Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование механизма создания различных крупных объединений предприятий.
Задачи:
- изучить причины и предпосылки создания крупных объединений;
- описать сильные и слабые стороны крупного бизнеса;
- рассмотреть различные виды и формы объединения крупного капитала;
Введение………………………………………………………………….........
1. Теоретические основы создания и развития крупного бизнеса
1.1 Понятие крупного бизнеса, причины и предпосылки создания крупных объединений……………………………………………………...…
1.2 Сильные и слабые стороны крупного бизнеса………………………….
2. Формы объединения крупного капитала и их характеристика
2.1 Холдинги…………………………………………………………………..
2.2 Ассоциации………………………………………………………………..
2.3 Финансово-промышленные группы……………………………………..
2.4 Картель, трест, концерн и другие формы объединения крупного капитала………………………………………………………………………..
3. Крупные объединения в Республике Казахстан…………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………...
Приложение А…………………………………………………………………
Более
общей является классификация, предложенная
в исследованиях процессов
Кроме того, есть существенные отраслевые различия по целям заключения сделок. Например, в отрасли телекоммуникаций основным побудительным мотивом для сделок является расширение целевой аудитории и рынка, в сфере фармацевтики – снижение издержек на НИОКР и расширение товарной номенклатуры [7].
Следует
отметить, что, по мнению Т. Коупленда,
Т.Колера и Дж. Муррина, именно синергетические
эффекты, которые сулит объединение
компаний, выступают критерием отсева,
на основании которого отбираются наиболее
подходящие кандидаты на слияние или
поглощение. На основе оценки синергетических
преимуществ и будет установлена максимальная
цена, которой станет придерживаться компания-покупатель
в своей четко спланированной стратегии
переговоров [8].
1.2
Сильные и слабые стороны
крупного бизнеса
Крупный бизнес является важнейшим общественным институтом, поэтому при создании крупного объединения должны учитываться его сильные и слабые стороны [9].
В мировой практике выделяют четыре основные, фундаментальные причины, стимулирующие рост и развитие крупного бизнеса:
Первая - стремление к получению экономии на масштабе производства (технологическая экономия). Она образуется при увеличении объема выпуска данной продукции за счет сокращения издержек на ее единицу. Это сокращение достигается изменением характера используемых ресурсов, что проявляется в усилении специализации применяемого труда, введения автоматического оборудования, в том числе автоматических сборочных линий и др. Укрупнение предприятия способствует развитию концентрации производства на крупных предприятиях, образованию многозаводских и отраслевых монополий.
Вторая причина - стремление к экономии на масштабе сферы деятельности (другой термин - экономия на разнообразии производственной продукции и рынков сбыта). Это вид экономии, названный английским экономистом Е. Пенроуз экономией на росте, образуется благодаря несбалансированности роста фирмы, на которой постоянно возникают новые неиспользуемые в данный момент времени производственные и финансовые ресурсы. Экономия от использования этих ресурсов и становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми располагает фирма, поэтому большинство фирм стремится к проникновению в те области, в которых технологические и рыночные факторы являются общими с основным производством фирмы. Благодаря экономии на масштабе сферы деятельности образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании.
Третий стимул роста крупного бизнеса - экономия на трансакционных расходах. Эти расходы связаны с осуществлением рыночных договорных отношений и возникают тогда, когда происходит переход товара или услуги от одной технологически обособленной структуры к другой, то есть когда имеет место транзакция - сделка, операция, контракт, договор. Трансакционные расходы - это расходы на функционирование рыночной системы. Сокращение этих потерь достигается за счет ограничения объема рыночных отношений с помощью вертикальной интеграции, диверсификации и интернационализации. О. Вильямсон, опираясь на исследования изменения организационных форм корпораций в США в течение 150 лет, приведших к образованию современной фирмы, назвал эти расходы "главным фактором организационной эволюции корпораций". Современная корпорация, по его мнению, является продуктом серии организационных нововведений, цель и результат которых - экономия на трансакционных расходах. Иными словами, современная корпорация - средство уменьшения этих расходов.
Кроме
того - большинство современных
Также к преимуществам крупного бизнеса можно отнести то, что они имеют и вкладывают громадные средства в новшества и могут успешно застраховаться от неблагоприятных воздействий, связанных с инновациями риска [3, с. 1].
