Малый бизнес в Пермском крае. Действительность, перспективы и пути решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в Пермском крае на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед пермским малым бизнесом.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру малого бизнеса как вида экономической деятельности;
2) систематизировать факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА….
5
1.1. Малый бизнес как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура…………………………………………………………

5
1.2. Факторы и условия функционирования и развития малого и среднего бизнеса в стране…………………………………………………..

10
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ПЕРМСКОГО КРАЯ...
13
2.1. Общая характеристика современного состояния малого бизнеса в России и в Пермском крае…………………………………………………

13
2.2. Тенденции и факторы развития малого бизнеса в Пермском крае…..
17
3. ПУТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ПЕРМСКОМ КРАЕ
22
3.1. Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране и в Пермском крае…………………………………………………

22
3.2. Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства…………………………………………………………

27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….
37
Приложения………………………………………………………………….
39

Работа содержит 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 115.14 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования

«Российский государственный торгово-экономический  университет»

 

УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫЙ

(наименование  факультета)

             Кафедра Менеджмента

(наименование  кафедры)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент»

на тему «Малый бизнес в Пермском крае.

Действительность, перспективы и пути решения»

(наименование  темы)

 

 

 

Выполнена студенткой 3 курса ЭПИ-34 группы

заочной формы обучения

Чаркиной Натальи Владимировны

специальности  080502 "Экономика и управление на предприятии

(торговли и общественного  питания)"

 

Научный руководитель Сторожева В.А. профессор кафедры менеджмент

(Ф.И.О., ученая  степень, звание)

 

 

 

 

Отметка о допуске (недопуске) к защите    

 

 

« »   2010г.       

           (подпись научного руководителя)

 

 

 

 

Пермь 2012г. 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....

3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА….

5

1.1. Малый бизнес как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура………………………………………………………

 

5

1.2. Факторы и условия  функционирования и развития  малого и среднего бизнеса  в стране…………………………………………………..

 

10

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО  БИЗНЕСА ПЕРМСКОГО КРАЯ...

13

2.1. Общая характеристика  современного состояния малого  бизнеса в России и в Пермском крае…………………………………………………

 

13

2.2. Тенденции и факторы развития малого бизнеса в Пермском крае…..

17

3. ПУТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО  БИЗНЕСА В ПЕРМСКОМ КРАЕ

22

3.1. Стратегические направления  развития малого предпринимательства  в стране и в Пермском крае…………………………………………………

 

22

3.2. Основные направления  государственной политики в сфере  малого предпринимательства…………………………………………………………

 

27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

37

Приложения………………………………………………………………….

39


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня люди все более  начинают понимать, что одним из основных моментов формирования здоровой экономики с рыночными отношениями  является предпринимательство. А его  становление требует соответствующих  экономических, социальных, правовых и  других условий. После проведения в России рыночных реформ восстановление типичных, естественных для российского менталитета условий жизни было направлено на возврат в общее русло развития. И постепенно тотальное неприятие предпринимательства перешло в осознание важности формирования условий для его быстрейшего и результативного развития.

В настоящее время в  России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению  новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного  курса национальной валюты, а также  это приносит реальные деньги в федеральный  бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса  в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так  как они дают им новую жизнь, и  в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и  для рыночной экономики в целом. Ввиду того, что развитие малого бизнеса является одним из условий  перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, данная тема наиболее актуальной в современной жизни  страны.

Цель данной работы состоит  в том, чтобы охарактеризовать малый  бизнес в Пермском крае на современном  этапе его развития, выявить его  роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед пермским малым бизнесом.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

1) раскрыть понятия и  охарактеризовать сущность и  структуру малого бизнеса как  вида экономической деятельности;

2) систематизировать факторы  и условия функционирования и  развития малого предпринимательства  в стране;

3) представить систему  показателей оценки состояния  малого предпринимательства на  макроуровне и микроуровне и  на их основе выявить тенденции  и факторы развития малого  бизнеса в Пермском крае.

4) охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов малого предпринимательства в РФ;

5) обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства.

Объект исследования –  малый бизнес как вид деятельности, осуществляемый в рамках национальной экономики.

Предмет – тенденции, факторы  и перспективы развития малого бизнеса как вида экономической деятельности.

Информационная база курсовой работы включает: нормативно – правовые акты, статистические материалы, труды  ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам  малого предпринимательства, статьи, опубликованные в периодических изданиях, Интернет-ресурсы.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

 

1.1 Малый бизнес как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура

 

Понимание роли малого бизнеса  требует ясного представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую  мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более  мелких партнёров, с одной стороны, а с другой - объединяясь в международные  структуры, теряя частично свою независимость  и подпадая под влияние более  сильных партнеров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке  и выполняя волю более сильных  партнёров, крупный капитал становится орудием экспансии международных  предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определённых условиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам [4, с.12].

Средний бизнес в большей  мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры  и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с  крупным отечественным и иностранным  капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в  защите на внутреннем рынке путём  проведения протекционистской государственной  экономической политики и формирования, определённых правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства  с национальными интересами.

Малый бизнес, или малое  предпринимательство, представляет самый  многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический  и отчасти политический уровень  развития страны. По своему уровню жизни  и социальному положению они  принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными  производителями, так и потребителями  широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства  образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно  связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых  предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это  позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру  рынка[3, с.43].

Сектор малого предпринимательства  является неотъемлемым, объективно необходимым  элементом любой развитой хозяйственной  системы, без которого экономика  и общество в целом не могут  нормально существовать и развиваться. Хотя "лицо" любого развитого государства  составляют крупные корпорации, а  наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса [5].

Высокая приспособляемость  и массовый охват практически  всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики  и способствуют стабильности политического  климата.

Одна из причин успешного  развития малого и среднего бизнеса  в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное  производство не противопоставляется  мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных  и малых предприятий, причем крупные  объединения не подавляют там  малый бизнес, а взаимодополняют  друг друга, особенно в сфере специализации  отдельных производств и в  инновационных разработках.

Функционирование на локальном  рынке, быстрое реагирование на изменение  конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая  специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность  начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все  эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими  устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его  развитие. С одной стороны, быстрое  реагирование малых предприятий  на изменения условий функционирования делает его более мобильным и  приспосабливаемым, а с другой - зависимым  от конъюнктуры рынка, динамики внешних  социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал  сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием.

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных  организационно правовых форм относятся  к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя  численность работников, занятых  за отчетный период на предприятии. В  ряде научных работ под малым  бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся  к малому бизнесу, является: численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода) [7].

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым  предприятия относятся к субъектам  малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. При этом не существует какого-то единого для всех стран  универсального критерия выделений  малых предприятий. Каждое государство  в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает  свои критерии распределения предприятий  по их размерам.

В России, согласно Федеральному закону от 24.07.07 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлены следующие условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства:

  1. для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Этот критерий перешел из Закона № 88-ФЗ;
  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

Информация о работе Малый бизнес в Пермском крае. Действительность, перспективы и пути решения