Малый бизнес в Пермском крае. Действительность, перспективы и пути решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в Пермском крае на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед пермским малым бизнесом.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру малого бизнеса как вида экономической деятельности;
2) систематизировать факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА….
5
1.1. Малый бизнес как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура…………………………………………………………

5
1.2. Факторы и условия функционирования и развития малого и среднего бизнеса в стране…………………………………………………..

10
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ПЕРМСКОГО КРАЯ...
13
2.1. Общая характеристика современного состояния малого бизнеса в России и в Пермском крае…………………………………………………

13
2.2. Тенденции и факторы развития малого бизнеса в Пермском крае…..
17
3. ПУТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ПЕРМСКОМ КРАЕ
22
3.1. Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране и в Пермском крае…………………………………………………

22
3.2. Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства…………………………………………………………

27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….
37
Приложения………………………………………………………………….
39

Работа содержит 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 115.14 Кб (Скачать)

а) от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно - для малых предприятий; среди  малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек [1].

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия  или среднего предприятия за календарный  год определяется с учетом всех его  работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или  по совместительству с учетом реально  отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений, указанных  микропредприятия, малого предприятия  или среднего предприятия.

Таким образом, определен  критерий выделения малых предприятий  – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев  также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды  приводятся в действие несколькими  работниками.

Видимо универсальных  критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать  предприятия, не существует. Поэтому  представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия  нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

1.2 Факторы и условия  функционирования и развития  малого предпринимательства в  стране

 

Можно выделить семь групп  факторов, которые охватывают основные аспекты развития малого предпринимательства  в экономике, такие, как обеспеченность компаний разного рода ресурсами, нормы  их взаимодействия между собой и  с основными заинтересованными  сторонами, условия спроса. Список факторов выглядит так: доступ к рынку и  условия конкуренции; человеческие ресурсы и навыки; финансовые ресурсы; инфраструктура; технологический потенциал; административное регулирование; экосистема поставщиков (Приложение А).

Под доступом к рынку и  условиями конкуренции понимаются барьеры для сбыта продукции (в  том числе, на рынках других регионов и стран) и для получения сырья, а также условия конкуренции  между компаниями. Эти факторы  зависят, например, от качества антимонопольного регулирования.

Человеческие ресурсы  и навыки – это не только доступность  и качество (квалификация) кадров для  бизнеса, но и наличие специальных  программ по развитию навыков ведения  бизнеса, которые повышают квалификацию предпринимателей и позволяют им минимизировать риски. Политика в области  образования (как среднего, так и  высшего) сильно влияет на общую грамотность (особенно молодежи) в области предпринимательства  и на мотивацию к открытию своего дела [8, с.112].

Фактор "финансовые ресурсы" объединяет доступность финансов на всех стадиях развития фирмы –  от финансирования её запуска до новых  инвестиций в оборудование и здания. Роль государства в развитии этого  фактора – в создании финансовой среды, благоприятной для бизнеса  на всех этапах его роста и при  любых уровнях риска. К рычагам  государства по развитию этой сферы  относятся и налоговая политика, и денежно-кредитная политика, и  деятельность государственных банков.

К фактору "инфраструктура" относятся производственные, офисные  и выставочные помещения (их доступность  и качество), транспортно-логистическая  инфраструктура (пути перемещения, места  и способы хранения и обработки  грузов), специализированная инфраструктура, предназначенная для развития бизнеса (бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки и др.) [9, с.12].

Технологический потенциал  компаний характеризуется производственным оборудованием и используемыми  технологиями, а в качестве фактора  развития бизнеса – доступом к  новым технологиям.

Качество административного  регулирования определяется в двух сферах. Во-первых, на рост фирм влияют общие административные барьеры  – объект множества исследований. Во-вторых, в каждой отрасли действует  собственное отраслевое регулирование  и принят набор стандартов – от них также зависит, насколько  легко начать собственное дело и  расширить его.

Наконец, фактор "экосистема поставщиков" включает в себя доступность  специализированных услуг (например, селекция), нормы и условия взаимодействия малых и средних фирм с основными  клиентами (при соответствующей  структуре отрасли) – крупными "головными  компаниями", и между собой (кооперация поставщиков в различных сферах).

Рассматривая сферу предпринимательства, необходимо кроме перечисленных  семи факторов упомянуть еще одну сферу – культуру предпринимательства  в обществе. Так, в США малый  бизнес традиционно являлся символом "американской мечты" о свободном  человеке, который "делает себя сам", открытие своего дела для реализации какой-то идеи всегда было привлекательным, а отношение к предпринимателям в обществе – положительным. По сравнению  с Россией и со многими странами Европы, средний житель США более  склонен к риску и меньше опасается  неудачи (что повышает вероятность  повторной попытки открытия бизнеса) вследствие терпимости общества к такому исходу дела. Напротив, в России подобные традиции отсутствуют (или прерваны), стабильная работа в крупной и надежной компании, в целом, более привлекательна для среднего российского жителя, чем открытие своего дела, а любая неудача в бизнесе оказывается серьезным препятствием для карьерного роста.

Кроме того, необходимо отметить, что процесс развития всегда зависит  от прогресса, достигнутого в предшествующий период. Иными словами, конкурентоспособность  малых фирм в будущем зависит  не только от перечисленных выше семи факторов, но и от их текущей конкурентоспособности.

