Менеджмент в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить особенности технологий, методов, систем, инноваций, применяемых в менеджменте, а так же особенности развития менеджмента в России.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть современные технологии, применяемые в менеджменте

-изучить системы, применяемые в управлении

-рассмотреть перспективы развития менеджмента

-рассмотреть инновационные возможности в области менеджмента

-провести анализ предприятия «Градномебель».

Содержание

Введение

Глава 1 Современные технологии менеджмента в российских условиях... 5

1.1 Технология организации бизнес процессов…………………….……5

1.2 Управление качеством………………………………………………...8

1.3 Управление персоналом………………………………………...……11

1.4 Логистическая технология…………………………………………...16

Глава 2 Перспективы развития менеджмента………………………………19

2.1 Изменение характера и условий труда……………………………...19

2.2 Специфика менеджмента в России………………………………….22

Глава 3 Анализ управления инновационной деятельностью, на примере предприятия «Градномебель»………………………………………………..…37

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсов.менеджмент.docx

— 90.45 Кб (Скачать)

 2. Концепция адаптации западной теории менеджмента. Предполагает частичный учет особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям. При этом возникает проблема, какую из западной теории менеджмента мы будем адаптировать? Какой из западных вариантов принять за аналог? Но при любом выборе мы рискуем использовать теорию, учитывающую специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития данной страны, ментальность их жителей. Здесь целесообразно вспомнить слова М. Вебера: «Капитализм западного типа мог возникнуть только в западной цивилизации».

 3. Концепция создания современного российского менеджмента. Исходит из полного учета российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. При этом не возможно ни слепое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицании достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое, и второе одинаково неприменимо. Необходимо отметить, что еще А.Маршал  утверждал, что: «Экономическая наука не совокупность конкретной истины, а лишь орудие для открытия конкретной истины». На мой взгляд это высказывание можно полностью перенести на науку менеджмент. Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета.

 Так как менеджмент- вид деятельности человека, который имеет так же и специфические черты, и отражает национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально- экономических отношений, культуру, именно поэтому существует понятие  не только менеджмента вообще, но и  признание существования американской, японской, и конечно же российской модели менеджмента.  
 

Глава 2 Перспективы и особенности развития менеджмента

2.1 Изменение  характера и условий труда 

    Ответить  на вопрос о будущем менеджмента  можно только на основе анализа тех  изменений в характере как  жизни общества вообще, так и в условиях протекания трудовых процессов в современной национальной и мировой экономике. Одна из проблем российского менеджмента - проблема качества управленческих кадров. Хотя эта специальность и появилась в вузах РФ, проблема качества не снимается. Это связано с тем, что в России мало людей, имеющих реальный опыт управленческой работы в условиях рыночной экономики. В то же время общепризнано, что менеджмент – это наука и искусство, и что овладение знаниями в этой области невозможно без получения соответствующих практических навыков.

 Известный американский специалист в области  менеджмента Питер Друкер в своей работе «Задачи менеджмента в XXI в.» выделяет следующие тенденции в развитии менеджмента.

  • Всеобщность менеджмента как сферы деятельности. Он есть не 
    только менеджмент бизнеса, он является всеобщим: все большее 
    значение в жизни общества будут иметь некоммерческие организации и некоммерческий сектор Экономики. В любой  развитой 
    стране уже в конце XX в. сектором развития становится некоммерческий.
  • Иерархический принцип в менеджменте останется. Рассуждения 
    о «конце иерархии» необоснованны. В любой организации и всегда 
    должен быть непререкаемый авторитет, тот, кто принимает 
    окончательное решение и кому беспрекословно подчиняются все 
    остальные сотрудники.
  • Искать единственно правильную организационную структуру не 
    имеет смысла. Такой структуры просто не существует. Вместо по 
    исков единственно правильного типа организации менеджменту 
    следует научиться выявлять, выстраивать и проверять на практике 
    организационные структуры, которые соответствуют поставленным 
    задачам.
  • Множественность мест занятости. Достаточно велико количество 
    людей, которые не являются сотрудниками конкретной организации, но работают на нее: по контракту, неполный рабочий день, 
    дистанционно и т. п.
  • Единственно правильный способ управления людьми заключается 
    в том, чтобы не управлять ими, а направлять их, добиваясь 
    того, чтобы каждый сотрудник максимально раскрывал свой специфический 
    потенциал в достижении целей организации.
  • Фундаментом деятельности менеджмента необходимо сделать не 
    заданные технологий и формы конечного использования продукции, а воспринимаемую потребителем ценность и решение потребителя 
    о распределении его располагаемого дохода.
  • Сфера деятельности менеджмента не должна быть ограничена 
    юридически. Последние закрепляют такие традиционные задач менеджмента, как принуждение и контроль. Право принуждать и контролировать закрепляется          должностными инструкциями. Такое положение мешает менеджменту быть оперативным, т. е. ориентироваться на результат и эффективность на протяжении всего процесса создания ценности

