Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности темы целью дипломной работы является теоретическое обоснование рекомендаций по совершенствованию форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить роль малых фирм в экономике и их развитие в России;
- проанализировать зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства в развитых странах;
- раскрыть теоретические аспекты государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в УР;
- изучить формы финансовой поддержки малого бизнеса в УР;

Содержание

ВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3
1.1 Малое предпринимательство: понятие, признаки, организационно правовые формы 5
1.2 Роль малого предпринимательства в экономике и проблемы его развития 16
1.3 Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства 21
ГЛАВА 2. ФОНД ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1 Инфраструктура поддержки малого предпринимательства 25
2.2 Характеристика деятельности фонда поддержки малого

предпринимательства 28
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УР
3.1 Формы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства 35
3.2 Республиканская целевая программа по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства 41
3.3 Анализ использованию финансового лизинга в сравнении с банковским кредитом 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
Список используемой литературы 65

Работа содержит 1 файл

курсик-1.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

    Законодательство  выделяет преступления в вид незаконной банковской деятельности. Эта деятельность квалифицируется также, как и  незаконное предпринимательство, и  осуществляется без регистрации  или лицензии.

    Одним из распространенных правонарушений является незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ).

    В Конституции РФ закрепляется обязанность  по уплате налогов. Уклонение от этой обязанности недопустимо ни для  индивидуальных предпринимателей, ни для граждан, так как такие  действия расцениваются как правонарушение (ст. 57 Конституции РФ).

    Преднамеренное  банкротство – это умышленное создание или увеличение неплатежеспособности в личных интересах индивидуального  предпринимателя, либо совершенное  руководителем или собственником  коммерческой организации, которые причинили крупный ущерб, либо привели к тяжким последствиям (ст. 196 УК РФ). Фиктивное банкротство – это заведомо ложное объявление предпринимателем о своей несостоятельности.

    Немаловажное  значение имеет знание составов преступлений, которые могут совершаться в отношении самих предпринимателей.

    Основным  правом человека и гражданина согласно Конституции РФ признается «право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской  и иной не запрещенной законом  экономической деятельности» (ст.34 Конституции РФ). Из этого положения следует, что воспрепятствование законной предпринимательской деятельности недопустимо, ибо такие действия квалифицируются как нарушение прав человека (ст. 169 УК РФ).

    Данная  статья охватывает незаконные действия со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц: неправомерный отказ в регистрации либо уклонение в регистрации субъекта предпринимательской деятельности, неправомерный отказ в выдаче лицензии, незаконное вмешательство в деятельность предпринимателей, ограничение прав и законных интересов предпринимателей и др.

    Вымогательство (рэкет) наносит непоправимый ущерб  предпринимательству, имущественным  правам граждан, их жизни и здоровью. Вымогательство – один из самых распространенных видов преступлений. Это связано как с последствиями административной системы, так и с высокими темпами перехода к рыночным отношениям, когда многие граждане отказались участвовать в рыночных отношениях, опираясь на законодательство.

    Как видим, УК РФ охватывает все сферы  предпринимательской деятельности, отражает те реалии, которые возникли с развитием рыночных отношений, и вместе с другими законами, опираясь на Конституцию РФ, создает все  необходимые условия для предотвращения преступлений в обществе.

1.2 Роль малого предпринимательства  в экономике и  проблемы его развития

      Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях. В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние, и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее. Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов. С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги. С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров. Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д.. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления. В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

    Так называемая малая экономика важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление  цивилизованной рыночной экономики. Целями создания малых предприятий, или  предприятий малого бизнеса, являются: · активизация структурной перестройки экономики; · насыщение потребительского рынка товарами; · преодоление отраслевого и регионального монополизма.

