Менеджмент торгового предприятия типа «Универсам»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Необходимо, чтобы торговое предприятие розничной торговли, независимо от формы собственности, имело оптимальную планировку своих трудовых площадей, имело современное оборудование, развитую сеть рекламы и т.д.
Основная цель работы – исследование организации устройства торгового предприятия типа «Универсам».

Содержание

Введение 4
1. Современные тенденции развития торговых предприятий 6
2. Особенности торгового предприятия типа «Универсам» 10
3. Анализ внешней среды и выбор целевого сегмента для
торгового предприятия «Универсам» 13
4. Выбор наиболее подходящей организационно-правовой формы
для торгового предприятия «Универсам» 15
5. Разработка и обоснование схемы организации в торгового
зала торгового предприятия «Универсам» 18
6. Управление процессом обслуживания покупателей 21
7. Управление текущими затратами в торговом
предприятии «Универсам» 28
8. Гост Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования».
Требования к услугам в торговом предприятии «Универсам» 32
Заключение 36
Список используемой литературы 37
Приложение 1 39

Работа содержит 1 файл

Торговое предприятие Универсам курсовая.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Весьма продуктивной представляется стратегия нишевой торговли. В Москве и Санкт-Петербурге верхнюю нишу премиальной розницы осваивают небольшие узкоспециализированные магазины для гурманов – гастрономические бутики. В них нет продуктов «на каждый день», но те, которые там представлены, вряд ли удастся найти в других местах. На российском рынке слабо развита ниша экологических продуктов, экологического ритейла. Сложность состоит в том, что у нас практически нет хозяйств, выращивающих свежие овощи и фрукты нужного качества, а для поставки их из-за рубежа должна быть безукоризненно выстроена логистика. Да и массового спроса на здоровое питание в России пока нет.

Перспективна идея монопродуктовых  магазинов. Например, на алкогольном  рынке Москвы и Санкт-Петербурга развиваются бутики компаний «Сварог», «Графт-Трейдинг» («клуб Шато»), «Уайтхолл» (Kauffman), «Марин Экспресс» (сеть Bon Vin2), ОКВ («Альта Вина»), DP-Trade («Интендант»). По оценкам участников рынка, через подобные сети в столичных городах реализуется от 5 до 10% алкоголя.

Успешным примером реализации концепции монопродуктовой розницы  служит нижегородская сеть «Мясновъ», открывшая первый магазин в августе 2003 года. В своих магазинах «Мясновъ» предлагает широкий ассортимент  двух групп – охлажденное мясо и полуфабрикаты, колбаса и колбасные изделия. При выборе стратегии бизнеса была использована известная альтернатива экономиста Джека Траута «дифференцируйся или умирай». Новой сети нужно было сразу выделиться на фоне однотипных в глазах покупателей предложений. И она сделала ставку на уникальность: до «Мяснова» в российской продуктовой рознице, да и на Западе не было сетей формата «убийца категорий».

Сейчас специализированные магазины «убийцы категорий» уже  действуют и в непродуктовом  секторе. Они предлагают ограниченное число товарных групп, но это предложение  лучшее по ассортименту, по ценам, по сервису, что и определяет выбор покупателя. В продуктовой рознице, тем более в таком сложном виде, как торговля мясом, ничего подобного до сих пор не было. На Западе существуют мясные лавочки, как правило, в форме семейного бизнеса. Основатели «Мяснова» делают современное торговое предприятие, которое включает базовое производственное звено, дистрибуцию и сеть специализированных магазинов, расположенных во всех районах города в шаговой доступности.

Не только сети узкоспециализированных магазинов, но и компании традиционных форматов ищут необычные решения  для привлечения покупателей, стремятся создать уютную обстановку. Книжная сеть «Буквоед» превращает свои магазины в культурно-интеллектуальные центры, выделяет в них зону для кофейни и сцену, где выступают писатели и приглашенные артисты. Магазины формата «у дома» сети «Квартал» делают из них место культурного общения покупателей, размещают у себя доски объявлений для жителей окрестных микрорайонов. Сеть «Пятерочка» при строительстве новых магазинов, кроме парковки для автомобилей, оборудует детские площадки.

Финансовый кризис заставляет компании еще больше задуматься об отличии от конкурентов. Когда сетевая торговля только начинала развиваться в России, покупатели не знали, какой формат им необходим. Сейчас же многие хорошо разбираются, чем отличаются разные магазины и какой для них предпочтительнее. Конкуренция и потребность искать свою нишу еще более усилятся после массового прихода к нам иностранных ритейлеров.

