Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:12, курсовая работа
Исходя из актуальности темы целью дипломной работы является теоретическое обоснование рекомендаций по совершенствованию форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить роль малых фирм в экономике и их развитие в России;
- проанализировать зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства в развитых странах;
- раскрыть теоретические аспекты государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в УР;
- изучить формы финансовой поддержки малого бизнеса в УР;
ВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3
1.1 Малое предпринимательство: понятие, признаки, организационно правовые формы 5
1.2 Роль малого предпринимательства в экономике и проблемы его развития 16
1.3 Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства 21
ГЛАВА 2. ФОНД ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1 Инфраструктура поддержки малого предпринимательства 25
2.2 Характеристика деятельности фонда поддержки малого
предпринимательства 28
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УР
3.1 Формы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства 35
3.2 Республиканская целевая программа по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства 41
3.3 Анализ использованию финансового лизинга в сравнении с банковским кредитом 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
Список используемой литературы 65
Законодательство выделяет преступления в вид незаконной банковской деятельности. Эта деятельность квалифицируется также, как и незаконное предпринимательство, и осуществляется без регистрации или лицензии.
Одним из распространенных правонарушений является незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ).
В Конституции РФ закрепляется обязанность по уплате налогов. Уклонение от этой обязанности недопустимо ни для индивидуальных предпринимателей, ни для граждан, так как такие действия расцениваются как правонарушение (ст. 57 Конституции РФ).
Преднамеренное
банкротство – это умышленное
создание или увеличение неплатежеспособности
в личных интересах индивидуального
предпринимателя, либо совершенное
руководителем или
Немаловажное значение имеет знание составов преступлений, которые могут совершаться в отношении самих предпринимателей.
Основным
правом человека и гражданина согласно
Конституции РФ признается «право на
использование своих
Данная статья охватывает незаконные действия со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц: неправомерный отказ в регистрации либо уклонение в регистрации субъекта предпринимательской деятельности, неправомерный отказ в выдаче лицензии, незаконное вмешательство в деятельность предпринимателей, ограничение прав и законных интересов предпринимателей и др.
Вымогательство (рэкет) наносит непоправимый ущерб предпринимательству, имущественным правам граждан, их жизни и здоровью. Вымогательство – один из самых распространенных видов преступлений. Это связано как с последствиями административной системы, так и с высокими темпами перехода к рыночным отношениям, когда многие граждане отказались участвовать в рыночных отношениях, опираясь на законодательство.
Как
видим, УК РФ охватывает все сферы
предпринимательской
1.2
Роль малого
Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях. В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние, и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее. Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов. С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги. С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров. Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д.. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления. В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.
Так называемая малая экономика важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики. Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются: · активизация структурной перестройки экономики; · насыщение потребительского рынка товарами; · преодоление отраслевого и регионального монополизма.
Роль
и место малого бизнеса российской
экономике трудно переоценить. Малое
предпринимательство, располагая всего
3,4% стоимости основных средств экономики
РФ, произвело в 2008г. Около 12% ВВП (внутреннего
валового продукта) России. Полученная
малым бизнесом прибыль составляет пятую
часть всей прибыли, полученной экономикой
страны. Каждый вложенный в малые предприятия
рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в то
время как в целом по экономике 0,73 рубля.
Способствует развитию предпринимательства
постановление правительства о сокращении
числа видов деятельности, на ведение
которых требуются лицензии. В 2008г.
подлежало лицензированию 70 отдельных
видов деятельности вместо 141. Можно работать
без лицензии в торговле (кроме торговли
подакцизными товарами), в бытовом обслуживании,
в полиграфическом и издательском деле,
в производстве отдельных видов стройматериалов
и ряде других. В новом Гражданском кодексе
РФ предусмотрена возможность создания
объединений малых предприятий. Конкуренция
между индивидуалами и мелкими предприятиями
носит достаточно жесткий характер и приводит
к сокращению их «жизненного цикла». Однако
в подавляющем большинстве случаев они
не становятся банкротами. Предприниматели
переключаются на производство новых
видов товаров, на другие работы и услуги.
Происходит гибкое изменение, расширение
рынка, что обеспечивает динамизм всего
хозяйства. Мелкие предприятия, «открывшие»
новый вид товаров или услуг, начинают
заполнять свой «сегмент», свою часть
рынка, расширяет производство, и могут
стать средними, а при благоприятных условиях
и крупными. Выделять малые предприятия
из массы товаропроизводителей заставляет
жесткая конкурентная борьба. Малые предприятия
в условиях рыночной экономики не могут
действовать наравне с крупными, особенно
в годы становления. Ведь малый бизнес
это небольшие предприятия по численности
работающих, по объему производства, величине
имущества, вовлеченного в процесс производства.
В процессе хозяйственной деятельности
они неизбежно сталкиваются с рядом организационно
технических и коммерческих трудностей.
Например, с дефицитом материально-технических
ресурсов, высокими процентами на кредиты,
относительно большими затратами на изучение
рынка, рекламу, подготовку и повышение
квалификации кадров. Малые предприятия
- это повышенный риск всей хозяйственной
деятельности. Если крупные предприятия
могут резко увеличить свои доходы просто
за счет перехода на массовый выпуск продукции,
то предприятиям малого бизнеса надо рассчитывать
на оптимальную хозяйственную ориентацию,
на узкие группы потребителей, находить
выгодные формы взаимосвязи с крупными
предприятиями. В таких условиях рыночных
отношений предприятия малого бизнеса
нуждаются в поддержке и защите со стороны
государства как особый хозяйственный
субъект. Большим толчком к созданию и
развитию малых предприятий послужил
Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской
деятельности» от 25 декабря 1990 г и постановление
Совмина РСФСР № 406 «О мерах по поддержке
и развитию малых предприятий в РСФСР».
