Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:09, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в Пермском крае на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед пермским малым бизнесом.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру малого бизнеса как вида экономической деятельности;
2) систематизировать факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА….
5
1.1. Малый бизнес как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура…………………………………………………………
5
1.2. Факторы и условия функционирования и развития малого и среднего бизнеса в стране…………………………………………………..
10
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ПЕРМСКОГО КРАЯ...
13
2.1. Общая характеристика современного состояния малого бизнеса в России и в Пермском крае…………………………………………………
13
2.2. Тенденции и факторы развития малого бизнеса в Пермском крае…..
17
3. ПУТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ПЕРМСКОМ КРАЕ
22
3.1. Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране и в Пермском крае…………………………………………………
22
3.2. Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства…………………………………………………………
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….
37
Приложения………………………………………………………………….
39
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Государственного
«Российский государственный торгово-
УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫЙ
(наименование факультета)
Кафедра Менеджмента
(наименование кафедры)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент»
на тему «Малый бизнес в Пермском крае.
Действительность, перспективы и пути решения»
(наименование темы)
Выполнена студенткой 3 курса ЭПИ-34 группы
заочной формы обучения
Чаркиной Натальи Владимировны
специальности 080502 "Экономика и управление на предприятии
(торговли и общественного питания)"
Научный руководитель Сторожева В.А. профессор кафедры менеджмент
(Ф.И.О., ученая степень, звание)
Отметка о допуске (недопуске) к защите
« » 2010г.
(подпись научного руководителя)
Пермь 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ | |
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА…. |
5 |
1.1. Малый бизнес как вид
экономической деятельности: понятие,
сущность, структура……………………………………………………… |
5 |
1.2. Факторы и условия функционирования и развития малого и среднего бизнеса в стране………………………………………………….. |
10 |
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ПЕРМСКОГО КРАЯ... |
13 |
2.1. Общая характеристика современного состояния малого бизнеса в России и в Пермском крае………………………………………………… |
13 |
2.2. Тенденции и факторы развития малого бизнеса в Пермском крае….. |
17 |
3. ПУТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ПЕРМСКОМ КРАЕ |
22 |
3.1. Стратегические направления
развития малого |
22 |
3.2. Основные направления
государственной политики в |
27 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
34 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… |
37 |
Приложения…………………………………………………… |
39 |
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня люди все более
начинают понимать, что одним из
основных моментов формирования здоровой
экономики с рыночными
В настоящее время в
России полным ходом идет развитие
рыночной экономики. Проведение реформ
и развитие рыночных отношений определили
необходимость формирования и развития
новых форм хозяйствования, в частности,
малого и среднего бизнеса. Что экономически
выгодно, так как появление большого
числа фирм приводит к появлению
новых рабочих мест, малым предприятием
легче управлять в условиях нестабильного
курса национальной валюты, а также
это приносит реальные деньги в федеральный
бюджет и бюджет регионов Российской
Федерации. Развитие малого бизнеса
в первую очередь необходимо старым
крупномасштабным предприятиям, так
как они дают им новую жизнь, и
в союзе с ними получают значительную
выгоду, как для себя, так и
для рыночной экономики в целом.
Ввиду того, что развитие малого
бизнеса является одним из условий
перехода России к полноценным рыночным
отношениям, устойчивому развитию экономики,
а также обеспечению
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в Пермском крае на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед пермским малым бизнесом.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть понятия и
охарактеризовать сущность и
структуру малого бизнеса как
вида экономической
2) систематизировать факторы
и условия функционирования и
развития малого
3) представить систему
показателей оценки состояния
малого предпринимательства на
макроуровне и микроуровне и
на их основе выявить
4) охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов малого предпринимательства в РФ;
5) обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства.
Объект исследования – малый бизнес как вид деятельности, осуществляемый в рамках национальной экономики.
Предмет – тенденции, факторы и перспективы развития малого бизнеса как вида экономической деятельности.
Информационная база курсовой
работы включает: нормативно – правовые
акты, статистические материалы, труды
ведущих отечественных и
Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1 Малый бизнес как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура
Понимание роли малого бизнеса требует ясного представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.
Крупный бизнес в основном
определяет экономическую и техническую
мощь страны. В целях самосохранения
и развития он тяготеет к интеграции,
поглощая или контролируя более
мелких партнёров, с одной стороны,
а с другой - объединяясь в международные
структуры, теряя частично свою независимость
и подпадая под влияние более
сильных партнеров. При этом, руководствуясь
ситуацией на международном рынке
и выполняя волю более сильных
партнёров, крупный капитал становится
орудием экспансии
Средний бизнес в большей
мере зависит в своей деятельности
от внутренней экономической конъюнктуры
и вынужден вести конкурентную борьбу
внутри своей группы, а также с
крупным отечественным и
Малый бизнес, или малое
предпринимательство, представляет самый
многочисленный слой мелких собственников,
которые в силу своей массовости
в значительной мере определяют социально-экономический
и отчасти политический уровень
развития страны. По своему уровню жизни
и социальному положению они
принадлежат к большинству
Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса [5].
Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.
Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
Функционирование на локальном
рынке, быстрое реагирование на изменение
конъюнктуры этого рынка, непосредственная
взаимосвязь с потребителем, узкая
специализация на определенном сегменте
рынка товаров и услуг, возможность
начать собственное дело с относительно
малым стартовым капиталом - все
эти черты малого бизнеса являются
его достоинствами, повышающими
устойчивость на внутреннем рынке, но
при определенных условиях становятся
недостатками, сдерживающими его
развитие. С одной стороны, быстрое
реагирование малых предприятий
на изменения условий
Как показывает мировая практика,
основным критериальным показателем,
на основе которого предприятия различных
организационно правовых форм относятся
к субъектам малого предпринимательства,
является в первую очередь средняя
численность работников, занятых
за отчетный период на предприятии. В
ряде научных работ под малым
бизнесом понимается деятельность, осуществляемая
небольшой группой лиц, или предприятие,
управляемое одним
По данным Мирового банка,
общее число показателей, по которым
предприятия относятся к
В России, согласно Федеральному закону от 24.07.07 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлены следующие условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства:
Информация о работе Малый бизнес в Пермском крае. Действительность, перспективы и пути решения