Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 08:15, курсовая работа
В настоящей работе сделана попытка анализа различных систем управление организациями, рассмотрен алгоритм её построения. На основе теоретических знаний проведён анализ структуры управления ООО «Алена», сделаны предложения по улучшения структуры управления.
1. Анализ предприятия как объекта управление 4
1.1. Система управление: понятие, факторы влияющие на управление 4
1.2. Иерархические типы структур управления 6
1.3. Органические типы структур управления 11
1.4. Структура управление ООО «Алена» 16
2. Уточнение целей системы управление и выбор критериев эффективности 22
3. Исследование и проектирование функций управления 23
4. Исследование и проектирование структуры управления. 26
5. Исследование роли человеческого фактора. 28
Заключение 30
Литература
Линейная
организационная
структура
Основы линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип
построения и специализация управленческого процесса по функциональным
подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки,
финансы, персонал и т. д. ). По каждой подсистеме формируется иерархия служб
("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу (см. рис. 1.3.).
Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими
выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система
мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность
и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так
как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.
Достоинства линейной структуры:
-
четкая система взаимных
- четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в
своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
-
ясно выраженная
подразделений на прямые указания вышестоящих
Недостатки линейной структуры:
-
отсутствие звеньев,
планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные
проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;
-
Рис. 1.3. Линейная структура управление
-
тенденция к волоките и
проблем, требующих участия нескольких подразделений;
-
малая гибкость и
-
критерии эффективности и
в целом - разные;
-
тенденция к формализации
подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и
разобщенности;
-
большое число "этажей
продукцию, и лицом, принимающим решение;
-
перегрузка управленцев
-
повышенная зависимость
квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.
Линейно -
штабная организационная
структура
Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван
ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев
стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает в себя
специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами
принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а
лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций,
прежде всего,
функций стратегического
структура соответствует линейной (Рис.1.4 ).
Рис. 1.4 Линейно - штабная структура управления
Достоинства линейно - штабной структуры:
- более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;
-
некоторая разгрузка высших
-
возможность привлечения
-
при наделении штабных
руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным
органическим структурам управления.
Недостатки линейно - штабной структуры:
-
недостаточно четкое
готовящие решение, не участвуют в его выполнении;
-
тенденции к чрезмерной
- аналогичные линейной структуре, частично - в ослабленном виде.
Дивизионная
структура управления
Уже к концу 20-х годов стала ясна необходимость новых подходов к организации
управления, связанная с резким увеличением размеров предприятий,
диверсификацией их деятельности (многопрофильностью ), усложнением
технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения. В
связи с этим стали возникать дивизионные структуры управления, прежде всего в
крупных корпорациях, которые стали предоставлять определенную
самостоятельность своим производственным подразделениям, оставляя за
руководством корпорации стратегию развития, научно - исследовательские
разработки, финансовую и инвестиционную политику и т. п. В этом типе структур
сделана попытка сочетать централизованную координацию и контроль деятельности
с децентрализованным управлением. Пик внедрения дивизионных структур
управления пришелся на 60 - 70-е годы (рис. 1.5).
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой
являются уже не руководители функциональных подразделений, а менеджеры,
возглавляющие производственные отделения (дивизионы). Структуризация по
дивизионам, как правило, производится по одному из критериев: по выпускаемой
продукции (изделиям или услугам) - продуктовая специализация; по ориентации
на определенные группы потребителей - потребительская специализация; по
обслуживаемым территориям - региональная специализация. В нашей стране
аналогичные структуры управления широко внедрялись, начиная с 60-х годов в
форме создания производственных объединений.
Достоинства дивизионной структуры:
-
она обеспечивает управление
многопрофильными
численностью
сотрудников порядка сотен
подразделениями;
- обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в
окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной;
-
при расширении границ
"центрами получения прибыли", активно работая на повышении эффективности и
качества производства;
-
более тесная связь
Недостатки дивизионной структуры:
- большое количество "этажей" управленческой вертикали; между рабочими
и управляющим производством подразделения - 3 и более уровня управления,
между рабочими и руководством компании - 5 и более;
-
разобщенность штабных
- основные связи - вертикальные, поэтому остаются общие для
иерархических структур недостатки - волокита, перегруженность управленцев,
плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений и т. д.
;
- дублирование функций на разных "этажах" и как следствие - очень
высокие затраты на содержание управленческой структуры
- в отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно - штабная
структура со всеми их недостатками.
Рис. 1.5 Дивизионная структура
1.3.
Органические типы
структур управления
Органические или адаптивные структуры управления стали развиваться примерно с
конца 70-х годов, когда, с одной стороны, создание международного рынка
товаров и услуг резко обострило конкуренцию среди предприятий и жизнь
потребовала от
предприятий высокой
реакции на изменения рынка, и с другой стороны, стала очевидной неспособность
структур иерархического типа этим условиям соответствовать. Главным свойством
управленческих структур органического типа является их способность изменять
свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями
структур этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые),
бригадные формы структур. При внедрении этих структур необходимо одновременно
изменять и
взаимоотношения между
сохранять систему планирования, контроля, распределения ресурсов, стиль
руководства, методы мотивации персонала, не поддерживать стремление
работников к саморазвитию, результаты внедрения таких структур могут быть
отрицательными.
Бригадная (кросс - функциональная) структура управления
Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим
группам (бригадам). Форма бригадной организации работ - достаточно древняя
организационная форма, достаточно вспомнить рабочие артели, но только с 80-х
годов началось ее активное применение как структуры управления организацией,
во многом прямо противоположной иерархическому типу структур. Основными
принципами такой организации управления являются:
- автономная работа рабочих групп (бригад);
-
самостоятельное принятие
деятельности по горизонтали;
- замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими
связями;
-
привлечение для разработки и
решения задач сотрудников
подразделений.
Эти принципы разрушает свойственное иерархическим структурам жесткое
распределение сотрудников по производственным, инженерно-техническим,
экономическим и управленческим службам, которые образуют изолированные
системы со своими целевыми установками и интересами.
В организации, построенной по этим принципам, могут как сохраняться