Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:39, курсовая работа
Целью данной работы является изучение технологии социального манипулирования в управлении и разработка рекомендаций по устранению негативного влияния их на социально-психологический климат коллективе.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что такая форма управления, как манипулирование, носит опасный характер в случаях, когда оно осуществляется тайно, приносит односторонние выгоды его организаторам. Поэтому данный феномен необходимо изучить, чтобы в дальнейшем можно было разработать механизм противодействия ему.
Задачи работы обусловлены поставленной целью и включают в себя:
Рассмотреть теоретические основы социального манипулирования в управлении;
Изучить виды и техники манипулирования;
Проанализировать психологический климат трудового коллектива в Вологодском филиале ОАО «Банк Москвы»;
Выявить способы и приемы манипуляции среди сотрудников Банка, а также наметить и обосновать способы борьбы и защиты от таких воздействий
Объектом исследования являются социально-трудовые отношения в Вологодском филиале ОАО «Банк Москвы».
В практике управления выделяют четыре типа манипулятивных систем:
1. Активный манипулятор.
Его философия - главенствовать и властвовать во что бы то ни стало.
Это человек, который никогда не покажет свою слабость и всегда будет изображать из себя человека полного сил. Он всячески добивается контроля над другими, возвышается за счет их бессилия, всегда пользуется своим социальным или статусным положением.
2. Пассивный манипулятор.
Его философия - никогда не вызывать раздражения.
Этот человек любит
3. Соревнующийся манипулятор.
Его философия - выигрывать любой ценой.
Он воспринимает жизнь как бесконечную череду выигрышей и поражений: жизнь - битва, люди - соперники, он сам - боец. Для достижения победы пользуется методами и активного и пассивного манипулятора.
4. Безразличный манипулятор.
Его философия - отвергать заботу.
Этот человек старается уйти от контактов. Его девиз: “Мне наплевать”, “Делай как хочешь”. Он играет в безразличие, но на самом деле ему все далеко не безразлично, и его поведение - это сложная манипулятивная игра. [2 , с.115]
Способы манипуляций, или управления человеком:
1. Тайный характер
манипуляции, или управления
2. Для оказания психологического
давления используются: перехват
инициативы, введение своей темы,
сокращение времени для
3. Проникновение в
психическую сферу человека
4. Эксплуатация личностных
качеств жертвы представляет
собой имитацию процесса
Техники манипулирования в управлении варьируются в зависимости от ситуации. Совсем разные приемы будут применяться, когда начальник хочет сообщить своим работникам, что задержит им зарплату на три месяца и когда одна их сотрудниц захочет принудить другую покрыть ее отсутствие на месте в рабочее время. Все мы рассмотреть здесь не сможем хотя бы потому, что воображение человеческое неисчерпаемо и ежедневно изобретает все новые и новые способы управления ближними.
1. Метод комплиментов
Широко применяется как для управления подчиненными, так и в коммуникации с коллегами. Похвалив человека, вы вызываете у него массу положительных эмоций в свой адрес. Это очень полезно, когда вы хотите взвалить на него сложное, и в общем-то, необязательное для него задание. Причем, что особенно важно, комплименты не должны быть фантастическими. Лучше всего подтвердить их какой-либо жизненной ситуацией.
2. «Не могли бы вы мне посоветовать…»
Эта техника в каком-то смысле модификация первой. Обращаясь за советом вы подчеркиваете значимость, авторитетность собеседника. И если он человек тщеславный, то теперь из него при желании можно свить пару веревок. К тому же, обратившись за советом, а затем прикинувшись «чайником», вы можете побудить коллегу сделать работу за вас. Этот трюк не пройдет с подчиненным, поскольку чересчур понизит авторитет начальника. Зато можно слегка видоизменить его. Например, начальник, обратившись за советом и выслушав ответ подчиненного, может сказать, что тот отлично разбирается в этом вопросе, а потому без сомнения справиться. [1 , с.76-77]
3. «Я самый несчастный в мире человек…»
Эта манипуляция в стиле Карлсона может быть использована только при взаимодействии коллег. Руководитель не имеет права на подобные заявления. А суть манипуляции в том, чтобы создать себе как можно больше неприятностей, выглядеть как можно несчастнее, чтобы потом можно было беззастенчиво и без лишних усилий перекладывать свои дела на плечи товарищей по работе.
4. Намеки и недомолвки
Эта техника стара, как мир. Недоговаривать, делать круглые глаза, намекать, интриговать, ничего не говоря напрямик, а потом добиваться своего умели и наши далекие предки. Здесь главное развивать свои актерские способности и фантазию. Например, руководитель, вознамерившийся возложить на подчиненного ответственность за выполнение крайне сложно задания, которое к тому же не входит напрямую в его компетенцию, может намекнуть последнему, что намечается сокращение штата.
5. Манипуляция, или управление людьми с помощью заискивания, лести, подхалимажа.
Заискивание — это стремление добиться чьего-то расположения путем лести и угодничества: подчеркнутым преклонением перед кем-то, почтительным выслушиванием наставлений или просто почтительным молчанием в присутствии другого (начальника, авторитета). Заискивание может восприниматься как вежливость, воспитанность, обходительность, отзывчивость и доброта.
Лесть (подхалимаж) — это угодливое, лицемерное восхваление. Однако это не всегда безудержное восхваление в адрес другого (грубая лесть). Она может быть и замаскированной, тонкой. Это могут быть всевозможные комплименты, одобрение слов и поступков, согласие с чужим мнением, восхищение.
Действие лести основано на срабатывании психологического механизма: знание, что мы кому-то нравимся, вызывает ответную реакцию в виде благорасположения (симпатии) и желания уступать. Лесть действует даже в том случае, если человек понимает, что им пытаются манипулировать. Мы испытываем симпатию к тем, кто нас хвалит, часто даже тогда, когда похвала явно фальшива.
