Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:45, курсовая работа
Так исторически сложилось, что Россия отстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства (или трансформации) общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей уникальности и самобытности. Как известно, экономические законы, в отличие от законов природы, опосредованы «живыми людьми», в желаниях и выборах которых наличествуют ожидания, нормы, установки, традиции, моральные и нравственные ценности. Наши неудачи в проведении экономических реформ связаны с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества
Содержание
Введение...........................................................................................................3
1.1 Эволюция управленческой мысли...........................................................4
1.2. Развитие менеджмента в России.............................................................6
1.3. Методологические принципы формирования
российского менеджмента ……...................................................................11
1.4. Наша экономика и современный менеджер.........................................13
2. Анализ фирмы Coca-Cola Helenic как объекта управления…………..14
2.1. Краткая характеристика объекта и его ресурсов…………………….14
2.2. Анализ организационной структуры компании
и функций персонала……………………………………………………….17
2.3. Анализ внешней среды фирма Coca-Cola Helenic…………………...22
2.4. Анализ эффективности использования
менеджмента на предприятии………...………...31
Список использованной литературы
1. Реформа системы управления экономикой 1965 г.
2. Реформа системы управления 1979 г.
3. Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).
В связи с произошедшими серьезными изменениями в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:
1) внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления;
2) быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования;
3) создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства.
Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».
По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.
Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.
В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.
1.3 Методологические принципы формирования российского менеджмента
Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях формирования российского менеджмента ментальности придается различное значение.
Переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента. Его становление зависит, во-первых, от уровня развития товарного производства. Менеджмент как форма управления имманентно присуща товарному производству. Наличие в Российской Федерации переходной к рынку экономики означает в то же время и процесс формирования менеджмента. Во-вторых, от уровня технического и технологического развития общества. Так, революция в системе управления, произошедшая в 19 - начале 20 века, была вызвана переходом от ремесленного к машинному производству. Изменилась система управления и при переходе к конвейерному производству. Меняется она и с переходом к новейшим автоматизированным и информационным технологиям.
1.Концепция копирования западной теории менеджмента. Она не учитывает особенностей российского менталитета. России “надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой...”1. Для овладения теорией надо будет лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем, ничего не меняя, использовать данные положения на практике. Вероятность реализации этой концепции весьма высока в силу своей простоты и привычки бездумного копирования западного опыта. Но она несет и большую опасность. Достаточно вспомнить использование неадаптированной к условиям России теории “монетаризма”, концепций “шоковой терапии”, ваучеризации и т.д. Можно спрогнозировать новые потрясения, которые ждут Россию при осуществлении данной концепции.
2.Концепция адаптации западной теории менеджмента. Предполагает частичный учет особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям. При этом возникает важная проблема, какую из западных теорий менеджмента мы будем адаптировать? Системы управления Японии, США, Западной Европы сильно отличаются между собой. Какой из данных вариантов принять за аналог? Но при любом выборе мы рискуем использовать теорию, учитывающую специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития данных стран, ментальность их жителей. Здесь целесообразно вспомнить слова М.Вебера: “ Капитализм западного типа мог возникнуть только в западной цивилизации”[3].
В России конца 80-х годов опоздание или уход с работы ранее установленного срока, мелкое воровство, низкое качество продукции – стали нормальным явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего дня. Исходя из этого в систему национального менеджмента придется вносить поправки на борьбу с опозданиями, “несунами”, вводить новые методы повышения качества.
В результате адаптированные теории, слабо учитывающие специфику российской действительности, не смогут дать российской экономике то, что от них ожидают.
3.Концепция создания российской теории менеджмента. Исходит из полного учета особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое, и второе одинаково неприменимо. Необходимо отметить, что еще А.Маршалл утверждал, что: “ Экономическая наука это не совокупность конкретной истины, а лишь орудие для открытия конкретной истины” 3. На наш взгляд это высказывание полностью можно перенести и на науку менеджмент. Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета.
Одно из узких мест осуществления перестройки экономики в нашей стране - проблема управленческих кадров.
В настоящее время в большинстве российских вузов, ведущих обучение по данной специальности, исходная учебная дисциплина по управлению (чаще всего называемая “Введение в теорию менеджмента” или “Основы менеджмента”) преподается уже на первых курсах. Естественно, что основная часть слушателей имеет незначительный жизненный и еще меньший управленческий опыт. В то же время общепризнано, что менеджмент – это и наука и искусство, и что овладение знаниями в этой области невозможно без получения соответствующих практических навыков.
До сих пор в большинстве случаев данную проблему пытались решить введением в систему подготовки активных методов обучения - деловых игр, разбора конкретных ситуаций (“кейс-стади”) и др. Представляется, что для первокурсников такие методические формы малоэффективны. Это связано в первую очередь с недостатком у них знаний по экономике и финансам, без которых невозможен серьезный разбор конкретных ситуаций.
