Манипулирование, технологии социального манипулирования, скрытое управление, защита от манипулирования, манипулятор, контрманипуляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение технологии социального манипулирования в управлении и разработка рекомендаций по устранению негативного влияния их на социально-психологический климат коллективе.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что такая форма управления, как манипулирование, носит опасный характер в случаях, когда оно осуществляется тайно, приносит односторонние выгоды его организаторам. Поэтому данный феномен необходимо изучить, чтобы в дальнейшем можно было разработать механизм противодействия ему.
Задачи работы обусловлены поставленной целью и включают в себя:
Рассмотреть теоретические основы социального манипулирования в управлении;
Изучить виды и техники манипулирования;
Проанализировать психологический климат трудового коллектива в Вологодском филиале ОАО «Банк Москвы»;
Выявить способы и приемы манипуляции среди сотрудников Банка, а также наметить и обосновать способы борьбы и защиты от таких воздействий
Объектом исследования являются социально-трудовые отношения в Вологодском филиале ОАО «Банк Москвы».

Работа содержит 1 файл

Манипуляции в управлении Банком Москвы.doc

— 379.00 Кб (Скачать)


РЕФЕРАТ

 

 

 «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ»

Стр .35,рис.2,табл.1,библ.16.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО  МАНИПУЛИРОВАНИЯ,  СКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ЗАЩИТА ОТ МАНИПУЛИРОВАНИЯ, МАНИПУЛЯТОР, КОНТРМАНИПУЛЯЦИЯ.

Раскрыты теоретические  основы социального манипулирования в управлении, его виды и способы. Представлена организационно – экономическая характеристика объекта исследования, изучен социально-психологический климат в коллективе Банка. Рассмотрены приемы и способы манипулирования, использованные в управлении Вологодским филиалом ОАО «Банка Москвы».

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Бизнес предполагает  постоянное общение, воздействие  людей друг на друга: руководители, подчиненные, клиенты, представители контролирующих органов — все участвуют в водовороте взаимного влияния. Одним из методов скрытого управления нередко выступает манипулирование.

Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие одного человека на другого, направленное на изменение его эмоционального состояния, отношения к чему-либо и побуждение его к совершению определённых действий. Целью манипулятора является достижение им своих, как правило, скрытых целей.

Манипуляции бывают сознательными - когда для достижения цели пользуются жесткими психологическими техниками и манипулятор четко понимает, что и зачем он делает, и бессознательными - в этом случае человек лишь следует сложившимся привычкам и усвоенным с детства деструктивным моделям поведения.

Целью данной работы является изучение  технологии социального манипулирования в управлении и разработка рекомендаций по устранению негативного влияния их на социально-психологический климат коллективе.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что  такая форма управления, как манипулирование, носит опасный характер в случаях, когда оно осуществляется тайно, приносит односторонние выгоды его организаторам. Поэтому данный феномен необходимо изучить, чтобы в дальнейшем можно было разработать механизм противодействия ему.

Задачи работы обусловлены  поставленной целью и включают в себя:

    1. Рассмотреть теоретические основы социального манипулирования в управлении;
    2. Изучить виды и техники манипулирования;

 

    1. Проанализировать психологический климат трудового коллектива  в Вологодском филиале ОАО «Банк Москвы»;
    2. Выявить способы и приемы манипуляции среди сотрудников Банка, а также наметить и обосновать  способы борьбы и защиты от таких воздействий

Объектом исследования являются социально-трудовые отношения в Вологодском филиале ОАО «Банк Москвы».

Предметом исследования выступают способы и приемы социального  манипулирования коллективом.

В работе использовались теоретические и практические  методы исследования: анализ литературы по проблеме, обобщение материала, сравнение, наблюдение и моделирование.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Асаул А.Н., Абакумова О.Г., Стародубов В.И., Сидоров П.И., и других.

Работа состоит из введения, двух  глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ

    1. Понятие и сущность манипулирования в управлении

 

Манипулирование - вид  психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению намерений у другого  человека, не совпадающих с его актуальными существующими желаниями.