    Роль  и место малого бизнеса российской экономике трудно переоценить. Малое  предпринимательство, располагая всего 3,4% стоимости основных средств экономики РФ, произвело в 2008г. Около 12% ВВП (внутреннего валового продукта) России. Полученная малым бизнесом прибыль составляет пятую часть всей прибыли, полученной экономикой страны. Каждый вложенный в малые предприятия рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в то время как в целом по экономике 0,73 рубля. Способствует развитию предпринимательства постановление правительства о сокращении числа видов деятельности, на ведение которых требуются лицензии. В 2008г.  подлежало лицензированию 70 отдельных видов деятельности вместо 141. Можно работать без лицензии в торговле (кроме торговли подакцизными товарами), в бытовом обслуживании, в полиграфическом и издательском деле, в производстве отдельных видов стройматериалов и ряде других. В новом Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность создания объединений малых предприятий. Конкуренция между индивидуалами и мелкими предприятиями носит достаточно жесткий характер и приводит к сокращению их «жизненного цикла». Однако в подавляющем большинстве случаев они не становятся банкротами. Предприниматели переключаются на производство новых видов товаров, на другие работы и услуги. Происходит гибкое изменение, расширение рынка, что обеспечивает динамизм всего хозяйства. Мелкие предприятия, «открывшие» новый вид товаров или услуг, начинают заполнять свой «сегмент», свою часть рынка, расширяет производство, и могут стать средними, а при благоприятных условиях и крупными. Выделять малые предприятия из массы товаропроизводителей заставляет жесткая конкурентная борьба. Малые предприятия в условиях рыночной экономики не могут действовать наравне с крупными, особенно в годы становления. Ведь малый бизнес это небольшие предприятия по численности работающих, по объему производства, величине имущества, вовлеченного в процесс производства. В процессе хозяйственной деятельности они неизбежно сталкиваются с рядом организационно технических и коммерческих трудностей. Например, с дефицитом материально-технических ресурсов, высокими процентами на кредиты, относительно большими затратами на изучение рынка, рекламу, подготовку и повышение квалификации кадров. Малые предприятия - это повышенный риск всей хозяйственной деятельности. Если крупные предприятия могут резко увеличить свои доходы просто за счет перехода на массовый выпуск продукции, то предприятиям малого бизнеса надо рассчитывать на оптимальную хозяйственную ориентацию, на узкие группы потребителей, находить выгодные формы взаимосвязи с крупными предприятиями. В таких условиях рыночных отношений предприятия малого бизнеса нуждаются в поддержке и защите со стороны государства как особый хозяйственный субъект. Большим толчком к созданию и развитию малых предприятий послужил Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г и постановление Совмина РСФСР № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Этот закон и постановление правительства открыли широкий простор для всех, кто склонен к предпринимательской деятельности, создали условия для проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободного распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности. Предпринимательство и предпринимательская деятельность это инициативная и самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность в определенных пределах. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку. Начинать малый бизнес приходится с нуля и в условиях действия ряда неблагоприятных факторов. Во-первых, экономическое положение в стране, и, прежде всего дефицит госбюджета, не позволяют государству широко финансировать программу развития предприятий малого бизнеса. Во- вторых, нехватка оборудования в стране и значительный рост цен на новую технику не позволяют малому предприятию вести производственный процесс на высоком технологическом уровне. В- третьих, в стране отсутствует инфраструктура рынка, и, прежде всего система страхования промышленных рисков и кредитов, что особенно важно для предприятий малого бизнеса в силу преимущественно инновационного характера их деятельности. В-четвертых, ощущается острая нехватка предпринимателей-специалистов, обладающих опытом предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений. В силу такой неблагоприятной экономической ситуации для предприятий малого бизнеса надо искать нетрадиционные организаторские решения на уровне определенного региона, ибо объем межрегиональных связей малых предприятий незначителен. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что начинать развитие малого бизнеса надо с создания особых региональных центров развития малого предпринимательства с привлечением зарубежных партнеров, используя отношения, сложившиеся между городами России и зарубежными странами , c целью привлечения иностранного капитала и разнообразного опыта работы малых предприятий в условиях рынка. Для успешного ведения малого предпринимательского дела необходимо иметь качества, которые отличают предпринимателей-ремесленников, кооператоров, хозяев малых предприятий: «самостоятельность», «чувство свободы», «сам себе голова». При этом они подчеркивают свое отличие от менеджера-управленца, наемного распорядителя. Предприниматель ставит на карту свое собственное достояние, работает 12-14 часов в сутки, т. е. за двоих. В июле 2008 г. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2008-2009 гг., которая предусматривает реализацию мероприятий по трем направлениям. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от рэкета и других посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое. Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка). Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства. Источники финансирования программы определены. Это федеральный бюджет, в котором на нужды малых предприятий предусмотрены средства в размере 73 млн. рублей в год; 60 млн. рублей выделяет Государственный фонд занятости; 30 млн. рублей Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Реализация целей Федеральной программы в сочетании с мероприятиями регионального и отраслевого уровня повысит значение малого бизнеса в народном хозяйстве, приведет к существенным качественным изменениям в структуре экономики, созданию реальной конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, укреплению налоговой базы бюджета, росту занятости населения, повышению доли производимой им продукции.