Практика показывает, что на данной стадии обучения больше пользы приносят обычные семинарские занятия, на которых преподаватель может судить о степени усвоения пройденного материала, или же решение практических задач, позволяющих закрепить базовые понятия и категории. Однако в этом случае курс менеджмента становится сугубо теоретическим, что вряд ли допустимо.
По некоторым оценкам, "критическая масса" руководителей, специалистов по экономике и управлению, способных преобразовать облик наших предприятий и организаций сообразно новым требованиям, должна составить не менее 20% от их общего числа в народном хозяйстве РФ. А это не менее 3.0 млн. человек.
Сформировать такой корпус управленцев нового типа - задача исключительно сложная. Сама жизнь, практика рыночной экономики, предпринимательства будет способствовать ее решению, помещая тех, кто сегодня у руля предприятий, и тех, кто входит в эту новую для себя роль, в ситуацию естественно протекающего социального отбора. Но многое, конечно, зависит и от целенаправленной деятельности по подготовке и переподготовке кадров, по изучению и распространению передового опыта управления, по применению достижений управленческой науки на практике.
Один из очевидных путей приспособления к рынку состоит в освоении опыта стран, живущих в его условиях уже не одну сотню лет. Весьма ценным аспектом этого опыта в XX веке является сфера деятельности и область знаний, охватываемая емким понятием "менеджмент", которое стало уже интернациональным. При этом, когда говорят "менеджмент" подразумевают и людей-менеджеров, профессионально осуществляющих функцию управления.
Многое зависит от того, как руководитель распоряжается своим рабочим временем. Рисунок № 2 предлагает статистическую проекцию распоряжения своим временем для менеджера.
Рисунок 2. статистическую проекцию распоряжения своим временем для менеджера
2. Анализ фирмы Coca-Cola Helenic как объекта управления
2.1. Краткая характеристика объекта и его ресурсов
В качестве объекта управления представлено фирма Coca-Cola Helenic. Данная организация зарегистрирована по адресу: г. Красноярск, Северное шоссе, 27. Фактический адрес: г. Красноярск, Северное шоссе, 27. Телефон: 255-59-00. Телефон центра обслуживания клиентов 88002002653.
День рождения напитка кока-кола считается 8 мая 1886 года. С этого времени компания претерпела множество преобразований. На данный момент это транс континентальная компания с успешным, отработанным годами менеджментом и она по праву считается лидером на рынке прохладительных напитков
«Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» производит и продает напитки широкого ассортимента и в различных упаковках, отвечающие вкусам и запросам российских потребителей. Среди них — газированные и негазированные напитки под товарными знаками The Coca-Cola Company. Ассортимент напитков разнообразен и постоянно увеличивается. Новые продукты создаются на основе предпочтений потребителей конкретного рынка. Так, с 2005 года в ассортименте продукции Компании присутствуют соки и нектары под торговыми марками «Добрый», Nico, Rich, а также соки и нектары для детского питания «Ясли-Сад».
«Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» управляет 14 заводами, на которых занято более 12 тысяч человек, и обслуживает самый крупный в Европе рынок — в 80 крупнейших городах России расположены дистрибуционные центры.
Филиалы Компании находятся в Москве, Санкт - Петербурге, Владивостоке, Нижнем Новгороде, Самаре, Волжском, Екатеринбурге, Орле, Красноярске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, с. Солуно-Дмитриевское Ставропольского края и д. Давыдовское Московской области.
Компания «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» была образована в 2001 году в результате крупной сделки по покупке независимой греческой компанией Coca-Cola Hellenic Bottling Company всех заводов по производству безалкогольных напитков под товарными знаками The Coca-Cola Company в России.
Значительное расширение производства произошло в 2005 году в результате приобретения двумя компаниями — Coca-Cola Hellenic и The Coca-Cola Company — крупнейшего российского производителя соков «Мултон» и в 2007 году — в результате приобретения компанией Coca-Cola Hellenic завода в д. Давыдовское Истринского района Московской области.
Крупнейшими событиями 2007 года стали также запуск третьей линии по производству напитков на заводах в Санкт - Петербурге и Орле и начало строительства нового завода безалкогольных напитков в Ростове-на-Дону (более подробная информация приведена в главе «Региональные проекты» настоящего отчета).
За десять лет объем инвестиций в российскую экономику составил полтора миллиарда долларов США. В ближайшие 5—8 лет Компания планирует инвестировать в модернизацию и развитие производства, осуществление новых проектов и корпоративных программ в России еще более одного миллиарда долларов США.
Миссия компании звучит следующим образом:
Мы, работники компании Coca-Cola Helenic, будем:
• Утолять жажду потребителей;
• Сотрудничать с клиентами;
• Повышать благосостояние наших акционеров;
• Улучшать жизнь сообществ, в которых мы работаем.
Ценности компании:
• Профессиональная честность и выполнении обещаний;
• Горячая преданность делу;
• Стремление к командной победе
• Полное раскрытие потенциала сотрудников;
• Открытость, честность и уважение к каждому.
Стратегия
Чтобы добиться лидерства мы:
• Растим профессиональные кадры
• Взаимодействуем с клиентами на высоком уровне и стремимся к удовлетворению их спроса;