На практике повсеместно  встречаются ситуации, когда в  силу условий решения стоящей  перед управляющей системой задачи она оказывается не совместимой  с целями участников. Это может  быть обусловлено корыстной направленностью целей управляющей системы; неразрешимостью противоречий внутри управляемой системы. В этих случаях субъект управления прибегает к приему, именуемому манипулированием. Он не просто управляет, воздействуя на объект, но полностью его игнорирует, пренебрегает его собственными интересами. В манипуляциях объект управления - человек - начинает всерьез рассматриваться только как объект управления. Ценность и значение человеческой личности сводится манипулятором к полезности с точки зрения собственных сиюминутных задач. По содержанию манипулирование - форма управления, при которой игнорируются собственные цели и интересы объекта управления. Они могут игнорироваться полностью или признаваться формально (фиктивно), но при принятии управленческих решений не принимаются в расчет в качестве составляющих цель управления.[4]

По форме манипулирование - это социально-психологическое  воздействие, обман, мошенничество, построенное  на фиктивном признании интересов  партнера.

Манипуляции в бизнесе  есть во всех процессах, какие бы мы не вспомнили: планировании, контроле, организации, переговорах, купле-продаже, инновациях, оценке персонала, командообразовании, рекламе…

Манипуляцию определяют по разному. К примеру, Е.В. Сидоренко  дает определение: Манипуляция - это  преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и побуждению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. [4]

Г. Грачев и И. Мельник  считают, что психологическая манипуляция - это процесс использования различных специфических способов и средств изменения (модификации) поведения человека или целей, желаний, намерений, отношений, установок, психических состояний и других его психических характеристик в интересах субъекта воздействия, и которые могли бы не произойти, если бы адресат знал в достаточном объеме данные, относящиеся к ситуации, в частности какие способы применялись по отношению к нему, или в каких целях они использовались. [4]

Таким образом, манипулирование можно представить как социально-психологическое воздействие, носящее скрытый характер, как иррациональный способ достижения целей. Манипулирование основано на стремлении его субъекта получить одностороннюю выгоду. Объект манипулирования воспринимается как средство достижения собственных корыстных целей субъекта.

В управлении есть три  основные составляющие: планирование, организация и контроль. В каждом из этих элементов свои манипулятивные моменты. [7, с.44]

Руководитель должен уметь планировать и ставить  достижимые цели. Пожалуй, это можно назвать манипуляцией, а скорее даже программированием будущего каждого члена коллектива. Вот почему полезно почаще проговаривать будущее, тем самым, мотивируя людей. При этом надо помнить, что небольшие преувеличения планов людьми прощаются (они ведь понимают трудности и причины, изменившие ход событий), но большие никогда (именно в этот момент они чувствуют себя обиженными и обманутыми).

Надо сказать, что эмоции, которые вызывает чья-то манипуляция, обычно бывают негативными. Именно поэтому мы чувствуем себя "как-то не очень". Кому понравятся такие щипки снизу, как, например, "Ты как всегда медленно соображаешь" или "Не тормози, думай побыстрее", или "Тебе мозгов не хватит получить эту должность".

Организуя и контролируя  выполнение каких либо действий исполнителей, руководителю манипуляций не избежать. Ведь именно благодаря им, он может ускорять процесс, пощипывая людей за их струны. Умение противостоять манипуляциям может очень существенно экономить наше время. Очень часто манипулятор, который точно знает, чего он хочет, втягивает нас в свою игру, смысл которой нам очень часто бывает непонятным. И, не желая выглядеть в его глазах как-то неподобающе, мы "ведемся" на игру и попадаем в его силки вместо того, чтобы вовремя поставить заслон манипуляции и не терять время на выпутывание себя из сетей.

Способов противостояния довольно много. Это и прямая конфронтация. Это и умение задавать вопросы, рассчитанные на точность и блокирующие действия манипулятора. Это и контроль эмоций. Это и прояснение целей манипулятора.

Особенный интерес представляет собой так называемое ситуационное манипулирование (или экологическое  манипулирование), а также микрополитические  аспекты управления. [7 , с.45]

Микрополитическое управление выражается в серии продуманных шагов руководителем в отношении подчиненных, которые так или иначе подразумевают манипуляционные технологии, применение системы двойных стандартов, психологическое подталкивание к нужному решению в рамках организационного проекта (не без участия намеренной утраты обратной связи или дезинформации подчиненных).

