Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности темы целью дипломной работы является теоретическое обоснование рекомендаций по совершенствованию форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить роль малых фирм в экономике и их развитие в России;
- проанализировать зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства в развитых странах;
- раскрыть теоретические аспекты государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в УР;
- изучить формы финансовой поддержки малого бизнеса в УР;

Содержание

ВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3
1.1 Малое предпринимательство: понятие, признаки, организационно правовые формы 5
1.2 Роль малого предпринимательства в экономике и проблемы его развития 16
1.3 Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства 21
ГЛАВА 2. ФОНД ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1 Инфраструктура поддержки малого предпринимательства 25
2.2 Характеристика деятельности фонда поддержки малого

предпринимательства 28
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УР
3.1 Формы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства 35
3.2 Республиканская целевая программа по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства 41
3.3 Анализ использованию финансового лизинга в сравнении с банковским кредитом 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
Список используемой литературы 65

Работа содержит 1 файл

курсик-1.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

    Предположим, предприятие решило прибрести оборудование стоимостью 1 200 000 долл. (включая НДС), срок полезного использования которого составляет 10 лет (120 месяцев).

    Ежемесячная норма амортизации при линейном методе составит 0,83% (= 1/120), при нелинейном методе — 1,67% (= 2/120).

    Введем  следующие предпосылки для проведения анализа.

    Условия лизинга:

    лизинговые  платежи ежемесячные и равномерные;

    аванс — 20% стоимости оборудования (уплачивается из собственных средств в счет лизинговых платежей, т. е. списывается на расходы у лизингополучателя равномерно в течение договора лизинга);

    коэффициент ускорения амортизационных отчислений — 3;

    срок  лизинга — 40 месяцев (соответствует  сроку полной амортизации предмета лизинга при использовании линейного  метода начисления амортизации с коэффициентом ускорения 3);

    предмет лизинга учитывается на балансе  лизингодателя, по окончании договора лизинга имущество передается лизингополучателю  по условной оценке в 1 руб.

    Условия кредита:

    срок  кредита — 40 месяцев;

    стоимость кредитных ресурсов — 15%;

    выплата долга и процентов равными  суммами ежемесячно;

    сумма долга — 960 000 долл. (20% стоимости оборудования уплачивается поставщику оборудования в форме аванса из собственных  средств).

    Возмещение  НДС

    И при лизинге, и при кредите  предприятие имеет возможность  возмещать уплаченный НДС ежемесячно в размере НДС, начисленного в  составе лизинговых платежей. Следует  отметить, что у каждого предприятия  данная величина индивидуальна и  зависит от размера НДС, подлежащего к уплате в бюджет, а также других налогов, зачисляемых в бюджет федерального уровня.

    Прибыльность  деятельности предприятия

    у предприятия прибыли достаточно, чтобы полностью покрывать затраты (и по лизингу, и по кредиту).

    Многочисленные публикации последнего времени - влияние эволюции новой банковской системы на развитие в России крупного предпринимательства. При этом как-то забывается: «в пике» рыночных преобразований именно связка «коммерческие банки малое предпринимательство» представлялась наиболее мобильной силой системной экономической трансформации. Отправляясь от того факта, что ежегодный прирост объема производства малых предприятий в иные годы достигал 25%, а объема реализации -37%, многие ученые и специалисты видели в сближении сектора малого бизнеса и банковского сектора ту магистральную дорогу, которая выведет Россию как минимум к потребительскому изобилию. Трудности, возникающие на пути развития малого бизнеса, можно с определенной долей условности подразделить соответствующие проблемы на четыре основные категории. Это проблемы, во-первых, организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке, и т.п.. Во-вторых, - материально-технического обеспечения: нехватка или отсутствие производственных помещений и современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правовая защищенность деятельности предприятий и др. В-третьих, финансовые (инвестиционные), включая проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, в формировании на основе собственных сбережений и долгосрочных кредитов стартового капитала, в создании собственной дилерской сети и установлении связей с поставщиками сырья. В-четвертых, - кредитные, сопряженные с получением кредитов (для обслуживания кругооборота и оборота капитала) при посредничестве банков или других организаций, имеющих лицензию на совершение расчетных, платежных, ссудных и депозитных операций (таких, например, как общества взаимного кредитования, кредитные товарищества и т. п.) При отсутствии поддержки банков, предлагающих спекулятивные условия кредитования, независимый малый бизнес вынужден обращаться за ссудами под оборотный и основной капитал в неформальный сектор, естественно, попадая в сферу жесткого финансового и иного (информационного, интеллектуального, профессионального) контроля со стороны «теневого» капитала. Не склонные вступать в сговор с последним банкиры в свою очередь отказываются работать с малым бизнесом, не входящим в контролирующую их банк корпорацию: «чужим» малым предприятиям предлагаются заведомо неприемлемые условия предоставления ссуд. Иными словами, банки выталкивают «сторонних» платежеспособных заемщиков «в тень» и практикуют убыточное кредитование «своих» неплатежеспособных, подчас вместе с ними разоряясь. Все перечисленные выше группы проблем, естественно резко обостряются: 1) в период учреждения малых предприятий и их выхода на рынок; 2) в условиях макрофинансовых кризисов. Очевидно, что и в том, и в другом случаях малые предприятия особенно нуждаются в поддержке со стороны государства, его специальных фондов и иных институтов, а также со стороны кредитных организаций. По мнению руководителей малых предприятий, главный камень преткновения для развития - чрезмерно высокие налоги. Что касается наиболее желательных конкретных видов помощи со стороны региональных администраций и муниципальных (городских) властей, то о них можно судить по следующим итогам базового опроса: 29,2 % респондентов отдали приоритет прямой финансовой помощи (целевому льготному кредитованию и т. п.); 48,9- налоговому льготированию; 7,9- предоставлению гарантий по кредитам коммерческих банков; 5,9- содействию в получении необходимого оборудования по лизингу; 17,1- обеспечению безопасности бизнеса в своей личной безопасности; 17,2- привлечению их бизнеса к выполнению госзаказов; 8,0- облегчению доступа к неиспользуемым производственным помещениям; 4,2- содействию в установлении кооперационных связей с крупными предприятиями; 9,0- информационной поддержке; 37,7- упрощению налогообложения; 35,7- общему снижению налоговых ставок; 6,7- отмене лицензирования; 2,9- бизнес-обучению; 6,9- защите прав собственности, улучшению работы суда и иным правообеспечивающим аспектам.