 

 

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ПЕРМСКОГО КРАЯ

 

2.1 Общая характеристика  современного состояния малого  предпринимательства в России и в Пермском крае

 

По состоянию на 1 июля 2012 года в России было зарегистрировано 238,2 тыс. малых предприятий, что на 3,0% больше, чем по состоянию на 1 июля 2011 года. Количество малых предприятий  в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось  на 4,7 ед. и составило 161,5 ед. В Приволжском федеральном округе в меньшей степени выросло количество малых предприятий (на 2,2% или 3,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). Ввиду  отсутствия полных статистических данных не учитываются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и микропредприятия. Число зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 июля 2012 г. (Таблица 1.1).

Таблица 1.1

Количество зарегистрированных малых предприятий в расчете  на 100 тыс. чел. населения (без микро-) на 1 июля 2012 года

Федеральные округа

Количество зарегистрированных малых предприятий в расчете  на 100 тыс. чел. населения

единиц

прирост / сокращение за период01.07.2011-01.07.2012

в % от среднего по РФ

Российская Федерация 

166,47

4,66

100,0

Приволжский ФО

162,19

3,84

97,4

Республика Башкортостан

133,9

3,5

80,4

Чувашская Республика

143,9

-9,4

86,5

Пермский край

159,1

-1,3

95,6

Оренбургская область

128,5

7,5

77,2


В Пермском крае наблюдается  сокращение малых предприятий на 1,3 ед. по сравнению с прошлым годом. Модернизация экономики и осуществление глубоких структурных преобразований тесно связаны с развитием малого бизнеса и частного предпринимательства. В Пермском крае число всех зарегистрированных малых предприятий - юридических лиц, на сегодняшний день составляет более 45 тысяч. Более трети из них сосредоточено в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Большая часть зарегистрированных респондентов прекращают свою деятельность, даже не начав ее. Таковых по данным сплошного обследования в Пермском крае насчитывалось около четверти.

По итогам января-июня 2012 года среднесписочная численность  занятых на малых предприятиях (без  учета внешних совместителей  и работающих по договорам гражданско-правового  характера) в целом по стране выросла  на 8,7% по сравнению с аналогичным  показателем прошлого года и составила 6 312,9 тыс. человек. Удельный вес работников малых предприятий в общей  среднесписочной численности занятых за этот период увеличился на 1,1 п.п. и составил 13,6% (Таблица 1.2)

Таблица 1.2

Среднесписочная численность  занятых на МП по федеральным округам  Российской Федерации в январе-июне 2012 года

Федеральные округа

Среднесписочная численность  работников МП

Доля занятых на МП в  общей среднесписочной численности  занятых

тыс. чел.

в % к январю-июню 2011 г.

%

Изменение относительно января-марта 2010 г., п.п.

РФ

6312,9

108,7

13,6

1,10

Приволжский ФО

1348,1

106,2

13,9

0,88

Республика Башкортостан

169,7

101,7

14,5

0,67

Чувашская Республика

55,6

100,7

15,6

0,95

Пермский край

115,1

94,8

13,1

-0,94

Оренбургская  область

72,8

105,5

10,4

0,56


Приволжском федеральном округе показатель вырос на 6,2%. Сокращение количества занятых на малых предприятиях в интервале от 5% до 10% произошло в Пермском крае (на 5,2%).

Общий объем оборота малых  предприятий в Российской Федерации  в 1 полугодии 2012 года составил 6 543,3 млрд. рублей, что на 21,8% выше аналогичного показателя 2011 года (с учетом индекса  потребительских цен рост составил 16,8%).

Рост оборота малых  предприятий с учетом ИПЦ наблюдается  во всех федеральных округах. В Приволжском федеральном округе рост показателя составил 13,8% (Таблица 1.3).

Таблица 1.3

Объемы оборота МП по федеральным  округам Российской Федерации

в январе-июне 2012 года

Федеральные округа

Объем оборота  в январе-июне 2012 г.

млн. руб.

на душу населения, руб.

в % к январю-июню 2011 г.

Российская Федерация

6 543 349,2

45 739,7

116,8

Приволжский ФО

1 169 066,3

39 215,3

113,8

Республика Башкортостан

156 739,2

38 565,4

107,0

Чувашская Республика

32 668,5

26 197,4

132,1

Пермский край

90 919,5

34 556,1

94,4

Оренбургская область

42 789,0

21 144,3

106,8


Небольшое сокращение объема оборота на малых предприятиях произошло  сокращение (до 10%) показателя отмечено в Пермском крае (на 5,6%).

Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 1 полугодии 2012 года в целом по Российской Федерации составил 139 293,0 млн. рублей, что на 41,9% выше аналогичного показателя 2011 года (с учетом индекса потребительских цен рост составил 36,1%) по данным таблицы 1.4.

Таблица 1.4

Инвестиции в основной капитал на МП по федеральным округам

Российской Федерации  в январе-июне 2012 года

Федеральные округа

Объем инвестиций в основной капитал на МП 
в январе-июне 2012 г.

млн. руб.

на душу населения, руб.

в % 
к январю-июню  
2011 г.

Российская Федерация 

139 293,0

973,7

136,1

Приволжский ФО

33 602,6

1 127,2

130,9

Республика Башкортостан

4 527,5

1 114,0

122,4

Чувашская Республика

752,1

603,1

179,3

Пермский край

994,8

378,1

113,0

Оренбургская область

1 961,1

969,1

125,5

Информация о работе Малый бизнес в Пермском крае. Действительность, перспективы и пути решения