Малый бизнес в Пермском крае. Действительность, перспективы и пути решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в Пермском крае на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед пермским малым бизнесом.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру малого бизнеса как вида экономической деятельности;
2) систематизировать факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА….
5
1.1. Малый бизнес как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура…………………………………………………………

5
1.2. Факторы и условия функционирования и развития малого и среднего бизнеса в стране…………………………………………………..

10
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ПЕРМСКОГО КРАЯ...
13
2.1. Общая характеристика современного состояния малого бизнеса в России и в Пермском крае…………………………………………………

13
2.2. Тенденции и факторы развития малого бизнеса в Пермском крае…..
17
3. ПУТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ПЕРМСКОМ КРАЕ
22
3.1. Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране и в Пермском крае…………………………………………………

22
3.2. Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства…………………………………………………………

27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….
37
Приложения………………………………………………………………….
39

Работа содержит 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 115.14 Кб (Скачать)

Территориальный аспект политики в сфере МП предполагает сочетание  мер поддержки на муниципальном  и краевом уровнях.

Необходимо проведение территориального районирования муниципальных образований  Пермского края по двум основным направлениям: с точки зрения условий для  развития МП и с точки зрения основных целей развития субъектов МП для  развития территории.

Муниципальный уровень обеспечивает адресность мер и мониторинг их эффективности. Именно на уровне местного самоуправления должны определяться приоритетные направления  поддержки малого бизнеса, здесь  же нужно вести работу с конкретными  проектами, отбор финансовых и иных институтов, участвующих в реализации отдельных мероприятий.

Это предполагает активное участие органов местного самоуправления в решении глобальной задачи - создание механизма, в рамках которого осуществляется разделение ответственности за реализацию краевой политики в отношении  МП средствами бюджетов обоих уровней.

Система мер муниципальной  поддержки субъектов МП может  включать в себя:

  • создание в структуре муниципальных органов управления отдела (сектора) предпринимательства;
  • создание муниципального фонда поддержки малого предпринимательства;
  • муниципальный мониторинг развития субъектов МП;
  • оценку предпринимательского потенциала территории;
  • функционирование общественного экспертного совета по МП;
  • муниципальную программу поддержки субъектов МП;
  • нормативно - правовое и информационное обеспечение мер по развитию МП.

Муниципальная программа  поддержки и развития МП должна быть взаимоувязана с региональной концепцией по развитию МП. Программа должна быть реалистичной, то есть выполнимой с  точки зрения обеспеченности ресурсами.

Краевой уровень обеспечивает общие меры поддержки субъектов  МП в крае и методологическую разработку механизмов поддержки. Система мер  краевой поддержки МП может включать в себя:

  • пропаганду МП;
  • обучение субъектов МП;
  • развитие финансово-кредитных механизмов для МП;
  • развитие центров сопровождения предпринимательской деятельности;
  • информационное сопровождение МП;
  • обеспечение доступа МП к государственным и муниципальным заказам;
  • развитие кооперации между крупным бизнесом и МП.

Отраслевой аспект политики поддержки МП предполагает разработку первоочередных мер государственной  и муниципальной поддержки МП в достаточно узко выделенных приоритетных отраслях. Приоритетным является развитие малых предприятий в инновационной  сфере, АПК, жилищно-коммунальном хозяйстве, лесозаготовке и лесопереработке, внутреннем и въездном туризме, медицине и здравоохранении. Проекты, действующие в Пермском крае, – «Мамин выбор», «Новая школа», «Спортивный сертификат» - позволяют открыть новые рабочие места и стимулируют бизнес. Но он там пока не развивается. Для развития малого и среднего бизнеса нужны не только конкурсы и гранты, но также развитие франчайзинга, компенсация процентной ставки по кредитам, увеличение объёмов поручительства и публичные исследования рынков.

 

3.2 Основные направления  государственной политики в сфере  малого предпринимательства

 

Российский малый бизнес в последние годы развивается очень активно. За период с 2002 по январь 2011 года количество малых предприятий увеличилось на 269,4 тыс. Однако влияние малых предприятий на российскую экономику несущественно, особенно по сравнению с ситуацией в западных странах. В России всего лишь 3% от общего объема инвестиций приходится на малые предприятия. А доля производства продукции и услуг МП составляет около 16% суммарных объемов ВВП, тогда как на Западе - до 50-80%.

