Механизм создания крупных объединений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование механизма создания различных крупных объединений предприятий.
Задачи:
- изучить причины и предпосылки создания крупных объединений;
- описать сильные и слабые стороны крупного бизнеса;
- рассмотреть различные виды и формы объединения крупного капитала;

Содержание

Введение………………………………………………………………….........
1. Теоретические основы создания и развития крупного бизнеса
1.1 Понятие крупного бизнеса, причины и предпосылки создания крупных объединений……………………………………………………...…
1.2 Сильные и слабые стороны крупного бизнеса………………………….
2. Формы объединения крупного капитала и их характеристика
2.1 Холдинги…………………………………………………………………..
2.2 Ассоциации………………………………………………………………..
2.3 Финансово-промышленные группы……………………………………..
2.4 Картель, трест, концерн и другие формы объединения крупного капитала………………………………………………………………………..
3. Крупные объединения в Республике Казахстан…………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………...
Приложение А…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Основная часть.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

  - смешанный холдинг, когда холдинговая  компания занимается самостоятельной  предпринимательской деятельностью  и одновременно с целью расширения  сферы влияния захватывает контрольные пакеты акций новых зависимых фирм и филиалов [16].

  Компании  чистого холдинга, как правило, возглавляются  крупными банками; во главе смешанного холдинга может находиться любое  крупное объединение, преимущественно  связанное с производством.

  Естественно, эта классификация достаточно условна. Диверсифицированные современные концерны могут быть холдингом по отношению к своим дочерним фирмам и филиалам и одновременно сами могут входить в качестве дочерних фирм в состав более могущественных холдингов.

  Гигантские холдинги могут контролировать финансовую деятельность сотен акционерных обществ, включая крупные концерны и банки. Их собственный капитал и активы при этом часто бывают в несколько раз меньше суммарного капитала дочерних фирм. Некоторые компании создаются с участием большой доли государственного капитала, что позволяет правительству контролировать и регулировать развитие отдельных важнейших отраслей экономики страны [4, с. 62].

  Эффективное функционирование холдинговой структуры  предполагает рациональность внутрихолдинговых связей, отлаженность прав собственности.

  В проекте модального (рекомендательного) законодательного акта «О холдингах», принятого в Российской Федерации, предложено деление холдинговых структур (см. Приложение А) [17].

  Холдинговые компании возникают по всему миру под влиянием общих для всех стран процессов интеграции. Холдинги образуются для определенной цели. Это, как правило, завоевание новых секторов рынка и/или снижение издержек. Оба этих фактора повышают стоимость компании, ее капитализацию и для достижения этой цели необходима эффективная работа всей системы, а не только управляющей компании.

  Необходимо  отметить, что и стоимость акций  холдинга тоже растет только при эффективной  работе всей системы (всех ее частей - управляющей  компании и дочерних предприятий).

  В последнее время корпоративный  мир захлестнула волна объединений, слияний и поглощений. Объединяются все: автомобилестроители, связисты, энергетики, компьютерщики, финансисты.

  Рассмотрим, какими путями коммерческие организации могут объединяться в холдинговые компании:

  1. Холдинговые компании могут создаваться,  например, посредством последовательного  присоединения или получения  контроля над компаниями, которые  объединены одним видом бизнеса  (машиностроение, пищевая промышленность, с/х и т.д.). Это так называемая "горизонтальная интеграция".

  Основная  цель таких холдингов - завоевание новых  секторов рынка. В качестве примера  здесь можно привести тот факт, что руководители ведущих Британских табачных компаний British-American Тobacco (BAT) и Rrothmans International, занимающих второе и четвертое места в мире по объемам продаж, объявили о планах создания единого концерна, который станет крупнейшим мировым производителем табачной продукции. Сумма сделки оценивается в 13 млд фунтов стерлингов. Новая компания с общим обьемом продаж 21, 32 млд долларов и мощностью 1 триллион сигарет в год будет контролировать около 17% мирового рынка.

  2. Второй путь образования холдинговых  компаний - это объединение предприятий  единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции). Это так называемая "вертикальная интеграция".

