Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:09, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в Пермском крае на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед пермским малым бизнесом.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру малого бизнеса как вида экономической деятельности;
2) систематизировать факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА….
5
1.1. Малый бизнес как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура…………………………………………………………
5
1.2. Факторы и условия функционирования и развития малого и среднего бизнеса в стране…………………………………………………..
10
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ПЕРМСКОГО КРАЯ...
13
2.1. Общая характеристика современного состояния малого бизнеса в России и в Пермском крае…………………………………………………
13
2.2. Тенденции и факторы развития малого бизнеса в Пермском крае…..
17
3. ПУТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ПЕРМСКОМ КРАЕ
22
3.1. Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране и в Пермском крае…………………………………………………
22
3.2. Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства…………………………………………………………
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….
37
Приложения………………………………………………………………….
39
Территориальный аспект политики в сфере МП предполагает сочетание мер поддержки на муниципальном и краевом уровнях.
Необходимо проведение территориального
районирования муниципальных
Муниципальный уровень обеспечивает адресность мер и мониторинг их эффективности. Именно на уровне местного самоуправления должны определяться приоритетные направления поддержки малого бизнеса, здесь же нужно вести работу с конкретными проектами, отбор финансовых и иных институтов, участвующих в реализации отдельных мероприятий.
Это предполагает активное участие органов местного самоуправления в решении глобальной задачи - создание механизма, в рамках которого осуществляется разделение ответственности за реализацию краевой политики в отношении МП средствами бюджетов обоих уровней.
Система мер муниципальной поддержки субъектов МП может включать в себя:
Муниципальная программа поддержки и развития МП должна быть взаимоувязана с региональной концепцией по развитию МП. Программа должна быть реалистичной, то есть выполнимой с точки зрения обеспеченности ресурсами.
Краевой уровень обеспечивает общие меры поддержки субъектов МП в крае и методологическую разработку механизмов поддержки. Система мер краевой поддержки МП может включать в себя:
Отраслевой аспект политики
поддержки МП предполагает разработку
первоочередных мер государственной
и муниципальной поддержки МП
в достаточно узко выделенных приоритетных
отраслях. Приоритетным является развитие
малых предприятий в
3.2 Основные направления
государственной политики в
Российский малый бизнес в последние годы развивается очень активно. За период с 2002 по январь 2011 года количество малых предприятий увеличилось на 269,4 тыс. Однако влияние малых предприятий на российскую экономику несущественно, особенно по сравнению с ситуацией в западных странах. В России всего лишь 3% от общего объема инвестиций приходится на малые предприятия. А доля производства продукции и услуг МП составляет около 16% суммарных объемов ВВП, тогда как на Западе - до 50-80%.
Но даже столь незначительный слой малых предпринимателей в России еще более сократился в ходе кризиса 2009 г. В российских и зарубежных публикациях неоднократно отмечалось в качестве важнейшей причины отсутствия ощутимых результатов российских реформ дефицит не только оформленной политики в отношении малых предприятий, но — более того — сколько-нибудь осмысленной политики в отношении частнопредпринимательского сектора экономики вообще. То есть причиной отсутствия сдвигов в политике государства в отношении малого бизнеса следует назвать "плохие институты" и невнятную концепцию.
Что касается "плохих институтов",
то следует обратить внимание, прежде
всего, на постоянные изменения всей
конструкции государственных
Далее, ошибочные концепции привели к построению методически весьма слабых, уязвимых схем поддержки малых предприятий. Типичным инструментом такого подхода были льготные кредиты малым предприятиям в "социально значимых" отраслях. В результате фонды поддержки предпринимательства выдали значительное число "плохих", ничем не обеспеченных кредитов, расцвела коррупция, а финансовая база деятельности большинства фондов сократилась, либо была подорвана. С другой стороны, в противоположность указанной логике, либеральная идеология равных условий для всех субъектов рыночной экономики господствовала на высших этажах министерств, отвечавших за финансовую и экономическую политику России в целом: ни в одном из трех ведущих экономических министерств — экономики, финансов, государственного имущества — идея специальной поддержки малого бизнеса никогда не вызывала поддержки.