 

2. Особенности торгового предприятия типа «Универсам»

 

За последнее десятилетие  в розничной торговле произошли серьезные изменения: появились новые форматы магазинов, такие как гипер-, супер-, мини-маркеты, торговые центры. Для того чтобы упорядочить, привести торговые предприятия к определенным стандартам, введен ГОСТ-Р-51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий».

Новый ГОСТ устанавливает  классификацию предприятий розничной  торговли, общие требования к этим предприятиям, конкретные признаки, характеризующие  типы предприятий розничной торговли. Теперь торговые предприятия, в зависимости от реализуемого товара, подразделяются на три вида: универсальные, специализированные и неспециализированные магазины. Каждый вид, в свою очередь, подразделяется на типы. Универсальный магазин может быть гипермаркетом, универмагом, универмагом «Детский мир», магазином-складом, универсамом, гастрономом, магазином товаров повседневного спроса. Всем типам дается подробная характеристика. Специализированные магазины, в зависимости от предлагаемого ассортимента, подразделяются на продовольственные и непродовольственные. Каждому такому типу также даются разъяснения: характерная торговая площадь, ассортимент товаров и форма торгового обслуживания.3

Если ранее при регистрации, например, мини-маркетов не знали, как  правильно назвать это торговое предприятие (мини-магазин или мини-маркет), новым ГОСТом дается расшифровка – полная характеристика данного типа магазина. Помимо классификации предприятий розничной торговли, в новом ГОСТе даются общие требования по соответствию санитарно-техническим нормам, пожарным, экологическим требованиям, требованиям электробезопасности. Каждое предприятие розничной торговли должно иметь вывеску с обязательным указанием наименования магазина, его подчиненности, режима работы, внутри магазина должна быть информация для потребителя, какой организацией зарегистрировано предприятие и многое другое. Также впервые установлен перечень требований к оформлению магазинов различных типов. В новом ГОСТе в виде таблицы дается перечень требований к каждому типу магазина. Так, например, фирменная вывеска, применение фирменных буклетов и упаковочных материалов, наличие у обслуживающего персонала форменной одежды, использование декоративных элементов в оформлении витрин, современное выставочное оборудование должны быть у гипермаркетов, универмагов, универмагов «Детский мир». К универсамам ряд этих требований уже не относится. И так по каждому типу.

Много вопросов возникало  по специализированным магазинам, которые  в настоящее время осталось не так много. В некоторых из них  ассортимент по заявленной специализации занимает четверть от общего количества продукции. В новом ГОСТе впервые оговаривается, что в специализированном магазине больше половины торговой площади должна занимать торговля продукцией, соответствующей названию специализации торгового предприятия.

Сейчас обязательной сертификации услуг розничной торговли подлежат только торговые предприятия, осуществляющие продажу продуктов  питания. До выхода этого ГОСТа проводилась  работа по сертификации услуг розничной  торговли на соответствие требованиям  безопасности.4

На данный момент, если услуги розничной торговли сертифицированы  и предприятие соответствует  требованиям нового стандарта, в  выдаваемых документах будет указано, к какому типу относится магазин. Те предприятия, которые прошли сертификацию на соответствие требованиям безопасности в 2001году, должны вести работу по выполнению нового стандарта, но это не значит, что они еще раз будут сертифицировать свой магазин и на соответствие типу торгового предприятия. По истечению срока действия сертификата, уже для получения новых документов, торговое предприятие должно будет выполнить всю работу на соответствие требованиям нового стандарта.

На сегодняшний день многие универмаги, универсамы сдают  торговые площади в аренду, в этом случае соответствовать типу должны предприятия, оказывающие услугу розничной торговли, а не арендодатель площади – универмаг или универсам в целом.

К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся ассортиментный профиль и размер торговой площади.

По госту типы магазинов продовольственных и не продовольственных предусматривает не только магазины с универсальным ассортиментом соответствующих товаров (универсамы и универмаги), но и достаточно широкий перечень специализированных и узкоспециализированных магазинов, подразделяющихся в зависимости от размеров торговой площади на типоразмеры.

Универсамы и супермаркеты иметь размеры торговой площади -400,650,1000,1500,2000,3500 кв.м.,

универмаги – 3500,4500,6500,8500,11000,15500, 22000 кв.м. 

гипермаркеты от 15000 и  более кв.м.

 

3. Анализ внешней  среды и выбор целевого сегмента  для торгового предприятия «Универсам»

 

Статистика свидетельствует: если до Универсама приходится добираться более 10 мин., многие предпочтут сделать  покупку рядом с домом. Поэтому  открытие «магазина на углу» сулит неплохую прибыль. Если, конечно, правильно подобрать помещение и грамотно выстроить все бизнес-процессы.