    1.3 Государственное  регулирование и  содействие развитию  малого предпринимательства

    Кризисные процессы в сфере малого предпринимательства, проявившиеся в последнее время  в неустойчивой динамике численности  малых предприятий и занятых на них работников, в формировании нерациональной отраслевой и региональной структуры малого бизнеса и его криминализации, в «бегстве» мелких предпринимателей от производства и инвестиций, дают основания для вывода о неуправляемом, хаотичном характере становления важнейшего сектора современной российской экономики. Думается, причины этого не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства, отсутствии его развитой инфраструктуры. Существуют более серьезные причинные основания, среди которых можно выделить неразработанность стратегии поддержки малого бизнеса, невыявленность соответствующих отраслевых, региональных и других приоритетов. Решение назревших проблем видится в первую очередь в коренном улучшении управления процессами развития малого предпринимательства, и важнейшей предпосылкой здесь выступает реализация системного подхода к его исследованию. Дело в том, что малое предпринимательство объективно существует и развивается как некая целостность, особый сектор экономики национального, регионального, местного масштаба: одновременно малый бизнес, естественно представлен конкретными предприятиями, каждое из которых выступает как некая микросистема. Во всех развитых странах государство оказывает малому и среднему предпринимательству экономическую и социальную поддержку. Необходимость такой поддержки признается и в России, осуществляются и некоторые меры в этом направлении. Основные задачи региональных программ поддержки малого предпринимательства можно объединить в две группы. Первая формирование многоуровневой комплексной системы поддержки малого предпринимательства, которая обеспечит доступ его субъектов к производственно-технологическим, финансовым, трудовым и информационным ресурсам. Для этого необходимо создание муниципальных или межрайонных фондов поддержки малого предпринимательства, в том числе гарантийных, а также организация в качестве комплексных объектов межрегиональной и муниципальной инфраструктуры агентств поддержки малого предпринимательства, бизнесинкубаторов, консультационных пунктов и т. п.. Вторая задача достижение положительных изменений в количественных, качественных и структурных показателях малого предпринимательства, в том числе: рост его доли в валовом региональном продукте; развитие конкурентной среды на товарных рынках области; обеспечение стабильных налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в областной и местные бюджеты на уровне 10% налоговых доходов бюджета субъекта Федерации и, соответственно, бюджетов городов и районов; снижение социальной напряженности посредством создания новых рабочих мест и условий для самозанятости. В последнем проекте третьей по счету федеральной программы поддержки малого предпринимательства основной целью было определено создание благоприятных условий для повышения устойчивости деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоение новых форм и механизмов финансовой поддержки. Для достижения этой цели требуется также преодоление административных барьеров, предотвращение коррупции и перехода малых предприятий в «теневую» экономику, максимальная легализация деятельности малого бизнеса; ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов-франчайзинга, микрокредитования, инвестиционных конкурсов, создание условий, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым, информационным производственным и другим ресурсам; поддержка образования кредитных и инвестиционных союзов, обществ взаимного страхования, кредитно-инвестиционных и, гарантийно-инвестиционных организаций, создание региональных центров поддержки предпринимательства; активное включение малого предпринимательства в деятельность по стандартизации, метрологическому обеспечению и сертификации продукции и услуг; реализация новых программ подготовки молодых менеджеров и предпринимателей; развитие международного сотрудничества сфере малого предпринимательства; укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей. Тем самым должны быть созданы условия для того, чтобы