Крупный бизнес обеспечивает более высокую рентабельность и плодотворность труда. Бывают компании, основанные на логической цепочке: добыча, переработка, торговля нефтепродуктами. Бывают дифференцированные компании – компании, которые имеют несколько равных продуктов: сок, минеральную воду, молочные продукты (Wimm bill Dann) – пищевая промышленность, относительно близкий бизнес. Есть компании, сфокусированные на одном товаре: “Русский алюминий” - первичный алюминий и ничего больше. Зато третья компания мира по производству [10].
Наряду
с конкурентными преимуществами
крупный бизнес имеет и слабые стороны
(см. Таблицу 1).
Таблица 1
Сильные
и слабые стороны развития крупного
бизнеса
Сильные стороны крупного бизнеса | Слабые стороны крупного бизнеса |
Способность активно изменять внешнюю среду предпринимательства | Снижение стимулов к росту эффективности производства |
Возможности
создавать и накапливать |
Возможность
для ограничения доступа других
фирм к достижениям НТП и |
Экономия на издержках производства | Падение эффективности управления с ростом объема фирмы |
Устойчивость | Негибкость, возможность потери контакта с потребителем |
Рост фирмы часто сопровождается снижением эффективности ее управления. Очень часто крупные фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким [1, с. 21-22].
К отрицательным сторонам деятельности крупного бизнеса можно отнести:
-
избыточная концентрация
- локализация хозяйственных отношений;
-
блокирование горизонтальных
В нынешнее время, стало очень популярным в сфере крупного бизнеса предоставлять свою торговую марку, технологию ведения бизнеса и постоянную консультационную поддержку малым и средним предприятиям, это вид бизнеса носит название франчайзинг.
Нынешняя популярность в западной экономике франчайзинга определяется тем, что он содержит преимущества большого и малого бизнеса. Как правило, крупная фирма перекладывает на малый бизнес проблемы, связанные с реализацией товара.
Преимущества, получаемые крупным бизнесом от предоставления своей торговой марки, следующие:
- возможность увеличить масштаб производства за счет экономии на торговых расходах;
-
более высокая степень
-
малый бизнес более чуток к
местным условиям в результате
более тесных контактов с
- отсутствие проблем в трудовых отношениях;
-
возможность увеличения
К отрицательным сторонам этой формы бизнеса можно отнести:
-
необходимость предоставления
-
необходимость обеспечения
- споры, которые возникают в результате толкования границ договора, территории и т. п. [12].
Крупный
бизнес имеет множество противоречий.
Возьмем для примера три
Крупное
предпринимательство
Крупное предпринимательство усиливает противоречие между эффективностью и занятостью. Внедрение инновации высшего класса, на которое способны крупные корпорации, может привести к резкому росту производительности и уменьшению потребности в рабочей силе. Результатом этого является неизбежное падение уровня занятости. Возникает социальная проблема, требующая своевременного разрешения.
В
разрешении отмеченных противоречий одним
из необходимых условий является обеспечение
эффективного взаимодействия крупного
предпринимательства с малым [3, с. 1].
Холдинговая компания (холдинг) – это предприятие (независимо от его организационно-правовой формы), в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, называются дочерними. Под контрольным пакетом акций понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления. Как правило, контрольный пакет предполагает владение пакетом акций или долей в размере свыше 50%. Помимо контрольных пакетов холдинг может владеть паритетными пакетами – 50% и пакетами участия, когда пакет акций или принадлежащая доля меньше 50% [13].
Холдинг является важным звеном, так называемой, система участия, при помощи которой финансовые компании подчиняют себе формально независимые фирмы, располагающие капиталами, во много раз превосходящие их собственный. Внешне деятельность холдинга сводится к управлению пакетами акций и сбору дивидендов и доходов от биржевых операций. На самом деле, захватывая контрольный пакет акций какой-либо компании, холдинг получает возможность назначать своих людей в правление, совет директоров и другие органы подконтрольной компании [14].
Холдинговые структуры являются многофакторными комплексными образованиями, обеспечивающими последовательное объединение производственных и капитальных ресурсов, создание крупномасштабных дифференцированных производств, ориентированных на разработку и внедрение новейших технических решений, реализацию различных инвестиционных программ [15].
Различают два типа холдингов:
-
чистый холдинг, когда через
систему участия в акционерном
капитале других фирм холдинг-