Менеджмент, проблемы, функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

В данной работе представлены наиболее ценные идеи традиционного подхода, а также новый подход к управлению с целью заинтересовать студентов в использовании положений менеджмента в практической деятельности.
Цель моей работы–понять что такое менеджмент.Какие проблемы менеджмента встречаются на предприятиях.Какие основы функции менеджмента.Мне интересно что изменилось за все это время напредприятиях и какие введены новые понятия.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 132.73 Кб (Скачать)

Результатом процесса планирования в организации является система  взаимосвязанных плановых документов – планов.

План – основа деятельности организации любой формы собственности  и размеров; содержит указания, кому, какую задачу и в какое время  решать, какие ресурсы нужновыделить на решение каждой задачи.

По форме планирование может быть:

перспективным {стратегическим): определение главных целей деятельности на период более 5 лет;

среднесрочным: выбор средств для выполнения целей на период от 1 до 5 лет;

текущим {оперативным): программа  использования ресурсов на период до 1 года с детализацией по месяцам.

 

Организация – управленческая деятельность, посредством которой  система управления приспосабливается  для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.

Содержание организации  как функции менеджмента состоит  в установлении постоянных и временных  взаимоотношений между всеми  подразделениями предприятия, определении  порядка и условий функционирования предприятия (таблица1)

 

 

 

Принципы функции организации 

Организация как функция  менеджмента реализуется через:

административно-оперативное  управление:

определение структуры предприятия;

распределение функций между  подразделениями;

установление ответственности (предоставление прав) между работниками  аппарата управления;

оперативное управление:

периодическое или непрерывное  сравнение фактических результатов  с плановыми;

корректировка результатов.

концентрация – процесс  сосредоточения производства на более  крупных предприятиях, производствах, в регионах;

специализация – выделение  особого (специализированного) вида производства и создание нового производственного  процесса, подразделения;

комбинирование – производство продукта ведется из готовой продукции  предыдущего передела или отходов  производства других переделов;

кооперирование – установление производственных связей между производителями  на основе их специализации.

Особое значение функция  организации приобретает в случаях, когда при выполнении принятых решений  действия отдельных исполнителей выходят  за рамки нормативных актов, утвержденных инструкций, методик и требуют  оперативной организации работы.

Регулирование

Регулирование – управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в требуемое состояние.

Регулирование предполагает процесс выработки корректирующих мер и реализации принятых организационно-технологических, экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и безусловное устранение выявленных проблем (отклонений).

Задача регулирования  – обновление плановых заданий, нормативов, стандартов с целью обеспечения  своевременного и эффективного достижения целей организации.

В зависимости от содержания проблемы (выявленного отклонения) и способа выработки регулирующего  воздействия различают два вида регулирования:

реактивное – осуществляется, когда не достигнуты стандарты. Направлено на сглаживание отклонений от стандартов;

упреждающее – проблема рассматривается как потенциальная возможность. Направлено на улучшение деятельности или извлечение наибольшей выгоды из представившихся возможностей.

Процесс оперативного регулирования  включает следующие этапы:

информационную подготовку для принятия решения;

разработку и принятие решений (формирование альтернативных вариантов, установление сроков выполнения, выбор исполнителей, обработка дополнительной информации, утверждение варианта решения, выделение ресурсов для его реализации);реализацию решения и контроль его исполнения (необходимо организационное обеспечение решения, т.е. наличие ресурсов в распоряжении ответственных лиц, а также инструктивных материалов; информационное обеспечение, дающее возможность проводить согласованные действия всем исполнителям).

Регулирование хода производства должно отвечать следующим требованиям:

опираться на четкую организацию  оперативного планирования производства, непосредственным продолжением которого оно является;

предполагать непрерывность  контроля и наблюдения за ходом производства;

осуществлять обязательное быстрое и четкое выполнение распоряжений руководства;

базироваться на четкой ответственности  и преемственности оперативного руководства производством.

Координация

Координация – управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность  работы различных производственных и функциональных подразделений  предприятия в процессе выполнения плановых заданий.

Содержание координации  как функции менеджмента состоит  в том, чтобы своевременно принять  меры по обеспечению равномерного хода производства и устранению «узких мест»  из-за рассогласования в сроках поставки материалов, технологического оснащения.

Эффективным средством достижения скоординированной работы подразделений  является проведение совещаний менеджеров, на которых осуществляется согласование их деятельности по обслуживанию, материальному  обеспечению производства.

Оперативная координация  работ состоит из этапов:выяснение причин отклонений от плановых заданий;определение состава дополнительных работ и производственных заданий для их выполнения;определение резервов, выделяемых предприятием для выполнения дополнительных работ;

Мотивация

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для  достижения определенных целей; воздействие  на факторы результативности работы менеджеров, специалистов и на основе ее оценки использование соответствующих  побудительных мотивов.

Сущность мотивации как  функции менеджмента состоит  в том, чтобы персонал предприятия  выполнял работу в соответствии с  делегированными ему правами  и обязанностями и сообразуясь  с принятыми управленческими  решениями.

В зависимости от целей  теории мотивации можно разделить  на три большие группы:

содержательные, цель которых  – установить потребности работников и определить оптимальное для  них соотношение внутреннего  и внешнего вознаграждения;

процессуальные, цель которых  – установить вероятность наступления  ожидаемого от работника результата при мотивирующей роли различных  потребностей и возможной различной  степени их удовлетворения;

параллельные, цель которых  – определить, какие виды деятельности удовлетворяют параллельно низшие и высшие потребности человека, и  какие отдельно каждую группу потребностей, и создать на этой базе оптимальную  систему стимулирования труда с  материальными и нематериальными  составляющими.

