Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 20:28, курсовая работа
Российским предприятиям последние несколько лет критическую ситуацию создают трудно прогнозируемая динамика рынка, лавина новых директивных решений и законодательных актов, тающие внутренние ресурсы и рост агрессивности внешней среды, особенно в финансовой сфере.
Введение
1.Характеристика ОАО«НМЗ
Общие сведения
Местонахождение предприятия
История создания и функционирования предприятия
Социальные аспекты функционирования предприятия
Основные виды деятельности
Исследования и разработки
Внедрение новых технологий
Производственная деятельность предприятия
Выпускаемая продукция
3.Управленческое исследование внутренних ценностей и слабых сторон ОАО «НМЗ»
3.1 Организационно-управленческая структура предприятия
3.2 Производственная структура предприятия
3.3 Культура и философия предприятия
4. Оценка и анализ факторов внешней среды и его влияние на ОАО «НМЗ»
5. Маркетинговые исследования как инструмент выработки стратегии поведения организации
6. Заключение
Используемая литература
Российским предприятиям последние несколько лет критическую ситуацию создают трудно прогнозируемая динамика рынка, лавина новых директивных решений и законодательных актов, тающие внутренние ресурсы и рост агрессивности внешней среды, особенно в финансовой сфере.
В этих условиях большое значение отводится продвижению в практику предприятий идей и технологий стратегического управления развитием.
Область стратегических решений обширна:
Стратегический характер приобретают применение ресурсов, их логистика (потоки, распределение, хранение, доставка), функции структурных звеньев, деловые процессы и разработка новых товаров. Важно видеть долговременное развитие как самой производственно-хозяйственной системы предприятия в целом, так и каждого ее элемента. На Рис. 1 представлена модель такой системы, включающая три блока:
Отсюда три уровня стратегического
развития предприятия.
Рис. 1. Компоненты
производственно-хозяйственной
Главным компонентом всех трех блоков является человеческий ресурс:
На Рис. 2 представлена модель стратегического управления. Отличие ее от предыдущей следующее. В качестве трудового потенциала рассматриваются главным образом лица, разрабатывающие, принимающие и реализующие стратегические решения (ЛПСР). Именно они являются движущей силой системы, и от их достаточности, компетентности и слаженной работы зависит стратегическое развитие. Кроме "жестких" элементов в модели представлены и "мягкие":
В
кризисных ситуациях они
Стратегические
решения принимаются и
Организация
этого процесса требует четкой технологии,
предусматривающей постановку и
изучение среды (это суть стратегического
анализа), разработку, принятие и реализацию
стратегии.
Рис. 2. Компоненты
и системы стратегического
Перед
выбором стратегии
развития необходимо
идентифицировать миссию
и цели фирмы, а
также оценить
состояние ее внешней
и внутренней среды. Определение
миссии - первый шаг в снижении неопределенности
представлений о фирме, прежде всего у
собственников, руководства и персонала,
а затем у всех тех, кто имеет и хотел бы
(или вынужден) иметь с ней дело. Это инструмент
стратегического управления,
способ выделения данной фирмы среди конкурентов, способ распознавания фирмы потребителями ее продукции. Неопределенность снимается при постановке целей и разработке стратегии. Однако многообразие форм выражения ("кредо руководства", "философия фирмы", "принципы", "правила", "кодекс фирмы" и др.) вызывает трудности в использовании такого нового для нас инструмента, как "миссия".
Я выделил бы следующие определения, последовательно раскрывающие роль предприятия в обществе:
Среди главных целей необходимо выбрать и идентифицировать предпочтительную. Проектирование цели обеспечивается
Осуществление главной цели ложится на все структурные звенья и их руководителей. Для этого составляется так называемое "дерево цели". Используют, обычно, следующую апробированную его схему.
К главной цели ведут подцели в разрезе:
Движение к главной цели начинается с последней подцели, причем каждый переход требует осуществления предыдущей.
Данная схема (Рис. 1 и 2) наилучшим образом соответствует существу дела.