    уже в ближайшие годы произошли значительные изменения в секторе малого предпринимательства, способствующие экономическому росту  в масштабах всей страны. Следует  восстановить те источники финансирования, пусть даже скудного, которые использовались на начальной стадии рыночных форм. Речь идет об определенном проценте доходов от приватизации. Очевидно, что значительные средства в настоящее время из этого источника получить нельзя, но и весьма небольшие позволили бы «оживить» многие институты поддержки малого предпринимательства, которые нынче практически не действуют. В первоочередном порядке следует поддержать и идею создания особой финансовой базы государственного регулирования и программирования и развитие малых предприятий по внебюджетным направлениям, к числу которых в первую очередь относится система гарантирования банковских кредитов. Наконец наиболее перспективным и в то же время малозатратным (в отношении бюджетных средств) направлением развития поддержки предпринимательства является стимулирование самоорганизации малых предприятий в различные союзы, ассоциации и общества. Следует также законодательно обеспечить работу объединений малых предприятий. Часто высказываются предложения о привлечении в фонды поддержки малых предприятий средств частных инвесторов с помощью выпуска доходных облигаций или создания при фондах, каких либо специальных структур, имеющих право привлекать частные средства. Но все это, к сожалению, пока лишь возможности отдаленной перспективы. Сейчас же главное внимание нужно уделять тем мерам, которые реально можно осуществить в нынешних кризисных условиях. 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ФОНД ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ.