  Главной целью такого объединения является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение  стоимости компании. Примером может  служить объединение электростанции и угольного разреза в Приморском края РФ. Из Приморской ГРЭС и Лучегорского разреза образовалась компания ЛуТЭК, контрольный пакет которой достался РАО ЕЭС России. Цели этого смелого эксперимента были вполне определенны - снизить себестоимость электроэнергии (а это серьезная проблема в Приморском крае) и справедливо распределить деньги между энергетиками и угольщиками. Благодаря этому объединению объем производства вырос на 6%, себестоимость угля снизилась на 3%, электроэнергии - на 17%, а прибыль возросла на 59%.

  3.  Холдинговые компании могут создаваться  и путем последовательного создания  предприятий и последующего их  присоединения к группе. Именно  так действовал "стальной король" Эндрю Карнеги почти 130 лет  назад. В своей автобиографии  он пишет о том, что только после того, как созданное им предприятие доказывало свою эффективность, он включал его (тем или иным способом) в свою группу.

  Такая политика позволяла ему избежать больших потерь при неэффективной  работе или банкротстве нового предприятия. Тактики последовательного присоединения придерживается и компания Макдональдс. В качестве вклада она передает торговую марку, технологию менеджмента и т.д.

  4. На практике имеются примеры  объединения не только отдельных  коммерческих организаций, но  и холдинговых компаний. Например, объединение известного сталелитейного концерна Германии и аналогичного в Нидерландах было реализовано следующим образом. Их владельцы: компании KN Hoogovens NV и Hoesch AG создали на паритетных началах (50% х 50%) управляющую компанию Estel NV в которую в качестве своих вкладов передали по 100% акций концернов.

  5. Транснациональные и национальные  компании объединяются по аналогичным  схемам. При объединении крупнейших  бельгийского и индийского пивных  концернов была реализована следующая схема. Учредив на паритетных началах управляющую компанию SUN-Interbrew (на базе Sun-Brewing) каждый получил по 34% акций. В качестве вклада в уставной капитал бельгийцы передали акции заводов Россар, Десна, товарную марку пива "Stella Artois" плюс 40 млн долларов. Индийцы - акции заводов и сбытовую сеть. Кроме того 32% акций новой компании будет продаваться по открытой подписке.

  6. Значительное количество холдинговых  компаний образовалось и путем  "деления" больших компаний  при их реструктуризации. Такой способ был характерен для многих Российских предприятий в начале 90-х годов при переходе на самоокупаемость. Трансформация приводила к созданию большого числа дочерних компаний (бывших производств) со 100% участием материнской компании.

  Все приведенные выше процедуры образования холдинговых компаний могут осуществляться следующим образом:

  -путем  скупки акций на вторичном  рынке, которую осуществляет брокер;

  -путем  обмена акциями, специально эмитированными  для этого каждым предприятием. Именно так поступил генеральный директор "Уралмаш заводов" Каха Бендукидзе для получения контроля над "Ижорскими заводами" (каждая группа являлась холдингом). Для этого он провел дополнительную эмиссию и обменял весь пакет дополнительной эмиссии на уже имевшийся пакет "Ижорских заводов". Из-за разницы в стоимости пакетов, он получил контроль над заводом за небольшой процент своих акций.

  -путем  создания специальной управляющей  компании, куда учредители передают  пакеты акций предприятий, которые  они хотят включить в холдинг. При этом передаваемые акции предприятий обменивались на эмитированные акции этой компании.

  -путем  передачи ключевых, для данного  бизнеса, патентов, авторских прав, ноу- хау (пример- компания "МакДональдс") [18]. 
 

    1.   Ассоциации
 
 

  Ассоциации  — один из примеров объединения людей для достижения общей цели на основе общего интереса. В древности это были торговые караваны, античные союзы ремесленников, средневековые цеха, гильдии и корпорации. Сегодня ассоциации — это торговые палаты, торгово-промышленные группы, профессиональные объединения, федерации производителей, ассоциации представителей малого и среднего бизнеса и прочие подобные организации.

  Их  появление говорит о зрелости той или иной сферы бизнеса. Это  означает, что ее представители воспринимают друг друга не только как конкурентов, но и как коллег, и осознают наличие общих целей и интересов, защищать которые проще сообща.

