Малый бизнес в Пермском крае. Действительность, перспективы и пути решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в Пермском крае на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед пермским малым бизнесом.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру малого бизнеса как вида экономической деятельности;
2) систематизировать факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА….
5
1.1. Малый бизнес как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура…………………………………………………………

5
1.2. Факторы и условия функционирования и развития малого и среднего бизнеса в стране…………………………………………………..

10
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ПЕРМСКОГО КРАЯ...
13
2.1. Общая характеристика современного состояния малого бизнеса в России и в Пермском крае…………………………………………………

13
2.2. Тенденции и факторы развития малого бизнеса в Пермском крае…..
17
3. ПУТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ПЕРМСКОМ КРАЕ
22
3.1. Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране и в Пермском крае…………………………………………………

22
3.2. Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства…………………………………………………………

27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….
37
Приложения………………………………………………………………….
39

Работа содержит 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 115.14 Кб (Скачать)

Положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ  отмечена во всех федеральных округах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Приволжском федеральном округе – 30,9%. В Пермском крае по сравнению с другими территориями Приволжского ФО увеличение незначительное, всего - 13,0%, а например, в Чувашской Республике увеличение произошло на 79,3%.

По итогам первого полугодия 2012 года по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года в целом по стране наблюдается положительная  динамика всех рассматриваемых показателей  развития малого предпринимательства.

На 1 июля 2012 года количество зарегистрированных малых предприятий  в целом по России увеличилось  по сравнению с 1 июля предыдущего  года на 3,0%, среднесписочная численность  занятых на малых предприятиях выросла  на 8,7%, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 13,6%. Объем оборота малых предприятий вырос на 21,8% (с учетом ИПЦ рост составил 16,8%). Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях выросли относительно показателя прошлого года на 41,9% (с учетом ИПЦ рост составил 36,1%).

Итоги деятельности малых  предприятий в январе-июне 2012 года в региональном разрезе можно  рассматривать как позитивные. В 52 регионах увеличилось количество зарегистрированных малых предприятий  в расчете на 100 тыс. жителей; увеличение среднесписочной численности занятых  на малых предприятиях отмечено в 53 регионах; объем оборота малых  предприятий с учетом ИПЦ вырос  в 62 регионах; инвестиции в основной капитал на малых предприятиях с  учетом ИПЦ выросли в 58 регионах [15].

 

2.2 Тенденции и факторы развития малого бизнеса в Пермском крае

 

Посткризисные явления в экономике России обусловливают повышение риска приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий, поэтому необходимо принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки малого предпринимательства.

Итоги деятельности субъектов  малого предпринимательства за последнее  время можно рассматривать как  положительные. Тенденции к росту  данного сектора отмечаются уже  в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2011-2012 гг. была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив, как на федеральном, так и региональном уровнях. Принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров [5].

В Пермском крае развитие малого и среднего предпринимательства, несмотря на ряд позитивных тенденций, в настоящий  момент продолжает сдерживаться воздействием ряда общих и специфических факторов. К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкую инвестиционную активность. Существуют также и специфические факторы:

  1. резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым ресурсам.

Как правило, субъекты малого предпринимательства в меньшей  степени, чем крупные и средние  предприятия, пользуются кредитами  для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Они используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных  производителей, оптовиков. Другими  словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных  и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить  спрос со стороны малых предприятий  на получение таких кредитов. При  этом в большей степени влияние  банковского кризиса почувствуют  на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящее время  испытывают наиболее значительные сложности  с ликвидностью и уже не имеют  возможности предоставлять им кредиты.

Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных  и региональных банков с большой  долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том  числе поднимать процентные ставки по кредитам. Это приведет к тому, что не все субъекты малого предпринимательства  смогут рассчитывать на получение кредита;

  1. высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса.

Данный фактор заключается  в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на их товары и услуги окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к уменьшению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятие снизить издержки за счет сокращения объема выпуска продукции и штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности;

  1. нецелесообразность использования при работе с крупными производителями и поставщиками схемы "предоплата за продукцию - отгрузка продукции", поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме;
  2. увеличение риска приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий.

В случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные  и иные бизнес-услуги, которые предоставляются  организациями инфраструктуры поддержки, некоторые из этих организаций могут  прекратить свое существование. При  этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например микрофинансовых  организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийных фондов. Возможно, именно эти институты в  условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных  денег для малого бизнеса;

  1. вынужденный уход в теневой сектор малых предприятий.

В условиях отсутствия средств  и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут  вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск - на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление в целях сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий [11].

В целом можно отметить, что вследствие существования посткризисных явлений в экономике субъекты малого предпринимательства будут:

  1. замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение деятельности (покупка нового оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);
  2. прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;
  3. пересматривать методы работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию);
  4. наращивать привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынков и перестанут пользоваться услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен [12].

Можно сделать вывод, что  кризис повлиял не на все малые  предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов  малого предпринимательства был  не очень сильным. К ним, прежде всего, относятся: предприятия, производящие недорогую продукцию массового  спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению; предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом; предприятия, не использующие в своей работе заемные средства; предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент; предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному или муниципальному заказу.

