью, преобразующейся
в социальное действие. Масса моделей
содержит особую фазу оценки, испытания
новшества, предшествующую фазе активной
реакции субъекта. Оригинальное дополнение
типичных моделей содержится в схеме Т.
Робертсона, совмещающей модели Роджерса
и Колли и включающей в полученную структуру
блоки установки и легитимации между фазами
понимания и оценки. Последней является
стадия диссонанса. При этом чрезвычайно
существенной представляется фиксация
принципа цикличности данного процесса,
отражающаяся в существовании обратных
связей между каждой из перечисленных
категорий и комплексом остальных категорий.
Модель Клонглена и Коварда не предусматривает
цикличности, но в качестве двух дополнительных
фаз в нее включены два промежуточных
испытания новшества (после получения
информации о нем и после фазы так называемого
символического согласия я, когда индивид
воспринимает прогнозируемую им ситуацию
использования новшества как положительную),
на которых инновационный процесс может
завершиться. Недостатком представляется
неразработанность проблемы стадии инициирования.
Что же первично на стадии инициирования
- знание потребности или знание инновации
- остается неясно12.
Информация о работе Место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении предприятием