Кроме того, реальные возможности
и интеллектуальные ресурсы, направленные
на поддержку малого бизнеса в
разных регионах, весьма различны. Такие
лидеры рыночных реформ, как Москва,
Петербург, Екатеринбург, выстроили
довольно развитые и гибкие системы
поддержки малого бизнеса на региональном
уровне (созданы соответствующие
государственные и общественные
институты, внедрены схемы обучения,
консультирования и косвенной финансовой
поддержки местных малых
Далее, значительная часть
проблем связана с тем, что
коммунальное самоуправление в России
до сих пор не обеспечено в правовом
отношении и не располагает достаточными
средствами и возможностями для
соответствующих шагов в
К настоящему времени во
многих регионах создана минимально
необходимая инфраструктура поддержки
малого бизнеса. В регионах России функционируют
более 1350 объектов инфраструктуры, в
том числе 75 региональных и 150 муниципальных
фондов поддержки малого предпринимательства,
52 агентства поддержки малого бизнеса,
более 50 бизнес-инкубаторов, более 70 научных
и технологических парков, 30 специализированных
лизинговых компаний. В 24 регионах создано
50 инновационно-технологических
Программы финансирования малого
предпринимательства широко реализуются
через систему государственных
и муниципальных фондов поддержки,
которые в соответствии с действующим
законодательством
Микрофинансовую деятельность осуществляют около 30 региональных и 60 муниципальных фондов поддержки МП. Размеры совокупного портфеля микрозаймов для каждой из этих организаций колеблются от 5 до 30 млн. руб., что позволяет в каждом регионе ежемесячно выдавать малым предприятиям от 100 до 500 микрозаймов. Выдача микрозаймов в большинстве случаев производится за счет комбинации бюджетных средств, выступающих как основа для привлечения дополнительных ресурсов, банковских кредитов и средств международных программ.
Механизм выдачи микрозаймов субъектам малого предпринимательства практикуется более чем в 50 субъектах РФ. Однако самый значительный объем кредитования малого бизнеса среди региональных фондов - в Москве.
Частные фонды поддержки
малого предпринимательства можно
назвать пионерами
Банковская поддержка
малого бизнеса в России со стороны
государства реализуется с
Главными рычагами воздействия
российского государства на развитие
малого предпринимательства являются
федеральные и региональные программы
государственной поддержки
Для реализации указанных направлений законодательство обязывает включать в любую из этих программ следующие меры:
В последние годы наметилось некоторое оживление государственной политики в области малого бизнеса. Так, принята Правительством и одобрена Госдумой Федеральная программа. Ее целью провозглашено создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий, а задачами являются нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства, развитие прогрессивных финансовых технологий — включая лизинг, гарантийно-залоговые схемы, франчайзинговые цепочки и т. п. — и международное сотрудничество, в том числе расширение внешнеэкономической деятельности малой экономики, привлечение иностранных инвестиций в российский малый бизнес.
«В центре новой модели роста должны быть экономическая свобода, частная собственность и конкуренция, современная рыночная экономика, а не государственный капитализм», – заявил Президент В.В.Путин. Ключевыми факторами роста он назвал «реальное изменение структуры экономики, создание новых и возврат лидерства в традиционных промышленных отраслях, развитие малого и среднего бизнеса». Владимир Путин прямо потребовал от правоохранительных органов и судов отказаться от практики «презумпции виновности бизнесменов». Он четко обозначил цель – закрыть лазейки в законодательстве, которые позволяют хозяйственные споры переводить в плоскость уголовного преследования предпринимателей.
Постановлением Правительства Пермского края от 04.05.2012 года 282-п утверждена Долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы»[2]. Основная цель новой программы - развитие системы поддержки малого бизнеса. В документе проанализированы основные проблемы предпринимательства в регионе и представлены пути их решения.
«Нужно создавать у экономически активного населения мотивы для открытия своего дела, чтобы увеличилось количество занятых в малом бизнесе, повышать компетенцию руководителей компаний и их сотрудников, сделать кредитно-финансовые ресурсы доступными для бизнеса», - считают разработчики. Удельный вес работников малого и среднего предпринимательства в общей среднесписочной численности занятого населения в последние годы увеличился до 25 процентов, повысившись на 15 процентов по сравнению с 2008 годом. Это следствие активного разукрупнения предприятий, в результате чего создавалось несколько малых и средних[5].
Средняя заработная плата в малом и среднем бизнесе остается неизменной на протяжении последних нескольких лет - около 11,5 тысячи рублей. А оборот малых и средних предприятий с 2008 по 2010 год вырос весьма незначительно - с 342 до 374 миллиардов рублей.
Информация о работе Малый бизнес в Пермском крае. Действительность, перспективы и пути решения