Легко поддаются такому манипулированию честолюбивые люди, заблуждающиеся относительно своих достоинств. Лесть может касаться как реальных заслуг человека, так и мнимых. В последнем случае лесть становится обманом.
6. Манипуляция, или управление людьми с помощью лжи и обмана.
При использовании обмана (лжи) вместо образа себя мы подсовываем партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент, выдвигаем ложные мотивы (причины), искажаем действительную ситуацию.
Ложь и обман, несколько неоднозначные понятия, обмануть человека (ввести его в заблуждение) можно разными способами: сказать половину правды или сказать неправду, осуществить какое-то действие (что делают мошенники) или, наоборот, пообещав что-то, не сделать этого. Солгать же можно только одним способом — вербальным, т. е. с помощью устной или письменной речи. [9, с.89]
Способы защиты от манипуляции
1. Пассивная защита.
В отличие от активных методов при пассивных методах адресат не дает понять, что разгадал тайные намерения манипулятора. А поскольку последние направлены против намеченной жертвы – адресата, то предание их огласке могло бы привести к конфликту. Неразглашение же намерений манипулятора позволяет мягко уйти от конфликта, избежав в то же время участи жертвы.
Пассивную защиту рекомендуется применять в следующих случаях:
– когда вы не знаете, как поступить;
– когда не хотите портить отношения с манипулятором.
Пассивная защита может осуществляться в следующих формах.
1. Никак не реагируйте на слова манипулятора, молчите, делая вид, что не расслышали, не обратили внимания, не поняли. В разговоре это сделать нетрудно.
2. Заговорите совсем о другом (основание то же);
3. Делайте вид, что «не поняли», о чем речь;
4. «Соглашаетесь» с предложением манипулятора, но обусловливая его тем, что не зависит от вас; это позволит в дальнейшем при желании «отыграть назад».
5. Переспросите, повторив просьбу манипулятора, но с вопросительной интонацией, требуя тем самым продолжить его речь. Это заставляет манипулятора разъяснять свою просьбу, что дает адресату время для обдумывания, как с минимальными потерями выйти из ситуации.
2. Активная защита
Опыт показывает, что
в большинстве случаев
Ведь его главное преимущество – в стремительности натиска, неожиданности, когда у адресата нет времени сообразить, как выйти из положения. Повторение манипулятором посягательства, во-первых, дает время адресату для подготовки наилучшего ответа, во-вторых, высвечивает истинную цель манипулятора и разрушает заготовленное им распределение ролей. Но для более агрессивных манипуляторов существуют активные методы защиты.
Главное в них –
психологический настрой. Манипулятор
обычно эксплуатирует желание
Применять активную защиту нужно конечно, не тогда, когда адресат находится в зависимости (служебной, материальной, родственной и т. д.) от манипулятора. Если пассивная защита означает «остановить агрессора», то активная – разоблачить его.
3. Контрманипуляция
Контрманипуляция – наиболее сильная из защит – представляет собой ответную манипуляцию со стороны адресата, в которой используются обстоятельства, созданные первоначальным манипулятивным воздействием инициатора.
Исполнение контрманипуляции: сделать вид, будто неясно, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным поворотом ситуации, показывающим манипулятору ваше психологическое преимущество, – психологическим ударом, приводящим к поражению манипулятора. [15 , с.105]
Вологодский филиал Банка
Москвы начал функционировать в апреле
2001 г., укомплектован профессиональным
коллективом.
С первых дней своей
работы филиал проводит активную клиентскую
политику. Сегодня филиал участвует в реализации
проектов в различных отраслях экономики
Вологодской области — машиностроении,
строительстве, транспорте, деревообрабатывающей
промышленности, жилищно-коммунальном
секторе, в торговле.
ОАО « Банк Москвы» входит в пятерку крупнейших финансовых структур России по величине активов и собственного капитала. Чистая прибыль ОАО « Банка Москвы» по международным стандартам финансовой отчетности за 2010 год составила 85 млн. долл., активы - 2,7 млрд. долл., собственный капитал банка - 278 млн. долл., кредитный портфель - 1,5 млрд. долл.
ОАО «Банк Москвы» на сегодняшний день уверенно входит в пятерку крупнейших финансовых структур России. Впрочем, рост никогда не был для Банка самоцелью, а сейчас в особенности. Ближайшая цель — повышение качества услуг.
Банк обладает следующими видами лицензий.
а) Брокерской деятельности, включая операции с физическими лицами;
б) Дилерской деятельности;
в) Деятельности по управлению ценными бумагами;
г) Депозитарной деятельности.
- Лицензия на совершение
операций с драгоценными
Вологодский Филиал Банка Москвы,
являясь структурным подразделе
При создании, филиал был наделен финансовыми средствами в размере 1 000 000 (миллион) рублей.
Филиал осуществляет выполнения операций и сделок в соответствии с лимитами устанавливаемыми Банком.
Организационное устройство филиала Банка Москвы соответствует общепринятой схеме управления филиалом коммерческого банка (рис.2.1.)
Управляющий филиалом |
||||||||||||
Служба внутреннего контроля |
||||||||||||
Помощник по безопасности |
Заместитель управляющего |
Главный бухгалтер |
||||||||||
Юридический отдел |
Кредитный отдел |
Отдел обслуживания клиентов; Операционный зал | ||||||||||
Административно хозяйственный отдел |
Касса |
Отдел внутрибанков-ских операций и отчетности | ||||||||||
Отдел денежного обращения |
Отдел обработки и передачи данных и автоматизации | |||||||||||
Валютный отдел |