    Труднодоступность банковских кредитов для малого бизнеса одно из серьезнейших препятствий на пути роста его конкурентоспособности, хотя стимулирование последней банками, несомненно, является существенным условием продвижения к высокоэффективной рыночной экономике. Отсутствие у малых предприятий необходимых залоговых возможностей, неразвитость системы гарантий и лизинговых механизмов, с одной стороны, неустойчивость региональных и даже столичных кредитных организаций, спекулятивный и корпоративно-политизированный характер их рыночных стратегий, - с другой, - все это предопределяет фактическую отчужденность в отношениях между сектором малых предприятий и банковским сектором. И вот наиболее яркие ее проявления. Если финансовые затруднения испытывают более 70% малых предприятий, то банковскими кредитами пользуются лишь 27,9% из них, в том числе 14,1% для финансирования капиталовложений и 13,8% для кредитования оборотных средств. При этом в 2008г. такими кредитами пользовались 37,1%, в 1996г.- 45,3%, в1995г.- 57,7, а в 1994- 52,5% малых предприятий. Печальным следует также признать обстоятельство высокой и возрастающей роли в кредитовании малого бизнеса физических лиц и предприятий-партнеров: в настоящее время львиную долю совокупных кредитных ресурсов малый бизнес получает именно от первых и от вторых; на долю же кредитных организаций приходится лишь чуть больше 23%, тогда как во втором полугодии 2008г. приходилось не менее 36% общей массы кредитов, запрошенных малыми предприятиями. В качестве главных факторов (причин) отчуждения предпринимателей малого бизнеса от банковских (в том числе сбербанковских) кредитных услуг сами респонденты отмечают: 1) дороговизну этих услуг - высокий процент по ссудам; 2) длительность

    процедуры оформления кредитов; 3) краткосрочность  последних; 4) требование залога; 5) нежелание банков работать с малыми предприятиями. Первая из перечисленных позиций - ключевая, причем уровень процента по ссудам банков примерно вдвое превышает его уровень по ссудам физических лиц (40-60 против 20-30%). Дополнительные мотивы, по которым малые предприятия предпочитают покупать кредитные услуги у физических лиц, - меньшие затраты времени на оформление кредита, более длительные сроки кредитования, отсутствие требования залога, возможность получения ссуды наличными, дружеские отношения с заимодавцами. Факторами, ограничивающими возможности получения малыми предприятиями банковского кредита, являются особо жесткие требования к ним со стороны банков в отношении обеспечения ссуд (включая гарантии); дело в том, что у многих из этой категории заемщиков отсутствует солидная кредитная история, для них характерны повышенные производственные риски (из-за недостаточной мобильности капитала), им присуща неликвидная структура активов (в ней почти нет недвижимости, которая могла бы служить залогом для банковского кредита), и т. п.. Анализ состава использовавших банковские кредиты малых предприятий с точки зрения их рентабельности выявляет устойчивость предрассудка наших предпринимателей, согласно которому заимствовать средства необходимо лишь, если дела идут плохо, тогда, как при устойчивости финансового положения потребность в привлечении кредитных ресурсов отпадает. В результате относительно благополучные предприятия, способные добиться положительной рентабельности задействования банковских кредитов даже при существующих высоких ставках, весьма вяло пользуются или вообще не пользуются ссудами банков, ограничивая тем самым темпы своего роста. Напротив, кризисные предприятия, стремясь возвратить взятые ранее кредиты, в большинстве случаев получают ссуды на невыгодных для себя условиях, наращивая в результате кредиторскую задолженность и усиливая свою финансовую неустойчивость. Отношения между малым бизнесом и банками лишены твердых оснований взаимного доверия. Надежды на то, что между становлением коммерческих банков и развитием малых предприятий автоматически, под воздействием долгожданной свободы предпринимательства, торговли и кредитного дела, возникает органическая взаимосвязь, оказались иллюзорными. Однако они способствовали игнорированию нашими практическими политиками необходимости специальной кропотливой и многоаспектной работы в направлении гармонизации интересов двух неотъемлемых секторов становящейся рыночной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Формирование рынка - процесс многоплановый. Требуется взаимодействие многих составляющих, одной из которых является становление и развитие малых предприятий. Понятие «малое предприятие» предполагает предпринимательскую деятельность небольших предприятий в традиционных областях. В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы. Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий - это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране. Малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