    • Менеджмент предназначен для того, чтобы любая организация 
    имела возможность достичь результатов во внешней среде, т. е. за 
    своими собственными пределами.

 Другой  весьма интересный автор и специалист по менеджменту, британец ирландского происхождения Чарльз Хэнди формулирует следующие «черты будущего».

  • В начале XXI в. в индустриально развитых странах менее поло 
    вины всей рабочей силы будет занято в организациях целый рабочий 
    день. Специалисты, обладающие востребованными компетенциями, 
    будут задействованы в нескольких организациях по 
    нескольку часов в неделю (портфель работ).
  • В начале XXI в. в Европе и США около 70% всех профессий потребуют навыков умственного, а не ручного труда. Представления 
    о труде и его организации радикальным образом изменятся.
  • Организации должны стать гибкими: небольшой постоянный 
    штат и многочисленные временные работники, запятые неполный  рабочий день.
  • Федерализм как принцип создания и функционирования     
    организаций: компании как добровольные объединения самостоятельных структурных образований. Роль центра при этом минимальна  и ограничивается теми полномочиями, которые переданы 
    ему добровольно участниками федеративной организации.
  • Богатство людей и наций все в большей степени основывается не 
    на материальных факторах (земля, недра, основные фонды и т. п.), 
    а на знаниях и умении правильно применять их. Организация 
    будущего должна напоминать собой университет, где интеллектуально 
    развитые люди интересуются новой информацией и новы 
    ми идеями. Такой подход является непременным условием высокой 
    эффективности работы и обеспечения качества создаваемого 
    продукта

         Можно сделать вывод, что в настоящее время происходит организационное возрождение, которое представляет собой сложный социальный процесс, включающий намеренное и осознанное изменение организационного поведения. Разные авторы и специалисты в области  менеджмента отмечают в принципе одинаковые тенденции изменений в характере и условиях труда, что позволяет определить основные тенденции развития менеджмента в недалеком будущем. 

2.2. Специфика менеджмента в России

    Состояние и проблемы менеджмента в современной  России. Прежде чем говорить о российском менеджменте, следует отметить объективные  особенности современного этапа  российской экономики. Как известно, рынок есть результат естественного  отбора наиболее эффективных и действенных  инструментов ведения хозяйства. История  человечества не знает другой экономической  системы, кроме рыночной экономики, которая являлась бы высокоэффективной, восприимчивой к научно-техническим  достижениям и постоянно ориентированной  на изменения в структуре общественных потребностей. Рынок нельзя создать  искусственно, с помощью насильственного  внедрения рыночных отношений. Рыночная экономика — результат длительного  исторического процесса.

    Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции и особенности той или  иной страны. Рыночная экономика в  России, имея общие признаки, отличается от таковой в других странах. В  первую очередь речь идет о наследии советской системы с ее жесткой  централизацией экономики, всеохватывающим  планом, практически полным отсутствием  какой-либо самостоятельности у  руководителей предприятий. Высокоэффективным  в настоящее время может быть регулируемый, социально-ориентированный  рынок. В менеджменте главной  проблемой является работа с персоналом. Люди — это субъекты рыночных отношений. От их квалификации, исполнительности зависит успех деятельности любого предприятия. Кто же работает на развивающемся  российском рынке?