Этот закон и постановление правительства
открыли широкий простор для всех, кто
склонен к предпринимательской деятельности,
создали условия для проявления хозяйственной
инициативы и предприимчивости на основе
реализации принципа равенства всех форм
собственности, свободного распоряжения
имуществом и выбора сфер деятельности.
Предпринимательство и предпринимательская
деятельность это инициативная и самостоятельная
деятельность граждан и их объединений,
направленная на получение прибыли или
личного дохода, осуществляемая на свой
страх и риск и под свою имущественную
ответственность в определенных пределах.
Предприниматель может осуществлять любые
виды хозяйственной деятельности, если
они не запрещены законом, при этом государство
обеспечивает ему правовые гарантии и
поддержку. Начинать малый бизнес приходится
с нуля и в условиях действия ряда неблагоприятных
факторов. Во-первых, экономическое положение
в стране, и, прежде всего дефицит госбюджета,
не позволяют государству широко финансировать
программу развития предприятий малого
бизнеса. Во- вторых, нехватка оборудования
в стране и значительный рост цен на новую
технику не позволяют малому предприятию
вести производственный процесс на высоком
технологическом уровне. В- третьих, в
стране отсутствует инфраструктура рынка,
и, прежде всего система страхования промышленных
рисков и кредитов, что особенно важно
для предприятий малого бизнеса в силу
преимущественно инновационного характера
их деятельности. В-четвертых, ощущается
острая нехватка предпринимателей-специалистов,
обладающих опытом предпринимательской
деятельности в условиях рыночных отношений.
В силу такой неблагоприятной экономической
ситуации для предприятий малого бизнеса
надо искать нетрадиционные организаторские
решения на уровне определенного региона,
ибо объем межрегиональных связей малых
предприятий незначителен. Опыт стран
с развитой рыночной экономикой показывает,
что начинать развитие малого бизнеса
надо с создания особых региональных центров
развития малого предпринимательства
с привлечением зарубежных партнеров,
используя отношения, сложившиеся между
городами России и зарубежными странами
, c целью привлечения иностранного капитала
и разнообразного опыта работы малых предприятий
в условиях рынка. Для успешного ведения
малого предпринимательского дела необходимо
иметь качества, которые отличают предпринимателей-
1.3 Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства
Кризисные
процессы в сфере малого предпринимательства,
проявившиеся в последнее время
в неустойчивой динамике численности
малых предприятий и занятых на них
работников, в формировании нерациональной
отраслевой и региональной структуры
малого бизнеса и его криминализации,
в «бегстве» мелких предпринимателей
от производства и инвестиций, дают основания
для вывода о неуправляемом, хаотичном
характере становления важнейшего сектора
современной российской экономики. Думается,
причины этого не только в ограниченности
финансовых средств, выделяемых на поддержку
малого предпринимательства, отсутствии
его развитой инфраструктуры. Существуют
более серьезные причинные основания,
среди которых можно выделить неразработанность
стратегии поддержки малого бизнеса, невыявленность
соответствующих отраслевых, региональных
и других приоритетов. Решение назревших
проблем видится в первую очередь в коренном
улучшении управления процессами развития
малого предпринимательства, и важнейшей
предпосылкой здесь выступает реализация
системного подхода к его исследованию.
Дело в том, что малое предпринимательство
объективно существует и развивается
как некая целостность, особый сектор
экономики национального, регионального,
местного масштаба: одновременно малый
бизнес, естественно представлен конкретными
предприятиями, каждое из которых выступает
как некая микросистема. Во всех развитых
странах государство оказывает малому
и среднему предпринимательству экономическую
и социальную поддержку. Необходимость
такой поддержки признается и в России,
осуществляются и некоторые меры в этом
направлении. Основные задачи региональных
программ поддержки малого предпринимательства
можно объединить в две группы. Первая
формирование многоуровневой комплексной
системы поддержки малого предпринимательства,
которая обеспечит доступ его субъектов
к производственно-
уже
в ближайшие годы произошли значительные
изменения в секторе малого предпринимательства,
способствующие экономическому росту
в масштабах всей страны. Следует
восстановить те источники финансирования,
пусть даже скудного, которые использовались
на начальной стадии рыночных форм. Речь
идет об определенном проценте доходов
от приватизации. Очевидно, что значительные
средства в настоящее время из этого источника
получить нельзя, но и весьма небольшие
позволили бы «оживить» многие институты
поддержки малого предпринимательства,
которые нынче практически не действуют.
В первоочередном порядке следует поддержать
и идею создания особой финансовой базы
государственного регулирования и программирования
и развитие малых предприятий по внебюджетным
направлениям, к числу которых в первую
очередь относится система гарантирования
банковских кредитов. Наконец наиболее
перспективным и в то же время малозатратным
(в отношении бюджетных средств) направлением
развития поддержки предпринимательства
является стимулирование самоорганизации
малых предприятий в различные союзы,
ассоциации и общества. Следует также
законодательно обеспечить работу объединений
малых предприятий. Часто высказываются
предложения о привлечении в фонды поддержки
малых предприятий средств частных инвесторов
с помощью выпуска доходных облигаций
или создания при фондах, каких либо специальных
структур, имеющих право привлекать частные
средства. Но все это, к сожалению, пока
лишь возможности отдаленной перспективы.
Сейчас же главное внимание нужно уделять
тем мерам, которые реально можно осуществить
в нынешних кризисных условиях.
ГЛАВА 2. ФОНД ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ.
2.1 Инфраструктура поддержки малого предпринимательства
Любому
вновь создаваемому предприятию
требуется время на его становление,
финансово-экономическое