      Основным критерием разделения предприятий является количество

работающих  на данном предприятии, которое зависит  от отрасли, которой

принадлежит предприятие. Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Что же касается сферы деятельности, то малый  бизнес имеет свою нишу в

экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную  отдачу от работы, как с

целыми  предприятиями-гигантами, так и с  отдельным человеком. Данная позиция

обусловлена особенностями и функциями малого предприятия. Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и  исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.

Исходя  из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется

очень высоким процентом в общем  количестве предприятий и в ВВП, а также

инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть

индивидуальные  черты человека, более полно реализовать  себя как личность и

сгладить  социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни,

когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально

использовать  ресурсы и использовать в производстве отходы.

    Говоря  о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при

взаимодействии  с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из

которого  нельзя исключать отдельные части.

    На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем  выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность

правовой  базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому

предпринимательству государства и общества, также  является очень серьезной

проблемой, хотя в последние годы отношение  меняется. Это связано с тем, что

даже  в данных условиях малый бизнес оказывает  положительное влияние на

экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится  на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.

   Говоря  о  взаимоотношениях малого бизнеса  и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться.

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в УР- уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики  зависит и развитие нашей республики  и государства   в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Гражданский Кодекс Российской  Федерации. Части первая, вторая  М.: Издательство ОЛМА-ПРЕСС, 1999. 560 с. 

    2. Налоговый кодекс Российской  Федерации. Части первая, вторая. М.: Юридическая литература, 2003. 623 с.

    3. О государственной поддержке  малого предпринимательства в  Российской Федерации: Закон Российской  Федерации от 14 июня 1995 г. 88-ФЗ.

    4. О государственной поддержке  и развитию малого предпринимательства  в Удмуртской Республике: Закон Удмуртской Республики от 16 апреля 1996 г. 179-1 (с изменениями от 30 апреля 2002 г., 25 июня 2003 г., 14 марта 2005 г.)

    5. О финансовом лизинге (аренде): Федеральный Закон от 29 октября  1998 г. 164-ФЗ (с изменениями от 29 января, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 июля 2005 г.).

    6. О развитии финансового лизинга  в инвестиционной деятельности: Указ Президента Российской Федерации  от 17 сентября 1994 г. 1929.

    7. О республиканской целевой программе  по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2004-2008 гг.: Постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 28 октября 2003 г. 108-III.

    8. Агурбаш Н.Г. Финансово-кредитный  механизм регулирования малых  предприятий // Страховое дело. 2005.

    9. Акимов О.Ю. Малый и средний  бизнес. М.: Финансы и статистика, 2003.

    10. Бусыгин А.В. Предпринимательство:  основной курс. М.: Инфра-М, 1999.

    11. Ермаков В.П., Каганов В.Ш. Развитие  малого предпринимательства в  России: главные направления. М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2002.

    12. Ермаков В.П., Хлынин О.И., Кочетов  Н.Ю. Финансово-кредитные механизмы  поддержки и развития субъектов  малого предпринимательства в  Российской Федерации. М.: Институт  предпринимательства и инвестиций, 2002.

    13. Кудрявцев В.А., Кудрявцева Е.В.  основы организации ипотечного  кредитования. М.: Высшая школа, 1998.

    14. Лещенко М.И. Основы лизинга:  Учебное пособие для студентов  вузов. М.: Финансы и статистика, 2000.

    15. Омельчанко Е.В. Российское предпринимательство: проблемы роста. М.: Икар, 2002.

Информация о работе Малое предпринимательство