    Суть  трудовой мотивации у большинства  работников в СССР сводилась к желанию иметь относительно гарантированную заработную плату при невысокой интенсивности и низком качестве труда. Между тем, по официально опубликованным данным, часовая выработка производственных рабочих в обрабатывающей промышленности нашей страны составляет лишь 20 % от аналогичного показателя в США. По этому показателю нас обогнали не только наиболее развитые в экономическом отношении страны, но и такие государства, как Мексика, Бразилия, Аргентина, Португалия, Греция и другие, которые традиционно относятся к развивающимся.

    У советского работника преобладала  привычка все блага (квартира, премия и др.) получать от начальника — благодетеля, а не зарабатывать. Работник был  консервативен, он не желал, как правило, воспринимать любые инновации, требующие  переучивания, овладения новыми знаниями, навыками. В принципиально иных условиях рыночной экономики такой работник обычно стремится найти спокойную, рутинную работу с гарантированным  заработком (еще лучше остаться на своем предприятии, на котором все  привычно и знакомо). Если же обстоятельства этого не позволяют (конверсия, банкротство  и т.д.), то предпочтение отдается государственным  предприятиям. И это несмотря на то, что в возможность улучшения  качества работы на государственных  предприятиях верят менее 20%, отдавая  в этом приоритет частным.

    Другой  субъект рыночных отношений —  руководитель. Типичный представитель  руководства — это администрация  государственных предприятий, сохраняющаяся, как правило, при акционировании и приватизации этих предприятий. Современный  российский руководитель — это обычно человек с высшим инженерно-техническим  образованием, солидным стажем руководящей  работы. У него ярко выраженное стремление к власти, он любит работу, отдает ей много времени.

    Вопросам  формирования общей стратегии предприятия, повышению конкурентоспособности  предприятия на рынке, созданию условий  для профессиональной подготовки работников, привлечению работников к управлению производством уделяется традиционно мало внимания.

    Таким образом, главная трудность в  реформировании бывшей советской системы  — это люди. России остро не хватает  современных эффективных менеджеров. Приблизительно 30—40% общего объема промышленной продукции приходится на изделия, которые выпускает только один производитель, что говорит о монополизме экономики страны. В настоящее время в России функционируют следующие предприятия: государственные, не подлежащие приватизации; приватизированные с участием либо без участия государства; частные (вновь созданные). Имеются некоторые особенности в организации и управлении такими предприятиями. Специфика менеджмента на государственных, не подлежащих приватизации, предприятиях, заключается в схожести с системой организации и управления на бывших советских предприятиях. Это, в первую очередь, полная ответственность перед владельцем собственности — государством. И кроме того, это ограниченность прав руководящего персонала, поскольку стратегию и тактику развития предприятия определяет вышестоящая организация.

Вторая, потенциально наиболее значимая, группа предприятий — это приватизированные  предприятия. Эта группа вызывает повышенный интерес к особенностям менеджмента.

    Менеджеры (руководители) предприятий несут  здесь всю полноту ответственности  за управление предприятием. Сюда входит право: определять организационную  структуру производства, устанавливать  цены, определять количество и номенклатуру выпускаемой продукции, нанимать, выплачивать  вознаграждение и увольнять работников, распоряжаться финансами предприятия. К сожалению, среди значительной части руководителей и работников российских предприятий бытует мнение о том, что приватизация чуть ли не автоматически приводит к быстрому и существенному улучшению работы, изменению в позитивную сторону отношения работников к труду. В принципе такая установка верна. Но надо учитывать и то, что у работников больших коллективов чувство собственника выражено очень слабо. Необходимо также уточнить, что совмещение в одном лице собственника средств производства и наемного работника в большей степени характерно для периода первоначального накопления капитала. Сейчас же до 3/4 работающих в развитых странах не являются собственниками своего предприятия. Тем не менее, другие рычаги рыночной экономики (высокая конкуренция, угроза безработицы, высокий уровень оплаты труда) не позволяют им работать плохо. Общероссийский рынок формируется как единое структурное образование. Каждая из его частей должна выполнять свою функциональную роль в общественном разделении труда, решении социальных, экономических и производственно-технических задач общества. Составной частью структуры российского рынка является так называемая малая экономика, основой которой, в первую очередь, является частный капитал.

Информация о работе Менеджмент в организации