И так, мы выяснили, что первые два этапа стратегического анализа – выявление миссии и цели, следующие три – изучение среды фирмы. Практика показывает, что эффективнее начинать анализ с предприятия, т.е. внутренней среды, а затем знакомиться с его окружением. Тогда резко ограничивается объем перерабатываемой информации. В результате анализа внутренней среды выводится оценка стратегического потенциала в рамках поставленной цели: насколько по количеству и качеству ресурсов, состоянию функций и проектов предприятие отвечает целевым требованиям. Мы проводим, таким образом, анализ фактического и нормативного потенциалов (или сравниваем себя с главным конкурентом, если оцениваем свои конкурентные преимущества). По окончании анализа проясняется картина сильных и слабых сторон предприятия. Сильные стороны – это возможные ключевые факторы успеха.
Анализ внешней среды фирмы, выполненный относительно цели и круга продуктовых бизнес-процессов, позволяет оценить стратегический климат или стратегические условия, создаваемые внешней средой: оценить возможности и угрозы. Анализ ни в коем случае не заканчивается двумя этапами. Третий этап заключается в совместном исследовании потенциала и климата, или в оценке стратегической позиции предприятия в пространстве из двух координат: горизонтальной, по которой откладывается значение потенциала, и вертикальной, отражающей состояние климата (привлекательности условий внешней среды). Произведение потенциала (Пот) и климата (Кл) дает нам, наконец, основной результат аналитической стадии - значение стратегической позиции (Поз) предприятия:
Пот х Кл = Поз.
Стратегическая позиция предприятия - всего лишь статическая "масса". Ее реальная сила определится лишь при определенном уровне стратегической активности руководства, специалистов и всего персонала. Можно сказать, что именно произведение стратегической позиции (Поз) на стратегическую активность (Акт) даст некую стратегическую силу (или определит так называемый стратегический успех), которую часто называют конкурентным преимуществом (Кпр):
Поз х Акт = Кпр.
Здесь напрашивается аналогия: произведение массы на ускорение дает силу. У Ансоффа эта величина называется "конкурентным статусом фирмы" и вычисляется как произведение уровня стратегических капиталовложений, стратегического норматива (по существу, качества стратегии), норматива возможностей (мобилизованного активностью руководства потенциала фирмы).
Несколько слов скажу об инструментарии. Каждый этап стратегического анализа требует соответствующего методического обеспечения. В таблице 1 приведен наиболее часто применяемый набор инструментов – методов, моделей, схем циклов, концепций, графиков.
Таблица 1
Характеристика этапов стратегического анализа на фирме
|
Условные обозначения:
ЖЦИзд, ЖЦТов, ЖЦТех, ЖЦОрг, ЖЦОтр - схемы жизненных циклов изделий, товаров, технологий, организации, отрасли.
БФР - Бизнес-процессы продуктов - Функции по стадиям жизненного цикла - Ресурсы для исполнения функций.
СХЦ - выделение стратегических хозяйственных центров (Бизнес-единиц, Стратегических производственных единиц). График Портера "рентабельность - относительная доля рынка фирмы". Анализ "поля сил" по Ансоффу.
STEP-анализ (СТЭП) - анализ сфер макросреды: Социальной, Технической, Экономической, Политической. Стратегические зоны Ансоффа: структуризация микросреды фирмы, ее отрасли, ближайшего окружения на стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), ресурсов (СЗР), капиталовложений (СЗК), технологий (СЗТ), группы стратегического влияния (СГВ).
БКГ - Бостонская Консалтинговая Группа. Матрица ДЭМК - матрица "Дженерал Электрик - МакКинси" ("конкурентный статус фирмы - привлекательность рынка".
КП
- конкурентные преимущества.
На этапе постановки цели прежде всего необходимо системное представление фирмы. Мы уже рассмотрели модели производственно-хозяйственного и стратегического управления. Теперь нужна детализация цели и положения фирмы на уровне подцелей.
При анализе среды в разрезе каждого этапа (оценки потенциала, условий и позиции фирмы) показан состав рекомендуемых инструментов. Здесь следует обратить внимание на специфику использования метода SWOT, обобщающего большой объем работы по диагностике позиции фирмы. Обычно предлагается такой порядок:
Логичнее эти операции выполнять на основе использования концепции ключевых факторов успеха (КФУ). Выявленные на отраслевом рынке КФУ сравниваем с сильными и слабыми сторонами предприятия и только после этого определяем, какие параметры потенциала реально сильны или слабы. Далее уточняем эти выводы, сопоставляя с возможностями и исходящими извне угрозами.