Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности темы целью дипломной работы является теоретическое обоснование рекомендаций по совершенствованию форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить роль малых фирм в экономике и их развитие в России;
- проанализировать зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства в развитых странах;
- раскрыть теоретические аспекты государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в УР;
- изучить формы финансовой поддержки малого бизнеса в УР;

Содержание

ВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3
1.1 Малое предпринимательство: понятие, признаки, организационно правовые формы 5
1.2 Роль малого предпринимательства в экономике и проблемы его развития 16
1.3 Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства 21
ГЛАВА 2. ФОНД ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1 Инфраструктура поддержки малого предпринимательства 25
2.2 Характеристика деятельности фонда поддержки малого

предпринимательства 28
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УР
3.1 Формы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства 35
3.2 Республиканская целевая программа по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства 41
3.3 Анализ использованию финансового лизинга в сравнении с банковским кредитом 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
Список используемой литературы 65

Работа содержит 1 файл

курсик-1.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

    Финансовые  ресурсы Фонда образуются из бюджетных  ассигнований, средств, поступающих от приватизации объектов федеральной собственности, а также за счет доходов от собственной деятельности и иных средств из внебюджетных источников.

    Для осуществления поставленных перед  ним целей Фонд поддержки малого предпринимательства:

  • Осуществляет финансирование Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства и участвует в финансировании региональных программ и проектов в области поддержки и развития малого предпринимательства;
  • Выполняет функции залогодателя, поручителя или гаранта по обязательствам субъектов малого предпринимательства, осуществляет контроль за целевым использованием выделенных бюджетных средств;
  • Принимает долевое участие в создании и деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций, информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;
  • Финансирует мероприятия по подготовке, переподготовки и повышению квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей, организует консультации по вопросам налогообложения и применения норм действующего законодательства в области малого предпринимательства;
  • Организует сбор и обработку правовой, патентно-лицензионной и иной информации, представляющей интерес для субъектов малого предпринимательства, изучает конъюнктуру внутреннего рынка, предоставляет консультационную и организационно-методическую помощь при разработке программ и проектов в области малого предпринимательства;
  • Может выступать гарантом по целевым иностранным кредитам, предоставляемым России на поддержку малого предпринимательства, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым российскими кредитными организациями, субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации программ и проектов в области малого предпринимательства.

    С участием Фонда созданы 75 региональных фондов и центров поддержки предпринимательства. Они находятся под контролем местных органов самоуправления, работают в тесном контакте с администрациями субъектов РФ.

    Помимо  Федерального фонда поддержки малого предпринимательства Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 создан Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере.

    Задачи  фонда, его права и структура  аналогичны Федеральному фонду поддержки  малого предпринимательства, но его  деятельность концентрируется исключительно в научно-технической сфере; создание малых наукоемких фирм, инновационных и инжиниринговых центров, финансовая поддержка высокоэффективных национальных проектов, разрабатываемых малыми предприятиями и т. п. Другим отличием от федерального фонда является то, что финансовая помощь данным фондом может оказываться только на возвратной основе с оплатой за использование средств федерального бюджета в размере до ½ действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.

    Российская  ассоциация развития малого предпринимательства (РАРМП) учреждена в ноябре 2004 г.

    Основные  направления деятельности Ассоциации:

  1. Организация взаимодействия и взаимопомощи между региональными структурами поддержки малого предпринимательства.
  2. Защита прав предпринимателей в органах законодательной и исполнительной власти России.
  3. Разработка и реализация федеральных, региональных и отраслевых программ развития и поддержки малого предпринимательства.
  4. Содействие предпринимателям в установлении прямых деловых контактов, помощь в подборе партнеров, как в России, так и за рубежом.
  5. Обобщение и распространение опыта деятельности малых предприятий и структур поддержки малого предпринимательства.
  6. Оказание информационной, консультационной, методической, правовой и иной помощи организациям поддержки малого предпринимательства.

    В структуре Ассоциации действуют:

    • Комитет по законодательству и нормативной базе малого предпринимательства;
    • Комитет по кредитно-финансовой и инвестиционной политике;
    • Комитет по развитию инфраструктуры малого предпринимательства;
    • Комитет по социальному партнерству;
    • Комитет по инновационной деятельности;
    • Комитет по агробизнесу;
    • Комитет по международным связям;
    • Всероссийский совет руководителей фондов поддержки малого предпринимательства;
    • Совет руководителей лизинговых компаний.

    Развитию  малого бизнеса оказывают также поддержку кредитные организации. Европейским банком реконструкции и развития была разработана программа кредитования малого предпринимательства через ряд банков-участников, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Кемерово, Нижнем Новгороде, Самаре, Тольятти, Томске и Туле. В течение четырех лет существования программы более 8000 кредитов были выданы на общую сумму немногим менее 100 млн. долл. При соблюдении установленных норм малое предприятие могло получить кредит от 20 тыс. до 125 тыс. долл. США на срок до 36 месяцев под установленную банком ставку. В качестве залога может быть использована недвижимость, машины и оборудование и т. д. Цели применения кредитов, как правило, следующие: покупка машин и оборудования, покупка и ремонт недвижимости, которая будет использована малым предпринимательством, оборотный капитал, направленный на производства (например, покупку сырья) или оплату услуг. Не допускается финансирование оборотных средств, направленных на ведение торговой деятельности (например, покупку товаров, которые перепродаются без улучшения их качества). Финансирование торговой деятельности возможно по программе микрокредитования малого бизнеса ЕБРР, цель которой состоит в предоставлении надежного источника финансирования с разумной процентной ставкой и быстрым оформлением. Размер микрокредита 10 – 30 тыс. долл., сроки – до шести месяцев для компаний-производителей и до года для компаний, оказывающих услуги. В отличие от первой программы микрокредиты можно использовать для финансирования торговой деятельности.

