Маркетинговые исследования как инструмент выработки стратегии поведения организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Российским предприятиям последние несколько лет критическую ситуацию создают трудно прогнозируемая динамика рынка, лавина новых директивных решений и законодательных актов, тающие внутренние ресурсы и рост агрессивности внешней среды, особенно в финансовой сфере.

Содержание

Введение


1.Характеристика ОАО«НМЗ

Общие сведения
Местонахождение предприятия
История создания и функционирования предприятия
Социальные аспекты функционирования предприятия
Основные виды деятельности
Исследования и разработки
Внедрение новых технологий
Производственная деятельность предприятия
Выпускаемая продукция


3.Управленческое исследование внутренних ценностей и слабых сторон ОАО «НМЗ»

3.1 Организационно-управленческая структура предприятия

3.2 Производственная структура предприятия

3.3 Культура и философия предприятия

4. Оценка и анализ факторов внешней среды и его влияние на ОАО «НМЗ»

5. Маркетинговые исследования как инструмент выработки стратегии поведения организации

6. Заключение

Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа менеджмент МСС_dubl.doc

— 490.00 Кб (Скачать)
 

   Стратегия предприятия, его цели и задачи доводятся  до каждого работника предприятия  в виде информационного бюллетеня, который выпускается администрацией завода с пояснением финансового  состояния предприятия, его работы за отчетный период и работы отдельных подразделений завода.  С марта 2001 года на предприятии своими силами возобновился выпуск заводской многотиражки.

     Введение  в действие системы качества серии  ИСО 9000 позволяет довести до каждого работника важность его непосредственного участия в процессе производства качественной, конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей запросам потребителей.

     Таким образом, культура и философия предприятия  позволяют каждому работнику  предприятия осознать его участие в выпуске конкурентоспособной продукции, а также освоению новых товаров, способных укрепить конкурентоспособное преимущество предприятия, укрепить его финансовое и экономическое состояние. 

 

     

     4 Оценка и анализ  факторов внешней  среды и его  влияние на ОАО "НМЗ"

 

     В настоящее время темпы роста  экономики недостаточны, да они и  замедлились в последние месяцы. В России сохраняется неблагоприятный  деловой климат, отток капитала составил за прошлый год более 15 миллиардов долларов, капитализация российских компаний составляет 40 миллиардов долларов (что в 5 раз меньше капитализаций компаний Финляндии). Существует опасность прогрессирующего экономического отставания. Самое главное - экономика остается рентной, а не производительной. Деньги зарабатываются на нефти, газе, металлах - на ресурсах. Доходы проедаются, питают отток за пределы России, в лучшем случае вкладываются в тот же ТЭК - и им непросто найти применение в других отраслях:

  • слишком велики риски,
  • отсутствуют стимулы,
  • нет доверия.
 

     Сырьевая  направленность экономики консервируется. Остается в ходу и вековой российский опыт зарабатывания денег - на активах государства, получение прибыли от распределения и на распределении. Этим объясняются баталии вокруг реформирования естественных монополий и в значительной степени - при распределении бюджета. По-прежнему существует и не сломана система проедания национальных ресурсов.

     Вина  за существующее положение дел в  России в значительной мере лежит  на системе власти - и законодательной, и исполнительной. Эта система устроена так, что власть требует при распределении ресурсов статусной ренты, а проще говоря, - взяток и отступных. Требуется радикальная реформа ведомств, которая не должна состоять лишь в реформировании их структуры и штатов (таких реформ было много, а число чиновников растет), но и в реформировании функций. Необходимо уменьшать чрезмерное государственное вмешательство в дела бизнеса.

     Наряду  с негативными моментами нельзя не отметить и позитивные сдвиги в  экономике. Получили развитие тенденции  улучшения макроэкономической ситуации, начавшиеся формироваться в послекризисный период 1998 года. Достигнут рост ВВП и промышленного производства. Причем промышленный подъем сопровождается качественными изменениями в финансовом состоянии предприятий:

  • сократилось количество убыточных производств,
  • увеличилась часть оборотных активов в денежной форме.