Но даже столь незначительный слой малых предпринимателей в России еще более сократился в ходе кризиса 2009 г. В российских и зарубежных публикациях  неоднократно отмечалось в качестве важнейшей причины отсутствия ощутимых результатов российских реформ дефицит  не только оформленной политики в  отношении малых предприятий, но — более того — сколько-нибудь осмысленной политики в отношении  частнопредпринимательского сектора  экономики вообще. То есть причиной отсутствия сдвигов в политике государства  в отношении малого бизнеса следует  назвать "плохие институты" и невнятную  концепцию.

Что касается "плохих институтов", то следует обратить внимание, прежде всего, на постоянные изменения всей конструкции государственных органов, участвующих в выработке и  осуществлении политики в отношении  малых предприятий на федеральном  уровне. Во-вторых, следует упомянуть  не только сумбурные и непрерывные  изменения организационной схемы  государственной политики в отношении  малых фирм, но и непрерывную кадровую чехарду во главе ряда ведомств, связанных с ее осуществлением.

Далее, ошибочные концепции  привели к построению методически  весьма слабых, уязвимых схем поддержки  малых предприятий. Типичным инструментом такого подхода были льготные кредиты  малым предприятиям в "социально значимых" отраслях. В результате фонды поддержки предпринимательства выдали значительное число "плохих", ничем не обеспеченных кредитов, расцвела коррупция, а финансовая база деятельности большинства фондов сократилась, либо была подорвана. С другой стороны, в противоположность указанной логике, либеральная идеология равных условий для всех субъектов рыночной экономики господствовала на высших этажах министерств, отвечавших за финансовую и экономическую политику России в целом: ни в одном из трех ведущих экономических министерств — экономики, финансов, государственного имущества — идея специальной поддержки малого бизнеса никогда не вызывала поддержки.

Кроме того, реальные возможности  и интеллектуальные ресурсы, направленные на поддержку малого бизнеса в  разных регионах, весьма различны. Такие  лидеры рыночных реформ, как Москва, Петербург, Екатеринбург, выстроили  довольно развитые и гибкие системы  поддержки малого бизнеса на региональном уровне (созданы соответствующие  государственные и общественные институты, внедрены схемы обучения, консультирования и косвенной финансовой поддержки местных малых предприятий) и располагают определенными  финансовыми ресурсами для обеспечения  проводимой ими политики. Иначе обстоит  дело в подавляющем большинстве  бедных регионов, дотируемых из федерального бюджета.

Далее, значительная часть  проблем связана с тем, что  коммунальное самоуправление в России до сих пор не обеспечено в правовом отношении и не располагает достаточными средствами и возможностями для  соответствующих шагов в области  поддержки малых предприятий  на своей территории, а ничтожная  доля налоговых отчислений, поступающих  от фирм в федеральный и региональные бюджеты, которая достается им, в конечном счете, не создает материальной заинтересованности в поддержке "своего" малого бизнеса.

К настоящему времени во многих регионах создана минимально необходимая инфраструктура поддержки  малого бизнеса. В регионах России функционируют  более 1350 объектов инфраструктуры, в  том числе 75 региональных и 150 муниципальных  фондов поддержки малого предпринимательства, 52 агентства поддержки малого бизнеса, более 50 бизнес-инкубаторов, более 70 научных  и технологических парков, 30 специализированных лизинговых компаний. В 24 регионах создано 50 инновационно-технологических центров.

Программы финансирования малого предпринимательства широко реализуются  через систему государственных  и муниципальных фондов поддержки, которые в соответствии с действующим  законодательством предоставляют  кредиты малому бизнесу.

Микрофинансовую деятельность осуществляют около 30 региональных и 60 муниципальных фондов поддержки  МП. Размеры совокупного портфеля микрозаймов для каждой из этих организаций  колеблются от 5 до 30 млн. руб., что позволяет  в каждом регионе ежемесячно выдавать малым предприятиям от 100 до 500 микрозаймов. Выдача микрозаймов в большинстве  случаев производится за счет комбинации бюджетных средств, выступающих  как основа для привлечения дополнительных ресурсов, банковских кредитов и средств  международных программ.

Механизм выдачи микрозаймов  субъектам малого предпринимательства  практикуется более чем в 50 субъектах  РФ. Однако самый значительный объем  кредитования малого бизнеса среди  региональных фондов - в Москве.