Для успешной мотивации сотрудников  руководителю необходимо предоставить им возможность удовлетворения определенных активных потребностей для творческого  выполнения производственных задач, распределенных дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей каждого работника. Этот процесс будет сопровождаться повышением преданности интересам организации  и производительности труда. При  этом каждый человек должен рассматриваться  не в качестве орудия для достижения целей, а как личность, требующая  к себе бережного отношения и  индивидуального подхода. Итак, работа в значительной мере должна соответствовать  интересам и способностям работника.

Руководство

Руководство – управленческая деятельность, обеспечивающая нормальное протекание производственных и управленческих процессов.

Власть – это возможность  влиять на поведение других (рис. 3.6).

Влияние – это поведение  одного человека, которое вносит изменения  в поведение, отношения, ощущения другого  человека.

Существуют две формы  влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному  сотрудничеству:

убеждение;участие сотрудников в управлении.

Для эффективного использования  влияния менеджеру необходимо выполнять  ряд условий:

потребность, к которой  аппелируют, должна быть актуальной;

человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как  источник удовлетворения или неудовлетворения (в той или иной степени) какой-то потребности;

человек, на которого влияют, должен ожидать с достаточно высокой  вероятностью, что исполнение задания  приведет к удовлетворению или неудовлетворению его потребности;

человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия имеют  хороший шанс оправдать ожидания руководителя.

Контроль

Контроль, учет, анализ –  система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям.

Контроль – управленческая деятельность, фиксирующая состояние  объекта управления в заданные моменты  времени.

Содержание контроля как  функции менеджмента заключается  в своевременном обнаружении  возникающих в ходе производственно-хозяйственной  деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.

Контроль – комплексная  функция, включающая функции учета, оценки, анализа.

Задачи контроля:

сбор и систематизация информации о фактическом состоянии  деятельности и ее результатах (функция  – учет);

оценка состояния и  значимости полученных результатов  деятельности, выявление отклонений от стандартов – плановых заданий, нормативов (функция – оценка);

анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция  – анализ);

прогнозирование последствий  сложившейся ситуации и обоснование  необходимости принятия корректирующих воздействий.

Значение контроля:

завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа  отклонений от желаемого состояния  объекта со всеми основными предметными функциями менеджмента;производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле.

1.2 Менеджмент  как наука и искусство управления.

Менеджмент как научная  дисциплина имеет длительную предысторию  и относительно короткую историю. Примитивная  социальная организация, требующая  управления, существовала уже при  первобытнообщинном строе. Но как наука  менеджмент начал интенсивно развиваться  лишь в первой половине 20 века. Основателями и классиками научного менеджмента  стали француз Анри Файоль и американец Фредерик Тейлор. Затем в научную копилку менеджмента свой определенный вклад внесли такие выдающиеся ученые и практики как Гаррингтон Эмерсон, Генри Форд, Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу, Макс Вебер, Дуглас Макгрегор, Питер Друкер, Фредерик Херцберг, Генри Минцберг и многие другие.

Менеджмент, как наука, сосредоточен на изучении законов и закономерностей, принципов и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления. Менеджмент входит в разряд прикладных экономических наук, с одной стороны  он очень близко стоит к реальной экономической практике, а с другой стороны он занят организационно-человеческим аспектом управленческой деятельности.

В качестве науки менеджмент выполняет две основные функции:

1.научно-познавательную – теоретическое осмысление процессов и закономерностей хозяйственной деятельности,

2.практическую – прогнозирование тенденций и определение путей реализации экономических идей на основе изученных закономерностей.

Управленческая мысль  играла и играет значительную роль в повышении эффективности практики менеджмента. Идеи, выдвинутые видными  теоретиками менеджмента, становились  катализаторами широких преобразований в практике управления во всем мире.

Творческие поиски оптимального, нетривиального решения придают  управлению характерные черты искусства. Во всех сферах человеческой деятельности наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. В управлении, когда в результате групповой  деятельности любое решение отличается от альтернативных вариантов, умение найти  разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением искусства  управляющего.

Искусство, в общем –  это способность к импровизации, высокое умение объединять отдельные  элементы знания и интуиции в новые, ранее неизвестные комбинации. Искусство  управления – это способность  руководителя к принятию эффективных  решений в условиях дефицита информации. Теория управления не может дать готовые  рекомендации для всех конкретных жизненных  ситуаций, и каждый руководитель принимает  решения, основываясь не только на знаниях, но и на интуиции и собственном  опыте.

Искусство управления имеет  такую же древнюю историю, как  и само управление. В основе искусства управления лежат с одной стороны методология и принципы науки управления, а с другой мировые достижения психологии, социологии, логики, риторики, этики, философии, права, а также методы воздействия на личность и социум различных религиозных конфессий.

Наука и искусство управления развиваются, взаимно обогащая друг друга. Наука управления двигается  вперед вслед за развитием искусства  управления, а искусство управления совершенствуется на базе новейших достижений управленческой мысли.

1.3 Стратегия управления  в 21 веке.

   Управление персоналом  организации признано в России  и за рубежом основной задачей  менеджмента. Это обусловлено  изменением роли и сущности  управления персоналом в условиях  перехода к информационному обществу, когда работник из объекта управления становится объектом-субъектом управления. Кроме изменения работника и характера его труда, происходит глобализация экономики, когда выравниваются технологические условия производства, сближается уровень заработной платы, так что только благодаря развитию человеческих ресурсов можно выиграть конкурентную борьбу на рынке.

Информация о работе Менеджмент, проблемы, функции