Малый бизнес в Пермском крае. Действительность, перспективы и пути решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в Пермском крае на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед пермским малым бизнесом.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру малого бизнеса как вида экономической деятельности;
2) систематизировать факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА….
5
1.1. Малый бизнес как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура…………………………………………………………

5
1.2. Факторы и условия функционирования и развития малого и среднего бизнеса в стране…………………………………………………..

10
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ПЕРМСКОГО КРАЯ...
13
2.1. Общая характеристика современного состояния малого бизнеса в России и в Пермском крае…………………………………………………

13
2.2. Тенденции и факторы развития малого бизнеса в Пермском крае…..
17
3. ПУТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ПЕРМСКОМ КРАЕ
22
3.1. Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране и в Пермском крае…………………………………………………

22
3.2. Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства…………………………………………………………

27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….
37
Приложения………………………………………………………………….
39

Работа содержит 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 115.14 Кб (Скачать)

Развитию малого бизнеса  мешает недоступность кредитно-финансовых ресурсов, достаточно низкая производительность труда и бюрократические препоны. В министерстве развития предпринимательства  и торговли Пермского края считают, что многие проблемы можно решить, объединив усилия общественных организаций, органов власти и местного самоуправления, а также самих предпринимателей. Власти должны помочь в формировании положительного имиджа бизнесмена, сделать более доступной информацию об эффективных способах ведения бизнеса, свободных нишах рынка и организовать обучение предпринимателей и помочь им в привлечении кредитных ресурсов. В концепции обозначены и конкретные механизмы решения поставленных задач.

Например, в регионе уже  заработала "Административная гильотина", которая помогает справляться с  давлением на бизнес и сокращать  сроки прохождения документов через  чиновничьи кабинеты. Еще один инструмент - создание системы микрокредитования  начинающих и действующих субъектов  малого и среднего предпринимательства: краевой бюджет сделал взнос в  уставный капитал ОАО "Пермский центр  развития предпринимательства" для  предоставления микрозаймов начинающим бизнесменам. Такой же взнос сделан в уставный капитал ОАО "Пермский гарантийный фонд", который позволяет  предпринимателям получать поручительства по кредитам. Также предполагается предоставление субъектам малого и  среднего предпринимательства субсидий на возмещение части затрат по уплате лизинговых платежей, процентов за пользование кредитным ресурсом, созданию франшизы, выплатам за передачу прав на франшизу. Соответствующие  программы должны быть разработаны  как на ведомственном уровне, так  и на уровне муниципалитетов.

В концепции программы  предполагается, что количество субъектов  малого и среднего предпринимательства  увеличится в Прикамье к 2014 году со 127 до 144 тысяч. Их оборот - с 646 до 834 миллиардов рублей. А количество занятых в  малом и среднем бизнесе - с 232 до 294 тысяч человек.

Сложившаяся инфраструктура поддержки малого предпринимательства  в условиях недофинансирования программ претерпевает существенные изменения. Усиливаются "крайние проявления": коммерциализация превращает систему  государственной поддержки из инфраструктуры в разновидность предпринимательства.

 

 

Заключение

 

В данной работе сделана  попытка охарактеризовать малое  предпринимательство в России и в Пермском крае в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

В первой части рассмотрена  теория вопроса. Как показывает мировая  и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам  малого бизнеса, является в первую очередь  средняя численность работников, занятых на данный момент на предприятии. Иногда под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой  группой лиц, или предприятие, управляемое  одним собственником. Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной  деятельности относятся к субъектам  малого бизнеса, является численность  персонала (занятых работников), размер капитала, объем оборота (прибыли, дохода). Однако почти во всех развитых странах  первым критерием отнесения предприятий  к субъектам малого бизнеса является численность работающих. К малому бизнесу относят, как правило, предприятия  с числом занятых от 1 до 500.

Малый бизнес, или малое  предпринимательство, представляет самый  многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны.

Во второй главе был  проведен анализ современных процессов  развития малого предпринимательства  в РФ. Согласно этим материалам можно  сделать следующее заключение, малый  бизнес в России растет и развивается. Все это сложилось в результате применения остаточного принципа, применяемого к поддержке малых предприятий  и отсутствия внятной государственной  политики.

Угнетающе действует на предпринимательскую  активность постоянно реформируемая, но все еще громоздкая и внутренне  противоречивая налоговая система. Крайне негативное влияние на конкурентоспособность  продукции оказывают платежи  и сборы, исчисляемые с выручки  от реализации товаров и услуг (налог  с оборота и др.). Поэтому весьма важны разумные изменения в законодательстве, которые заложили бы четкие и стабильные рамки для текущей деятельности, а главное — для хозяйственного планирования субъектов малого предпринимательства. Не менее важно добиться, чтобы  заложенные в них нормы на практике выполнялись, причем всеми и одинаково  в социальном плане.