Частные фонды поддержки  малого предпринимательства можно  назвать пионерами микрофинансирования  в России. Как правило, они осуществляют свою деятельность при поддержке  международных программ и грантов, предоставляя финансовые ресурсы на основании договоров займа.

Банковская поддержка  малого бизнеса в России со стороны  государства реализуется с помощью  банков развития, создаваемых для  вложений бюджетных средств в направления, не финансируемые коммерческими банками из-за низкой рентабельности проектов. На сегодняшний день функционируют три подобных банка: Российский сельскохозяйственный банк, Российский экспортно-импортный банк и Российский банк развития.

Главными рычагами воздействия  российского государства на развитие малого предпринимательства являются федеральные и региональные программы  государственной поддержки малого предпринимательства. Основные направления  и задачи федеральных программ состоят  в следующем:

  1. формирование инфраструктуры поддержки и развития малых предприятий;
  2. создание льготных условий использования субъектами малых предприятий государственных ресурсов (материально-технических, информационных, финансовых), а также научно-технических разработок и технологий;
  3. установление для малых предприятий упрощенной процедуры регистрации, лицензирования, сертификации продукции, государственной бухгалтерской и статистической отчетности;
  4. содействие развитию торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  5. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Для реализации указанных  направлений законодательство обязывает  включать в любую из этих программ следующие меры:

  1. формирование инфраструктуры поддержки (одновременно на местном, региональном и федеральном уровнях);
  2. вовлечение в малые предприятия социально незащищенных слоев населения;
  3. внесение предложений в установленном законодательством порядке о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на их государственную поддержку;
  4. передача субъектам малых предприятий результатов НИОКР и инновационных программ;
  5. передача малым предприятиям завершенных и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;
  6. обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости (с учетом вложенных в эти объекты средств).

В последние годы наметилось некоторое оживление государственной политики в области малого бизнеса. Так, принята Правительством и одобрена Госдумой Федеральная программа. Ее целью провозглашено создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий, а задачами являются нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства, развитие прогрессивных финансовых технологий — включая лизинг, гарантийно-залоговые схемы, франчайзинговые цепочки и т. п. — и международное сотрудничество, в том числе расширение внешнеэкономической деятельности малой экономики, привлечение иностранных инвестиций в российский малый бизнес.

«В центре новой модели роста должны быть экономическая  свобода, частная собственность  и конкуренция, современная рыночная экономика, а не государственный  капитализм», – заявил Президент В.В.Путин. Ключевыми факторами роста он назвал «реальное изменение структуры экономики, создание новых и возврат лидерства в традиционных промышленных отраслях, развитие малого и среднего бизнеса». Владимир Путин прямо потребовал от правоохранительных органов и судов отказаться от практики «презумпции виновности бизнесменов». Он четко обозначил цель – закрыть лазейки в законодательстве, которые позволяют хозяйственные споры переводить в плоскость уголовного преследования предпринимателей.

Постановлением Правительства  Пермского края от 04.05.2012 года 282-п  утверждена Долгосрочная целевая программа  «Развитие малого и среднего предпринимательства  в Пермском крае на 2012-2014 годы»[2]. Основная цель новой программы - развитие системы поддержки малого бизнеса. В документе проанализированы основные проблемы предпринимательства в регионе и представлены пути их решения.

«Нужно создавать у экономически активного населения мотивы для открытия своего дела, чтобы увеличилось количество занятых в малом бизнесе, повышать компетенцию руководителей компаний и их сотрудников, сделать кредитно-финансовые ресурсы доступными для бизнеса», - считают разработчики. Удельный вес работников малого и среднего предпринимательства в общей среднесписочной численности занятого населения в последние годы увеличился до 25 процентов, повысившись на 15 процентов по сравнению с 2008 годом. Это следствие активного разукрупнения предприятий, в результате чего создавалось несколько малых и средних[5].

Средняя заработная плата  в малом и среднем бизнесе  остается неизменной на протяжении последних  нескольких лет - около 11,5 тысячи рублей. А оборот малых и средних предприятий  с 2008 по 2010 год вырос весьма незначительно - с 342 до 374 миллиардов рублей.

Информация о работе Малый бизнес в Пермском крае. Действительность, перспективы и пути решения