  Ассоциация  — своего рода «церковь» отрасли, объединяющая предпринимателей в нечто  большее, чем просто группа бизнесменов. Она становится проводником идей, придающих существованию бизнеса  высший смысл.

  И, конечно же, это площадка для общения, обмена мнениями, замыслами и новостями.

  Кроме того, ассоциация занимается разработкой  и реализацией проектов, объединяющих бизнес, определяющих и поддерживающих его идеологию: отраслевое издание, выставка, учебный центр, создание отраслевых нормативов и т. п.

  Ассоциация выступает координирующей и направляющей силой, берущей на себя контакты с государственными структурами, следящей за стабильностью и безопасностью бизнеса, а также формирующей его имидж в глазах общества [19].

  Ассоциация – это добровольное объединение (союз) независимых производственных предприятий, научных, проектных, конструкторских, строительных и прочих организаций. Ассоциация – орган, как правило, с ограниченной, а порой с чисто номинальной взаимной ответственностью. Участники ассоциации являются самостоятельными юридическими лицами и отвечают лишь по своим обязательствам перед партнерами. Как правило, лишь в пределах имущества и денег, которые были добровольно переданы ими в коллективное пользование. Участники не несут ответственность за результаты деятельности ассоциации в целом. Ассоциация не отвечает за результаты деятельности вошедших в нее предприятий и лиц, если это специально не оговорено в уставе [20].

  Предприятия и организации, входящие в ассоциацию, координируют свою деятельность лишь в той области хозяйства, к которой имеет отношение ассоциация. Как правило, входящие в ассоциацию предприятия самостоятельно разрабатывают годовые и долгосрочные планы собственного экономического и социального развития. После согласования планов отдельных участников с партнерами по ассоциации (по установленному перечню показателей) составляется объединенный план, выполнение которого контролируется правлением ассоциации.

  Предприятия и организации, вступившие в ассоциацию, заключают договор о совместной деятельности. Члены ассоциации могут вступать в другие добровольные обязательства без согласования с отдельными участниками. Коллективным органом управления является хозяйственный совет, в состав которого  входят директора, а в ряде случаев – другие специалисты. Совет, как правило, собирается не реже двух раз в год. Решение совета принимается простым большинством голосов (50% + 1 голос). Хозяйственный совет ассоциации избирает правление и образует исполнительную дирекцию, выбирает председателя ассоциации, который возглавляет правление. Совет и исполнительная дирекция ассоциации не могут принимать решений, противоречащих интересам отдельного предприятия или остальных членов ассоциации.

  В функции хозяйственного совета обычно входят:

  - определение и корректировка  основных выгод для участников, направлений совместной деятельности ассоциации;

  - подготовка и утверждение нормативных  документов, регулирующих взаимоотношения  внутри ассоциации;

  - согласование планов деятельности  предприятий и отчетов об их  выполнении;

  - утверждение инвестиционной и коммерческой политики;

  - контроль исполнения программ  технического развития предприятий,  входящих в ассоциацию;

  - организация прямых внутренних и внешних хозяйственных связей между предприятиями.

  Текущая координация хозяйственной деятельности в периоды между заседаниями совета возложена на правление и исполнительную дирекцию ассоциации.

  Основная  цель создания ассоциации – повышение  эффективности работы на основе коллективного предпринимательства [16, с. 63-64].

  Источниками средств Ассоциации могут быть вступительные и членские взносы, производственно-хозяйственная и иная деятельность, добровольные денежные взносы, дары физических и юридических лиц, а также иные не запрещенные действующим законодательством поступления. Собственностью Ассоциации могут выступать созданные ею, а также приобретенные или переданные ей безвозмездно здания, объекты, оборудование и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, предусмотренной Уставом Ассоциации [21].

  По  соглашению участников в рамках ассоциации могут быть образованы централизованные инвестиционные фонды капитальных вложений, фонды технического развития и социального развития, риска, конкретные целевые фонды, финансирующие отдельные целевые программы, принятые участниками ассоциации, например программы по созданию и развитию социальной инфраструктуры, созданию и освоению выпуска новых изделий и т. д.

Информация о работе Механизм создания крупных объединений