Местораположение будущего магазина выбрать нетрудно. Главное условие, чтобы оно было удобным, имелись подъездные пути и парковка. Место должно быть проходимым, хорошо, чтобы рядом проходили дороги и трассы или на крайний случай пешеходные дорожки от остановки к жилому массиву.

Но прежде чем принять  окончательное решение, стоит провести маркетинговое исследование. Специалисты  помогут определить, какие пустые доселе ниши существуют в данном районе, на чем вам лучше специализироваться, какая группа клиентов не охвачена вниманием крупных сетей, как построить ассортимент, разработать концепцию маркетинга и продвижения.

Факторы, используемых в  анализе:

1. Местоположение.

В число важнейших  компонентов оценки местоположения магазина входят:

  1. характеристики площади (размеры, форма и т.д.)
  2. простота парковки
  3. интенсивность пешеходного потока
  4. интенсивность транспортного потока
  5. общественный транспорт
  6. заметность, примечательность, окружение
  7. соседство с аналогичными предприятиями

2. Характер и качество ассортимента.

При оценке данного фактора  принимается во внимание глубина, широта и качество ассортимента товаров, имеющихся  в магазине.

3. Уровень цен.

В сложившейся ситуации цена может стать одним из решающих факторов конкуренции. Особенно это касается магазинов, позиционирующих себя как “престижные” и устанавливающих неоправданно высокую торговую надбавку на продукты неповседневного спроса.

4. Торговый персонал.

При оценке торгового  персонала учитывается профессионализм, компетентность и соответствие действий продавца ожиданиям покупателей.

Особое внимание стоит  уделять не только профессиональной подготовке торгового персонала, которая  обычно на достаточно хорошем уровне, но и разработке системы заинтересованности продавцов в отличном обслуживании покупателей, то есть подготовке компетентного и высокомотивированного персонала.5

5. Режим работы.

Все магазины имеют практически  одинаковый режим работы. Они начинают работать с 9:00, работают без обеда и выходных. Заканчивают работу в интервале с 22:00 до 24:00.

6. Физические характеристики.

В понятие физических характеристик входят такие вещи, как внутренняя планировка, ширина проходов и лестниц, освещение, кондиционеры и т.д., то есть все то, что позволяет делать покупки с максимальным удобством.

7. “Фэйсинг”.

Это понятие включает в себя качество представления товаров  в магазине: прилавки, витрины и  т.д. Практика показывает, что правильное расположение товара на полках и удачное оформление места продажи способствуют его выбору потребителем.

 

4. Выбор наиболее  подходящей организационно-правовой  формы для торгового предприятия  «Универсам»

 

Общество с ограниченной ответственностью (сокращенно – ООО), наряду с закрытым и открытым акционерными обществами и обществом с дополнительной ответственностью, является одной из форм хозяйственных обществ и относится к коммерческим организациям – юридическим лицам, целью создания которых является получение прибыли от предпринимательской деятельности.

Важными преимуществами ООО также являются:

- ограничение имущественной  ответственности учредителей по  долгам ООО (например, в случае  его банкротства) размерами их  вкладов в уставный капитал,

- возможность внесения  вкладов в уставный капитал в любой форме: как денежными средствами, так и любым имуществом (ценными бумагами, оргтехникой, оборудованием, мебелью и т.д.),

- отсутствие необходимости  регистрации выпуска акций (в  отличие от акционерного общества).

Из недостатков ООО  можно отметить, пожалуй, лишь возможность выхода из него любого участника без согласия других участников. При этом вышедшему участнику должна быть выплачена часть стоимости имущества ООО, соответствующая размеру его доли, что может привести компанию к финансовым затруднениям. Впрочем, на практике подобные случаи встречаются крайне редко. Понятно также, что такая опасность не угрожает ООО, имеющему только одного участника.6

Учредительными документами  ООО являются Устав и учредительный  договор, заключаемый между участниками  общества. В случае, если ООО имеет одного участника, учредительный договор не заключается

Высшим органом управления в обществе с ограниченной ответственностью является общее собрание участников, которое решает важнейшие вопросы  деятельности ООО (в частности, утверждение изменений в Уставе, принятие решений о реорганизации и ликвидации ООО, утверждение бухгалтерских балансов), в том числе избирает постоянно действующий исполнительный орган общества. Исполнительный орган ООО как правило бывает единоличным (директор, генеральный директор, президент и т.п.). Закон допускает формирование в ООО наряду с единоличным также и коллегиального исполнительного органа.

Директор магазина выполняет работы по планированию деятельности магазина на каждый календарный месяц, а также составляет перспективные ежеквартальные  и годовые планы, которые утверждаются руководством Компании. Также на директора возлагаются следующие полномочия:

Информация о работе Менеджмент торгового предприятия типа «Универсам»