     Повышается  доля денежных расчетов при реализации продукции.

     Впервые за годы реформ достигнут рост инвестиций в основной Капитал, в 2000 году он составил 4,5 %, в 2001 года – 5,9 %.

     После значительного снижения в период обострения кризиса стали постепенно восстанавливаться реальные располагаемые  фонды населения. В 2001 году они составили 107,4 %. Выросла реальная зарплата, в 2000 году в среднем она составила 2100 руб., в 2001 году 2850 руб., в 2002 года ее рост составил 125,2 % относительно 2000 года. Рост зарплаты не имел сильного инфляционного процесса, однако реальные денежные фонды остаются еще на низком уровне.

     Усиление  динамики реальных доходов населения  способствовало росту оборотной розничной торговли,  в 2000 году он составил 2020,1 млрд. руб., в 2001 году 2723 млрд. руб., то уже в 2002 году рост составил 107,3 %.

     Изменилась  структура товарооборота за счет увеличения доли товаров отечественного  производства. Экспорт в целом за 1999 год остался на уровне 1998 года и составил 74,2 млрд. долларов. Импорт в 1999 году снизился на 33,1 % и составил 40,3 млрд. долларов, а в 2000 году увеличился на 2,8 %.

     Однако  постепенное исчерпание роста производства за счет факторов, связанных с девальвацией рубля, благоприятной ценовой конъюнктурой внешних рынков на нефть, процессами импортозамещения требуют активизации новых факторов экономического роста, прежде всего ускорение структурных реформ роста инвестиций в производство, производства новых конкурентоспособных товаров, способных составить конкуренцию своим импортным аналогам.

     ОАО "Нововятский механический завод", как и многие предприятия ориентированные  на выпуск гражданской продукции, получил  в июле-августе 2001 года ощутимый толчок для развития производства. 2002 год оказался удачным годом для ОАО "НМЗ". Возросла товарная продукция, рост которой составил 123 % к уровню 2001 года, объемы реализации продукции выросли на 216,2 %, на 181,2 % увеличилась реальная зарплата, предприятие получило балансовую прибыль.

     Однако  анализируя экономическую тенденцию  в стране можно уверенно прогнозировать медленный рост импортных товаров  на внутреннем рынке, а с увеличением  реальных доходов населения –  увеличение объема продаж импортной техники.

     В настоящее время перед отечественным  производителем ОАО "НМЗ" особенно остро стоит проблема конкурентоспособности  своего товара. У большинства отечественных  производителей просто нет товара в  его современном  понимании, с  которым они могли бы выйти на внешний рынок или удержаться на внутреннем. Это выражается в недостаточно высоком уровне качества  продукции, его сервиса, дизайна. Большинство производителей сегодня еще не придают должного значения тому, что их благополучие основывается на наличии у них высоколиквидного, качественного товара, в основе которого лежит потребности людей. Поэтому, перед каждым предприятием сегодня стоит основная задача наиболее рационально и эффективно построить свою деятельность по формированию товарной политики и получить от нее максимальный экономический эффект.

      

 

     5 Маркетинговые исследования  как инструмент  выработки стратегии  поведения организации

 

     В своей работе я дам анализ деятельности нашего предприятия по формированию товарной политики с точки зрения позиций концепции маркетинга, изучения рынка как токового, формирования товарного ассортимента, поддержания конкурентоспособности товара, определения рыночных сегментов своей продукции, и на основе этого построения общей стратегии.

     Нововятским механическим заводом в настоящее время освоено 65 наименований продукции, но производится не более половины освоенного ассортимента. Основная товарная продукция, выпускаемая предприятием это продукция электро-технического и электро-бытового назначения.

     Предприятие также производит большой ассортимент изделий из пластмасс (хлебницы, крышки полиэтиленовые, масленка, плечики-вешалка, прищепки для штор, детскую посуду), изделия из металла (полотка металлические 2-х типоисполнений, подъемник для рам,  грунтозацеп, домкрат).

