Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 11:52, курсовая работа
Цель работы: дать анализ сущности системы управления качеством и ее оценку на ООАО «Оргсинтез».
Методы исследования: сравнение, сопоставление, анализа оценки и обобщения, нормативный и позитивный анализ.
Введение
1. Теоретические аспекты изучения менеджмента качества в системе управления
1.1 Оптимальный уровень качества
1.2 Международный опыт менеджмента качеством
2. Исследование менеджмента качества в ООАО «Оргсинтез»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Исследование системы управления качеством продукции на предприятии
3. Совершенствование организации системы управления качеством продукции
Заключение
Список использованных источников
Мониторинг —
процесс постоянного
Система менеджмента качества — совокупность организационной структуры, документации, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления управления, планирования, улучшения качества. Система качества основана на комплексе разработанных на предприятии документов, регламентирующих виды его деятельности согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
Цели — конкретные ориентиры, то есть те конечные состояния или результаты, которых хотела бы достичь организация или ее подразделения в области качества.
Матрица — официальный документ, излагающий в табличной форме взаимосвязи, взаимоотношения, иерархию и т.п. между составляющими элементами.
Документация системы менеджмента качества — совокупность документов, описывающих, регламентирующих, поясняющих производственную деятельность предприятия во всем многообразии ее проявления с точки зрения четкости формулировки регламентов по реализации процессов.
Рабочая процедура системы менеджмента качества — официальный документ, регламентирующий порядок и правила реализации той или иной функции предприятия в свете требования стандартов ИСО. Она регламентирует функционирование производственных подразделений, включает в себя цели и область деятельности.
Рабочая инструкция — официальный документ, регламентирующий порядок и правила реализации конкретных производственных задач, процессов, которые оказывают влияние на качество работы предприятия.
Список документов системы менеджмента качества — официальный документ, содержащий список действующих документов — рабочих процедур и рабочих инструкций, отражающий их текущий статус.
Субконтрактный процесс — процесс, выполняемый сторонней организацией на определенных условиях для нашего предприятия. Это процесс, вид деятельности, необходимый для обеспечения соответствия продукции требованиям. Исполнение этого процесса передается сторонней организации по причине невозможности или нецелесообразности реализации его на самом предприятии.
Проектирование и разработка (чертежи КМ) — совокупность процессов, переводящих требования в нормативную и техническую документацию на продукцию.
Детальное проектирование
(чертежи КМД) в отличие от проектирования
и разработки представляет собой
процесс создания чертежной документации,
содержащей точную форму, размеры, допуски,
выбор соответствующих материалов и информацию,
необходимую для изготовления каждой
отдельной детали продукта. В основу детального
проектирования положена информация из
проекта (чертежей КМ).
1.2
Международный опыт
менеджмента качеством
По признанию многих ученых, специалистов, руководителей предприятий и государственных деятелей, наступивший XXI век станет веком качества во всех его проявлениях – качество труда, продукции и услуг, качество окружающей среды и в целом – качество жизни.
Качество - это то, в чем мы все заинтересованы, но достижение качества - это нечто большее, чем просто слова, оно требует планирования, системного подхода, подготовленного персонала и тяжелой работы.
Одним из способов укрепления позиций предприятия на мировом рынке в условиях растущей конкуренции является быстрое распространение систем менеджмента качества и их сертификация.
Из этого вытекает важность единства в подходе к оценке различных систем менеджмента качества, критериев аудита, равнозначного и независимого взгляда другой стороны. Поэтому Международная организация по стандартизации (ISO) при разработке международных стандартов в области менеджмента особое внимание уделяет качеству (о чем свидетельствуют стандарты серии 9000, их новая версия 2000 года), а также системе охраны труда.
С помощью этих систем учитываются различные области интересов предприятия и его партнеров, клиентов, государства и общественности. Требованиям в области защиты окружающей среды и охраны труда придается особое значение, так как эти вопросы являются жизненно важными и регулируются законодательством. В последнее время возникла необходимость во внедрении систем менеджмента качества, связанных с информационной безопасностью и рациональным использованием зданий и сооружений.
Опыт показывает, что внедрение систем менеджмента качества дает нашим предприятиям определенные преимущества:
– уменьшение общих затрат для обеспечения качества и снижение себестоимости продукции, что чрезвычайно важно в сложной экономической обстановке;
– снижение общих затрат благодаря уменьшению расходов при производстве продукции (услуг);
– облегчение интеграции в международную экономику и доступа к европейскому и мировому рынку;
– возможность успешного участия в международных тендерах на поставку продукции или оказание услуг.
Однако многие предприятия стоят на начальном этапе развития систем менеджмента качества, и поэтому предстоит большая работа на пути их развития и совершенствования.
Чтобы соответствовать законодательным и рыночным требованиям, компании в мире должны внедрять одновременно несколько систем менеджмента.