Для решения указанных  проблем и предотвращения негативного  влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства  должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса  и снижение издержек малого бизнеса. Основной упор должен быть сделан на такие  составляющие инвестиционной привлекательности, как развитая инфраструктура, благоприятный  деловой климат, квалифицированные  кадры, безопасность, приемлемые тарифы на ресурсы, комфортные условия для  проживания, транспортная доступность[13].

 

 

3. ПУТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ПЕРМСКОМ КРАЕ

 

3.1 Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране и в Пермском крае

 

Малый бизнес для России мог бы стать в перспективе  локомотивом экономики, но есть ряд проблем, некоторые из них представлены в Приложении Б, которые не решить сейчас, поэтому становится важным разработать стратегию развития малого предпринимательства [9, с.45]

Стратегия развития страны до 2020 года возлагает на малый и  средний бизнес, большие надежды. От него зависит формирование среднего класса, создание конкурентной среды, развитие производства. Открывая дорогу широкому развитию малого и среднего предпринимательства, государство создает миллионы новых рабочих мест.

Вместе с тем, вопрос о  развитии малого и среднего предпринимательства  носит не только экономический, но и  политический характер – это вопрос разных концепций развития страны. До сих пор продолжается борьба между  сторонниками инновационного пути развития и сторонниками пути колониально-сырьевого. Нынешний курс – это курс на инновационную  экономику, а не на сырьевую, которая  сложилась в 90-е годы. Это и  есть экономическая политика, в которой  нуждается Россия. Сырьевая экономика  связывает страну, тормозит ее развитие.

Стратегический подход к  развитию малого предпринимательства  направлен на решение следующих  ключевых проблем:

  1. эффективное обеспечение субъектов малого предпринимательства трудовыми ресурсами, в первую очередь, кадрами высокой квалификации, способными работать с современными передовыми технологиями и обеспечить значительный рост оборота малого предпринимательства на базе существенного увеличения производительности труда;
  2. эффективное стимулирование межотраслевой ротации трудовых ресурсов малого предпринимательства путем расширения доступности для предпринимателей и работников, занятых в малом предпринимательстве, программ обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  3. преодоление ограничений сбыта продукции (работ, услуг), присущих внутрирегиональному рынку, в том числе путем стимулирования и поддержки выхода субъектов малого предпринимательства на новые рынки, в рамках межрегионального обмена и экспорта;
  4. повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства, прежде всего за счет обеспечения широкого доступа к финансовым ресурсам, имущественной поддержки, а также облегчения доступа к новейшим технологиям;
  5. структурирование и формирование независимых саморегулируемых некоммерческих организаций субъектов малого предпринимательства, способных эффективно представлять их интересы [12].

В целом, показатели, характеризующие  развитие МП Пермского края соответствуют  общей тенденции по РФ, уступая  аналогичным показателям наиболее развитых регионов, с которыми традиционно  сравнивают экономику области.

Статистические данные свидетельствуют о том, что малые предприятия вносят определенный вклад в экономику Пермского края, обеспечивают рабочими местами население, приобщают к бизнесу и предпринимательству. Однако, несмотря на это малый бизнес продолжает испытывать серьезные трудности: недостаточность собственных финансовых средств, усложненность порядка получения кредитов, механизма взимания налогов и платежей, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие должной социальной защищенности работников малых предприятий. Многие малые предприятия становятся многопрофильными в силу неустойчивости рынка и нестабильности нормативно-правовой базы. Основная часть малого предпринимательства сосредоточена в краевом центе, а в большинстве районов Пермского края наблюдается слабое развитие малого бизнеса [15].

Таким образом, развитие малого предпринимательства в Пермском крае — при сохранении существующих тенденций — все более будет  отставать от потребностей рыночной экономики, что не позволит реализовать  предпринимательский ресурс общества для решения экономических и  социальных задач.

Улучшение ситуации будет  зависеть от скорости построения новой  модели государственной поддержки  МП.

Основными причинами неудовлетворительной динамики в секторе МП являются:

  • ограниченность реального доступа субъектов МП к финансовым кредитным ресурсам, что объясняется отсутствием у большинства из указанных субъектов необходимого залогового обеспечения и кредитных историй;
  • нерешенность на практике проблем, связанных с административными барьерами со стороны контролирующих органов и управлений (госпожарнадзор, СЭС, ГУВД и т.д.), сдерживающих развитие предпринимательства;
  • недостаточный уровень профессиональной подготовки организаторов предпринимательской деятельности;
  • отсутствие реальных возможностей в получении МП необходимой информации по предпринимательской деятельности.

Приоритетные направления  государственной поддержки малого предпринимательства: поддержка начинающих или "стартующих" малых предприятий; развитие предпринимательства на территории конкретных муниципалитетов; развитие инфраструктуры поддержки МП; развитие системы кредитования МП.

Информация о работе Малый бизнес в Пермском крае. Действительность, перспективы и пути решения