     Таким образом, ассортиментная политика предприятия представлена в основном продукцией, имеющей одинаковые технологические циклы изготовления, наиболее эффективного использования предприятием сырьевых, финансовых и иных ресурсов для изготовления изделий с более низкими издержками.

     География реализации продукции НМЗ обширна. Предприятие более 20 лет находится  на рынке электробытовой техники, где  оно знаменито в основном электробытовыми  плитами «Ново-Вятка» (бывшая «Электра»). Продукция завода реализуется от Калининграда до Дальнего Востока и от крайних северных точек до южных рубежей России. Часть продукции идет на экспорт. Основными потребителями являются Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск, Екатеринбургу, Тюмень, Иркутск, Киров и Кировская область.

 

     

     Классификацию потребителей продукции ОАО "НМЗ"  покажем на диаграмме 1, характеризующую  удельный вес потребляемой продукции  различными группами потребителей. 

       Диаграмма №1

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основными потребителями нашего предприятия являются торгово-посреднические фирмы, на долю которых приходится 39% продукции завода.

 

     Покажем на Диаграмме №2 динамику изменения  емкости рынка отечественных  и импортных электрогазовых плит за последние три года. 
 

      Диаграмма №2 
 

  - Отечественное  производство
  - Импортное  производство
 

Из диаграммы  мы видим, что емкость рынка отечественных  электрогазовых плит неуклонно расширяется. 
 
 
 
 
 
 

 

Проанализируем  долевую структуру рынка электро  и электрогазовых плит за период с 2000 по 2002 год.

      Диаграмма №3

      Диаграмма №4

 

     

Диаграмма №5 

Диаграмма №6 

 

Диаграмма  №7 

Диаграмма №8

 

     Из  диаграмм мы видим, что в результате реализации выбранной стратегии  с 2000 года сектор рынка Нововятского механического завода по электрогазовым плитам неуклонно расширяется. Количество импортных плит сокращается.

     В тех достижения, которые показывают диаграммы несколько слов хочется  сказать по поводу стратегии использования  человеческого потенциала, здесь  я сделаю два самых общих замечания. Во-первых, важнейшим условием осуществления стратегии является приверженность, преданность членов организации тому делу, которое ведет организация, в частности делу осуществления стратегии, реализуемой организацией. Развить чувство приверженности достаточно сложно. На стадии выполнения стратегии руководству следует делать все возможное, чтобы у членов организации выработалось как можно более устойчивое восприятие стратегии организации как своего личного дела. Во-вторых, успех осуществления стратегии во многом зависит от того, насколько членам организации присуще стремление к достижению на своем рабочем месте наилучших результатов. Умение хорошо работать и стремление работать лучше являются теми характеристиками людей, которые всегда должны находиться в центре внимания руководства и, в частности, должны быть предметом особого внимания на стадии выполнения стратегии. Этим немаловажным факторам руководство предприятия уделяет особое значение.  
 
 
 

 

     6 Заключение

 

     Как было сказано выше, стратегия - это  генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели.

     Определяя стратегию, руководство предприятия  правильно решило основные вопросы, связанными с положением фирмы на рынке:

  • какой бизнес прекратить;
  • какой бизнес продолжить;
  • в какой бизнес перейти.
 

     Задача  связанная с лидерством в минимизации  издержек производства была поставлена правильно. Предприятие добилось самых  низких издержек производства по сравнению  с конкурентами и реализации своей  продукции. В результате этого за счет более низких цен на аналогичную продукцию произошло завоевание дополнительной доли рынка. Это говорит  о хорошей организации производства и снабжения, хорошей технологии и инженерно-конструкторской базе, а также улучшающейся системе распределения продукции. Но при такой стратегии не требуется высокое развитие маркетинга, что и видно по нашему предприятию.

Информация о работе Маркетинговые исследования как инструмент выработки стратегии поведения организации