    2.1 Инфраструктура поддержки малого предпринимательства

    Любому  вновь создаваемому предприятию  требуется время на его становление, финансово-экономическое укрепление и развитие. Особенно это важно  для малых предприятий, которые  в силу своей специфики слабо  защищены от различного рода негативных обстоятельств. Малый бизнес особенно чувствителен ко всяким потрясениям, колебаниям конъюнктуры рынка. Предприниматель может «прогореть» из-за необязательности контрагента, несвоевременных поставок, задержек платежей, поскольку его капитал и оборот на начальной стадии еще невелики. Поэтому предпринимательская деятельность должна быть надежно защищена от таких неожиданностей специальными фондами, государственными программами. Цель фондов защиты и поддержки предпринимательской деятельности способствовать созданию гибкой инфраструктуры, без которой рыночные отношения не могут нормально развиваться, то есть, необходима как законодательная поддержка, так и экономическая. Финансовая поддержка малым предприятиям может осуществляться через реализацию финансовых программ, разработанных с учетом конкретных условий и возможностей района, области, республики. Для этого необходимо наличие разветвленной сети специализированных финансовых организаций, которые ориентированы на создание, поддержку и развитие предприятий малого бизнеса. Для российской экономики, идущей трудным путем реформирования, задача развития и поддержки предпринимательства, прежде всего малых форм в производственной сфере, остается одной из главных задач государства. В настоящее время в ряде областей уже разработаны на разнообразной методической основе программы поддержки малых предпринимательских структур. При этом инициатором их поддержки являлись как областные администрации, так и различные регионные ассоциации, центры по поддержке предпринимательства. Достаточно глубокая и обоснованная разработка под программы, соответствующих мероприятий, отдельных проектов в составе региональной программы поддержки малого предпринимательства может быть одновременно убедительным аргументом для получения поддержки в виде кредитов (на возвратной и безвозвратной основе) из бюджетных и внебюджетных источников финансовых средств. Региональные программы ориентируются на активное участие малых предпринимателей в оздоровлении экономической и социальной ситуации на той территории, где они функционируют, поэтому они увязываются, согласовываются с другими программными документами: программой занятости, программой поддержки крестьянских хозяйств и другими. В региональных программах поддержки малого бизнеса упор делается на приоритеты, связанные с производственной деятельностью, что особенно важно в условиях засилья мелких посреднических структур. Вместе с тем успешность развития малого предпринимательства в значительной степени связана с созданием необходимой среды, поэтому в региональных программах выделяется блок функциональных подпрограмм: нормативно-правового, инфраструктурного, информационного, организационного, материально-технического и кадрового обеспечения. Малое инвестиционное предпринимательство уже по определению предполагает передовую, перспективную, обещающую выгоду деятельность. Поэтому государство для поддержки этой сферы бизнеса в феврале 1994 года утвердила Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который осуществляет свою деятельность совместно с Министерством науки и технологии РФ, в рамках единой программы поддержки малого предпринимательства. Фонд содействия предоставляет финансовую помощь для реализации федеральных, региональных и отраслевых программ и высокоэффективных проектов малого инновационного предпринимательства, финансирует мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров для малого предпринимательства в научно-технической сфере. Источником формирования средств фонда содействия являются бюджетные ассигнования в размере 0,5% средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки, а также добровольные взносы предприятий. Фонд содействия финансирует 40-50 проектов в год. Выбор проектов для финансирования осуществляет конкурсная комиссия на основании заключений экспертов. Средний «размер» проекта составляет около 100 млн. рублей. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере не является Фондом поддержки малых предприятий, поэтому помогает не всем малым предприятиям, а только тем, в уставном капитале которых доля госсобственности не превышает 25%. При этом финансирование открывается как начинающему свою деятельность и ничего не имеющему, кроме опытного образца, так и малому предприятию, уже серийно выпускающему продукцию, но которому не хватает, например, оборотных средств, какого-то оборудования для расширения своего производства. Фонд содействия финансирует малые предприятия, имеющие объем реализации от нескольких тысяч до 500 000 рублей. Фонд содействия создает свои региональные представительства, которым, начиная с 2006 года, было направлено на поддержку местного информационного бизнеса 50% средств фонда. В целях усиления практического взаимодействия руководителей предприятий, банковских и предпринимательских структур, научных организаций с органами государственного управления, консолидации их усилий для реализации промышленной политики, развития производства и выработки мер государственной поддержки предпринимательской деятельности создан Совет по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации, в структуре которого работает секция развития и поддержки малого предпринимательства. Совет является экспертно-консультативным органом, его основная задача организация поддержки со стороны деловых кругов, правительства РФ в проведении социально-экономических реформ в России; создание условий, способствующих развитию предпринимательской инициативы, вовлечение предпринимателей в процесс разработки и реализации экономических реформ; разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы для эффективного функционирования экономики, по созданию новых хозяйственных структур. Как уже отмечалось, в странах с развитой рыночной экономикой малые предприятия производят значительную часть валового национального продукта, аккомулируют в себе значительные потоки инвестиций, особенно требующих большого риска, удерживают на своих рабочих местах половину занятого населения. Поэтому вся система глубокого рыночного реформирования российской экономики тоже ориентируется на поощрение развития малого бизнеса. С этой целью созданы специальные структуры, и не только на государственном уровне, но и на общественных началах. Возникла и взяла на себя соответствующие функции такая общественная организация предпринимателей, как Российская товарно-промышленная палата (ТПП). Комитет ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, который в рамках возможностей общественной организации определяет основные пути развития малого и среднего бизнеса, является коллективным общественным защитником отечественных малых предприятий.

Информация о работе Малое предпринимательство