В третьей части очерчены основные направления поддержки  государственной политики в вопросах развития малого предпринимательства  и стратегические направления. В  последнее время государство  повернулось лицом к малому бизнесу, и произошли некоторые сдвиги. Но по нашему мнению необходимо, наконец, сформулировать и долгосрочную концепцию  государственной поддержки малого предпринимательства, провести "инвентаризацию" ее методов. В качестве ближайших  задач здесь стоят: разработка механизмов привлечения частных кредитов в  регионах под гарантии специально создаваемых  гарантийных фондов (агентств), создание центров финансового лизинга, а  также отработка механизма упрощенного  налогообложения и обложения  по вмененному доходу. Все это должно способствовать облегчению доступа  потенциальных предпринимателей к  заемному капиталу для открытия и  расширения бизнеса, облегчить управление и учет на вновь создаваемых предприятиях.

Кроме того, отнюдь не только мерами непосредственно экономической  политики ограничивается роль государства  в формировании благоприятной среды  для развития малого бизнеса. Во-первых, государство должно научиться видеть в малом предпринимательстве  и ассоциациях, его представляющих, равного и достойного партнера. Это  можно продемонстрировать на деле не столько эпизодически проводимыми  пышными съездами "передовиков малого бизнеса", созданием сервильных малопредпринимательских объединений, сколько привлечением их представителей в постоянно действующие органы (экспертные советы и т. п.), где они могли бы участвовать в формировании политики в области малого бизнеса.

Далее, необходимо дать простор  самоорганизации малого предпринимательства  в области кредитования и страхования, осуществления др. финансовых услуг, которые оно не может получить по тем или иным причинам ни от государства, ни от существующих ныне институтов финансового  рынка. Общества взаимного кредитования и страхования, возникающие на местах и в ряде регионов, имеют достаточный  положительный опыт. Они могли  бы подставить свое "кредитное плечо" микрофирмам, начинающим предпринимателям. Для этого Думе нужно лишь укрепить правовую базу их существования, приняв, наконец, соответствующие законы.

Хотелось бы заметить, что  несомненная перспективность сектора  малого и среднего предпринимательства  в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует  рассматривать лишь как очередную  кампанию в системе антикризисных  мер, но и как долговременное направление  структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии  экономического роста в течение  долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой  государственной политики в области  малого предпринимательства, могут  стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив  инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым  соединить процессы структурной  политики и формирование всероссийского рынка.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СПС "Гарант".
  2. Постановление Правительства Пермского края от 04.05.2012 года 282-п Долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы».
  3. Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство. Практическое руководство. – М.: ИВЦ "Маркетинг", 2009. – 103 с.
  4. Байша Ж.Ф. Предпринимательское право. – Ростов – на/Д.: Феникс, 2011. – 544с.
  5. Бережная О. Малому бизнесу помогут, но мало // Российская Федерация сегодня. 2012. № 7.
  6. Брциева И. Малое предпринимательство, как экономическая категория // Экономика. № 9, 2009.
  7. Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России. // Эксперт, №11, 2011.
  8. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Курс предпринимательства. – М.: Финансы, 2010. – 450с.
  9. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. – М.: Новый Логос, 2011. – 56 с.
  10. Квасюк В. Большая забота о малом бизнесе // Российская газета, № 30, 2011.
  11. Кирсанов И. Российский бизнес на выживание. // Финансовая газета, № 2, 2011.
  12. Кожахметов, А. Богатство России – в хорошие руки. //Финансовая газета, № 27, 2011.
  13. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России.// Социально-политический журнал, № 2, 2011.
  14. Рыбак О. Малый бизнес в большой статистике. // Экономическая газета, № 20, 2012.
  15.   Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2012 года
  16. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года: www.president.kremlin.ru
  17. Ежегодный информационно – аналитический доклад: www.nisse.ru

 

 

Приложение А

 

Ключевые факторы развития малого бизнеса

 

 

Приложение Б

 

Основные проблемы малого бизнеса

  1. трудности с приобретением сырья, оборудования;
  2. угроза рэкета;
  3. рост цен на сырье, материалы;
  4. трудности с арендой и приобретением помещений;
  5. проблемы со сбытом товаров и услуг;
  6. нехватка денежных оборотных средств;
  7. нормативно-правовые и административные барьеры;
  8. дефицит средств на развитие;
  9. большие налоги.

По значительному числу проблем для ведения бизнеса представители Пермского края указали степень остроты, сопоставимую с отмеченной в странах со сходными уровнями дохода. По многим параметрам (уровень коррупции, квалификация сотрудников, работа налоговых служб, степень политической нестабильности, трудовое законодательство, налоговые ставки) оценки, полученные для Пермского края, более благоприятны. Наиболее проблемными областями считаются ставки налогообложения и доступ к финансированию. Таким образом, приоритетными направлениями для улучшения бизнес-среды в Пермском крае являются меры по улучшению конкуренции в банковском секторе, снижению уровня преступности и коррупции, снижению барьеров в отношении доступности земли для бизнеса. 

Приложение В

Динамика развития малого предпринимательства


Информация о работе Малый бизнес в Пермском крае. Действительность, перспективы и пути решения