Ситуационное, или экологическое, манипулирование сотрудниками в  организации проистекает из способности  руководителя отслеживать внешние  факторы и их изменения в реальном времени и способно использовать технологии манипуляции (инструментарий весьма обширен и использует как психологические аспекты (память, внимание, чувства, стереотипы), так и манипуляционное моделирование. [9 , с.116]

1.2. Виды манипулирования

 

Приемов, обеспечивающих возможность манипулирования как индивидуальным, так и массовым сознанием, бесконечно много.

Манипулятивные воздействия в системе управленческих отношений можно дифференцировать по следующим основаниям:

– в зависимости от уровня управления выделяются манипуляции на организационном, местном, региональном, федеральном уровнях власти;

– по коммуникативной направленности манипулятивного воздействия можно выделить манипуляции «сверху», манипуляции «снизу», двойное манипулирование;

– по специфике информационного воздействия различают такие виды манипуляции, как дезинформация, умолчание, нейролингвистическое программирование, использование стереотипов, наклеивание ярлыков, манипулирование опросами общественного мнения и т.д.;

– в зависимости от предметной сферы выделяются экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое манипулирование.

Экономическое манипулирование начинается с использования сложного, а лучше – безвыходного материального положения партнера, когда он готов согласиться на любую самую нежелательную для себя работу за ничтожное вознаграждение. К более тонким приемам экономической манипуляции можно отнести такие, как увеличение номинальной ставки заработной платы, выплата незначительной премии, доплат, компенсаций при несопоставимо высокой инфляции и сокращении покупательной способности; необоснованное снижение уровня оплаты труда, задержки и невыплаты. Такого же рода действия могут иметь обратную направленность – когда объектом манипулирования становится собственник материальных средств, работодатель. Забастовки и локауты, приуроченные к моменту, когда организация не сможет противостоять нажиму трудового коллектива, – такие же манипуляции. К ним можно отнести и любое другое преднамеренное несоблюдение формальных или подразумевавшихся договоренностей экономического характера.

Бюрократические, или организационные манипуляции подразумевают любую псевдодеятельность административного или организационного характера: затягивание сроков решения вопросов, запутывание заявителя в лабиринте многочисленных инстанций и ответственных лиц; неисполнение управленческих функций и их подмена заведомо бесполезной, но внешне эффективной деятельностью; раздувание численности организации.

Идеологические  манипуляции предполагают неискренность и фальшивость в сфере общественных и личных идеалов. Они могут строиться на фиктивном следовании существующим общественным идеалам либо путем создания новых идеологий, оправдывающих использование безнравственных и аморальных средств нереальными конечными целями. К таким же манипуляциям можно отнести формирование определенной и, как правило, вредной системы ценностей, культурных штампов, стереотипов поведения.

Психологические манипуляции в действительности являются простейшими и входят в состав всех вышеперечисленных. Любое манипулирование индивидуальным или коллективным сознанием обязательно учитывает особенности психического восприятия и устройства манипулируемых. Это не исключает, однако, существования психологических манипуляций, целью которых являются психологические ценности. Человеком можно манипулировать ради завоевания его уважения, дружбы, любви, признательности. Чисто психологические манипуляции могут выступать в качестве прелюдии к другим манипуляциям, подготавливать почву, снимать подозрительность. К проявлениям таких манипуляций можно отнести: внешнюю внимательность и тактичность при внутреннем равнодушии к психологическим проблемам объекта; искусственную идентификацию себя с объектом; формирование симпатий; использование личностного доверия в собственных целях.

Осознание возможностей, открываемых манипулятивными технологиями, оказало столь огромное влияние  на развитие человечества, что практически  всю историю ХХ века можно рассматривать  как результат и следствие  манипуляций, реализуемых в различных  сферах и масштабах. [14 , с.232-233]

1.3. Технологии социального манипулирования в управлении

Под манипуляцией понимают скрытое от жертвы управление людьми (человеком), т.е. побуждение его к  изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных (часто корыстных) целей. При этом важно, чтобы жертва манипуляции считала эти мысли, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавала себя ответственной за них. Таким образом, манипулятор перекладывает ответственность за совершенное по его же научению на свою жертву.

Информация о работе Манипулирование, технологии социального манипулирования, скрытое управление, защита от манипулирования, манипулятор, контрманипуляция