    Другим  важным элементом государственной  поддержки малого предпринимательства  является создание благоприятных условий  для их функционирования. Законодательством  предусмотрены возможности льготного  кредитования, страхования и информационного обслуживания субъектов малого предпринимательства. При этом фондам поддержки малого предпринимательства предоставлено право полной или частичной компенсации кредитным и страховым организациям доходов, недополученных ими в результате предоставления соответствующих льгот. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между соответствующим фондом и кредитными и страховыми организациями. Фонды поддержки малого предпринимательства также вправе полностью или частично компенсировать субъектам малого предпринимательства их расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью и информационным обслуживанием.

    Создаваемая при содействии федеральных и  региональных органов исполнительной власти инфраструктура, обеспечивающая развитие и поддержку малого предпринимательства, включает сеть технопарков, лизинговых фирм, бизнес-клубов, производственно-технических центров и других объектов, призванных открыть малым предприятиям доступ к современному оборудованию и технологиям. На региональном уровне особое значение имеет обеспечение малого предпринимательства производственными площадями.

    Еще одним важным элементом государственной  поддержки малого предпринимательства  является обеспечение доступа малых  предприятий к распределению  заказов на производство и поставку продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.

    Федеральным законом «О государственной поддержке  малого предпринимательства в РФ»  предусмотрено, что государственные  заказчики при формировании и  размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции и услуг для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% общего объема поставок данного вида продукции. Размещение госзаказов производится между субъектами малого предпринимательства на конкурсной основе. Номенклатура изделий под выделяемый для малого предпринимательства объем госзаказа определяется при участии Департамента поддержки и развития малого предпринимательства.

    Действующее законодательство предусматривает  широкий комплекс мер по государственной  поддержке малого предпринимательства. Однако возможности их практической реализации во многом зависит от позиции соответствующих органов государственного управления.

    3.2 Республиканская  целевая программа  по государственной  поддержке и развитию  малого предпринимательства  .

    В соответствии с Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений. В течение 2004 - 2008 годов в Удмуртской Республике государственная поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется в рамках Республиканской целевой программы по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2004 - 2008 годы, утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 28 октября 2003 года N 108-III. Принятие настоящей Программы обеспечивает преемственность решений органов государственной власти Удмуртской Республики в сфере развития малого предпринимательства с использованием механизмов и форм государственной поддержки, положительно зарекомендовавших себя в ходе реализации Республиканской целевой программы по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2004 - 2008 годы.

    Основополагающими документами при реализации государственной  политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике являются Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р "Об утверждении Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации", Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Закон Удмуртской Республики от 12 ноября 2004 года N 60-РЗ "О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы", Указ Президента Удмуртской Республики от 2 сентября 2008 года N 138 "О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований в Удмуртской Республике".

    Министерством экономики Удмуртской Республики совместно  с органами государственной власти Удмуртской Республики ведется целенаправленная работа по формированию благоприятного предпринимательского климата в  республике и созданию положительного образа предпринимателя.

    В рамках реализации Республиканской  целевой программы поддержки  и развития малого предпринимательства  координировалась инициатива общественных организаций предпринимателей. Их представители  участвуют в рабочих группах по подготовке нормативных правовых актов, что позволяет сформировать сбалансированные документы.

    Во  всех администрациях городов и районов  вопросы развития предпринимательства  курируют заместители глав администраций, в их структурных подразделениях назначены ответственные за работу по развитию малого предпринимательства.

    В Удмуртской Республике целенаправленная работа по государственной поддержке  малого предпринимательства ведется  почти 15 лет и дает ощутимые результаты.

    Количество  действующих малых предприятий в 2004 году, по данным официальной статистики, составило 7,78 тыс. единиц, в 2005 году - 8,24 тыс. единиц, 2006 году - 10,59 тыс. единиц, а в 2007 году - 13,24 тыс. единиц.

    Сектор  малого предпринимательства оказывает  положительное влияние на замедление темпов роста безработицы. Численность занятых на малых предприятиях в Удмуртской Республике в 2007 году составила 55,65 тыс. человек. Сложилась тенденция роста доли занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике республики, которая в 2007 году достигла 9,1 процента, в 2006 году доля составляла 6,9 процента, в 2005 году - 5,3 процента, в 2004 году - 7,7 процента.

    В то же время в государственной  поддержке малого и среднего предпринимательства  в Удмуртской Республике имеются недостатки и нерешенные проблемы:

    сохраняется дифференциация муниципальных образований  по уровню развития малого бизнеса, порожденная  неравномерностью развития малого предпринимательства  в муниципальных образованиях в  Удмуртской Республике. По показателю "число малых предприятий на 10 тыс. жителей" Удмуртская Республика уступает ряду регионов страны;

    администрации муниципальных образований не располагают  официальными данными от территориальных  органов Федеральной налоговой  службы и Федеральной службы государственной статистики по зарегистрировавшимся и прекратившим деятельность субъектам малого предпринимательства, а также сведениями о результатах деятельности субъектов малого предпринимательства из-за отсутствия системы учета субъектов малого предпринимательства по видам деятельности, объемам произведенной ими продукции, оборота малых предприятий и другим показателям развития малого предпринимательства в разрезе муниципальных образований;

Информация о работе Малое предпринимательство