Западноевропейский
опыт показывает, что предприятия
переходят к внедрению
Чтобы отвечать требованиям различных систем менеджмента, необходимо найти эффективный подход к их внедрению и использованию. На данном этапе наблюдается три различных варианта внедрения:
– создание параллельных (независимых от других) систем менеджмента, например, система менеджмента качества и система экологического менеджмента;
– аддитивные системы (от латинского additio – прибавление, получаемый путем сложения). Это означает, например, что система экологического менеджмента является одним из добавочных элементов системы менеджмента качества;
– интегрированные системы менеджмента качества (ИСМК) – объединение частей в одно новое целое, с целью устранения противоречий, с одной стороны, и дублирования – с другой.
В зависимости от сферы деятельности, размера предприятия, специфических законодательных требований и опыта в менеджменте предприятия выбирают наиболее приемлемую форму внедрения систем менеджмента.
Можно выделить 13 этапов создания интегрированной системы менеджмента качества (рисунок).
Для определения стратегии документирования процессов ИСМК необходимо:
– поставить задачу формирования стратегии внедрения ИСМК;
– классифицировать процессы (направления деятельности) с помощью диаграммы Исикавы;
– ранжировать процессы (направления деятельности) методом парных сравнений;
– ранжировать процессы (направления деятельности) с помощью диаграммы Парето.
Одна из важнейших задач построения ИСМК в соответствии с методологией – обучение персонала.
Для того чтобы
внедрение интегрированных
Мировой опыт убедительно свидетельствует, что внедрение на предприятии систем качества по стандартам ISO серии 9000 должно предшествовать внедрению других корпоративных систем, только тогда оно будет успешным.
Важно понять, что правильно сформированная система, как вспомогательное средство, должна обеспечить развитие организации, удовлетворение потребностей клиентов, выполнение законодательных требований и отсюда – вытекающих производственных задач. Для любого предприятия в любой области деятельности общепроизводственными задачами являются качество, защита окружающей среды и охраны труда. Важно понимание руководителями организаций, что необходимо декларирование политики не только в области качества, но и охраны труда и окружающей среды.
Именно органы Госстандарта взяли на себя инициативу по созданию интегрированных систем менеджмента как у себя в организациях, так и на предприятиях своего региона, поскольку создание интегрированной, ориентированной на реальные производственные процессы системы менеджмента дает ряд преимуществ:
– внедрение, документирование, развитие одной системы проще, чем нескольких параллельных систем;
– совместный аудит систем;
– содействует равноправию экологии в производственном процессе и принятии решений;
– способствует улучшению экологического состояния предприятия и окружающей среды;
– предотвращает несчастные случаи на производстве, обеспечивает соответствие законодательству.
Международный опыт показывает, что только те предприятия, которые сумели внедрить эффективные системы менеджмента качества, достигают устойчивых успехов на мировом рынке.
Успех внедрения системы менеджмента во многом зависит от участия руководства, квалификации и опыта специалистов и вовлечения всего персонала предприятия в процесс непрерывного развития и совершенствования. Поэтому для успешной работы необходимо формировать новые направления обучения по стандартизации, метрологии и сертификации.
Используя собственный
научный потенциал, а также используя
опыт зарубежных коллег, необходимо переходить
к обучению специалистов, способных внедрить
интегрированные системы менеджмента
качества у себя на предприятии. Если анализировать
опыт обучения специалистов системам
менеджмента в других странах (например,
Германии), то там проводится обучение
в области интегрированных систем менеджмента.
Рисунок 1 - Порядок
создания интегрированной системы
качества на предприятии
Переход к внедрению
интегрированных систем менеджмента
качества – это перспектива, над которой
необходимо начинать работать сейчас.
Процессно-ориентированная интегрированная
система менеджмента качества дает неоспоримые
преимущества в осуществлении качественного
менеджмента всей организации.
2.
Исследование менеджмента
качества в ОАО «Оргсинтез»
2.1
Краткая характеристика
предприятия
ОАО «Волжский оргсинтез» - предприятие, специализирующееся на производстве продуктов базовой химии.
ОАО «Волжский оргсинтез» освоено в 1964 году. До 1988 года компания вводила в эксплуатацию новые производства химической продукции. В 2005 году предприятие ввело в эксплуатацию собственное паропроизводство.
Основная продукция ООАО «Волжский оргсинтез»:
• Анилин
• Метионин
• Присадки к бензинам;
• Сероуглерод;
• Резиновые ускорители;
• Флотореагенты;
• Базовая химия.
Производимая продукция используется в отраслях горнодобывающей, шинной, химической, медицинской, нефтеперерабатывающей промышленности, цветной металлургии.
Сегодня ОАО «Волжский оргсинтез» имеет более 30 партнеров в семи странах мира.