Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование механизма создания различных крупных объединений предприятий.
Задачи:
- изучить причины и предпосылки создания крупных объединений;
- описать сильные и слабые стороны крупного бизнеса;
- рассмотреть различные виды и формы объединения крупного капитала;
Введение………………………………………………………………….........
1. Теоретические основы создания и развития крупного бизнеса
1.1 Понятие крупного бизнеса, причины и предпосылки создания крупных объединений……………………………………………………...…
1.2 Сильные и слабые стороны крупного бизнеса………………………….
2. Формы объединения крупного капитала и их характеристика
2.1 Холдинги…………………………………………………………………..
2.2 Ассоциации………………………………………………………………..
2.3 Финансово-промышленные группы……………………………………..
2.4 Картель, трест, концерн и другие формы объединения крупного капитала………………………………………………………………………..
3. Крупные объединения в Республике Казахстан…………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………...
Приложение А…………………………………………………………………
Кроме того, для оказания помощи предприятиям и организациям, входящим в ассоциацию и испытывающим временные финансовые затруднения, создается централизованный страховой фонд. Он образуется на добровольных началах в доле, согласованной и принятой на правлении, и расходуется строго по смете, утвержденной правлением ассоциации [ 3, с. 67].
Преимущества, на которые могут рассчитывать участники ассоциации:
- создание для членов ассоциации проектов (отраслевой журнал, выставка, учебный центр и т. д.);
- содействие и коллективная поддержка ассоциации при работе с клиентами, фискальными органами и третьими фирмами;
- возможность напрямую или через исполнительные органы ассоциации разрешать споры и конфликты с партнерами и между собой;
- оперативное получение информации о недобросовестных участниках рынка;
- поддержка при участии в тендерах, посреднические услуги при выходе на партнеров и госструктуры;
- поддержка в переговорах с зарубежными партнерами;
- консультации по проблемам бизнеса, рекламной деятельности, юридическим и прочим вопросам;
- содействие в подготовке персонала;
- доступ к результатам маркетинговых исследований рынка и объективная информация о его участниках;
- рекламно-информационная поддержка;
- дополнительные скидки на товары и услуги, предоставляемые членами ассоциации;
- преференции и льготы по товарным кредитам и платежам в отношениях с членами ассоциации;
- использование имиджа ассоциации.
Большинство
этих преимуществ — результат
совместной работы членов ассоциации
над реализацией ее проектов. Сообща
поработав над ними, участники ассоциации
имеют полное право воспользоваться плодами
своего труда [19 с. 1].
В экономике любой страны господствующее положение занимают крупные хозяйственные комплексы, представленные мощными промышленными компаниями, которые нередко называют финансово-промышленными группами (ФПГ) [22].
Финансово-промышленная группа - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, которые полностью или частично объединили свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест [ 13, с. 100].
Финансово-промышленная группа - один из видов корпоративной организации. Обеспечению монопольного положения крупных корпораций на мировом рынке способствует высокая степень концентрации научно-технического потенциала в одних руках. Расширяя набор функций и услуг, корпорации естественно преобразуются в ФПГ. Началом формирования ФПГ следует считать образование финансовых компаний в рамках крупных промышленных корпораций. В начале 80-х гг. XX в. практикой крупных корпораций стало включение в свою структуру финансовых компаний, выполняющих функции коммерческих банков. Но, в отличие от банков, они не входят в федеральную резервную систему и не могут страховать вклады через федеральную корпорацию по страхованию.
Таким образом, отличительной
особенностью и обязательным
условием для ФПГ является
наличие в ее составе
Современные
финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют
собой диверсифицированные
Мотивами
объединения предприятий
- снижение производственных и трансакционных издержек;
-
повышение инвестиционной
-
концентрация инвестиционных
- стремление шире использовать легальные механизмы совершенствования имущественных отношений;
- готовность проблемных фирм (где имеются конфликты в интересах разных групп акционеров) признать разделение сфер влияния [25].
Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о ее создании, и учрежденная ими центральная компания либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации (в том числе и иностранные), за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие компании более чем в одной финансово-промышленной группе законом не допускается. Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом. В состав участников ФПГ могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.
Высшим
органом управления ФПГ является
совет управляющих, включающий представителей
всех ее участников. Для ведения дел финансово-промышленной
группы создается центральная компания,
которая является юридическим лицом, учрежденным
всеми участниками договора о создании
ФПГ. Центральная компания, как правило,
является инвестиционным институтом.
Допускается создание центральной компании
ФПГ в форме хозяйственного общества,
а также ассоциации, союза [26].
В мировой практике сложились такие варианты объединений предприятий, как картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны и промышленные узлы и консорциумы.
Картель представляет собой объединение, как правило, предприятий одной отрасли, предполагающее проведение единой рыночной стратегии, включая согласованную ценовую политику, совместную позицию в отношении крупных клиентов, обмен информацией и пр. Для картеля характерны следующие признаки:
-
договорный характер
-
сохранения права
-
совместная деятельность по
Синдикат – разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единые сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.
К объединениям картельного типа относятся также пулы. Пулом называется объединение предпринимателей, предусматривающие особый порядок распределения прибыли его участников. Прибыли участников пула поступают в «общий котел», а затем распределяются между ними в заранее установленной пропорции.
Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна какая-нибудь сторона, как в картеле или синдикате. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, либо представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой.
Концерн – это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества.
Концерн обычно является производственным объединением, в которое входят предприятия разных отраслей. В зависимости от этого концерны имеют характер «вертикальных» или «горизонтальных» объединений. Первый тип объединений охватывает предприятия разных отраслей промышленности, производственный процесс которых взаимосвязан (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные), второй – предприятия разных отраслей производства, не связанных между собой [15, с. 63-64].
Консорциум – временный союз хозяйственно независимых фирм или организаций, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности (например, размещение займов, совместные финансовые и коммерческие операции большого масштаба). В международной торговле консорциум чаще всего создается для совместной борьбы за получение заказов и для их совместного исполнения. Фирмы и организации одной или нескольких стран объединяются в международные консорциумы, чтобы повысить свою конкурентоспособность. Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый его член занимался поставками той продукции или предоставлением тех услуг, в которых он достиг наивысшего технического уровня при наименьших производственных издержках. Таким образом, делясь частью заказа с другими поставщиками, часто даже со своими конкурентами, участники консорциума превышают свои шансы сбыть хотя бы свою долю. Организация оформляется соглашением. Координирует действия участников лидер консорциума, получающий за это отчисления от других членов. Каждый участник готовит предложение на свою долю поставок, из которых впоследствии комплектуется общее скоординированное предложение. Консорциум всегда несет солидарную ответственность перед заказчиком. Обычно каждый член союза несет имущественную ответственность в пределах 8-10% от его доли в заказе; суммы, превышающие эту величину, делятся между другими членами пропорционально долям их участия [14, с. 31].
Промышленные
узлы – это группа предприятий и организаций,
которые размещаются на смежных территориях
и совместно используют производственную
и социально-сбытовую инфраструктуру,
природные и другие ресурсы, создают совместные
виды производства межотраслевого и регионального
значения, сохраняя при этом свою самостоятельность.
В промышленных узлах формируются условия
для развития региональной интеграции,
кооперации, специализации производства,
более полного использования уникального
высокопроизводительного оборудования,
производственных площадей и мощностей
по переработке местного сырья, вторичных
ресурсов, организации межотраслевых
производств, развития обслуживания населения
и коммунального хозяйства [16, с. 67].
3
Крупные объединения
в Республике Казахстан
Несмотря на бурное развитие экономики последние 10 лет, в Казахстане все еще не развиты корпоративные структуры.