Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:47, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть сущность лидерства в системе менеджмента.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятия лидерство, лидер; выявить их сущность;
изучить основные черты лидерства; формы явления лидерства;
дать сравнительную характеристику понятиям «лидер» и «менеджер»;
изучить основные подходы и теории лидерства;
рассмотреть методику управления персоналом, использование руководителем стилей руководства на примере организации - ОАО «Хлебозавода №3».
товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества
предприятия. Выдает доверенности, открывает в банках счета, пользуется правом
распоряжения средствами.
В подчинении директора находятся главный бухгалтер (заместитель главного
бухгалтера, бухгалтера); отдел кадров; главный экономист (экономисты);
главный инженер (инженер-технолог, инженер-механик); начальник
производственной лаборатории (зав. производства, зав. центрального склада).
Главный бухгалтер – осуществляет организацию бухгалтерского учета
хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным
использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, учет издержек производства и обращения, выполнение работ, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.
В подчинении у главного бухгалтера находятся бухгалтера. Они выполняют работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, затрат на производство, реализации продукции, расчеты с поставщиками и заказчиками). Осуществляют прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета, и подготавливает их к счетной обработке. Отражает в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств.
В подчинении бухгалтера находится отдел кадров. Начальник отдела кадров
возглавляет работу по обеспечению предприятия кадрами рабочих и служащих
требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с уровнем и профилем полученной ими подготовки и деловых качеств. Принимает трудящихся по вопросам найма, увольнения, перевода, контролирует расстановку и правильность использования работников в подразделениях предприятия. Обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии с полученной в учебном заведении профессией и специальностью.
Также
подчиненным у директора
Далее в подчинении директора стоит главный инженер. Он определяет техническую политику. Обеспечивает постоянное повышение уровня технической подготовки производства, его эффективности и сокращение материальных, финансовых и трудовых затрат на производство продукции, работ (услуг), высокое их качество. Обеспечивает эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования, достижение высокого уровня качества продукции в процессе ее разработки и производства.
Главному инженеру подчиняется инженер-технолог. Он организует разработку и внедрение прогрессивных, экономически обоснованных ресурсосберегающих
технологических
процессов и режимов
продукции. Руководит составлением планов внедрения новой техники и
технологии,
повышения эффективности
обеспечением ею цехов. Руководит работой по организации и планировке новых
цехов, их специализации, освоению новой техники, новых высокопроизводительных технологических процессов, выполнению расчетов производительных мощностей и загрузки оборудования.
Инженер-механик – обеспечивает бесперебойную и технически правильную
эксплуатацию и надежную работу оборудования, содержание в работоспособном
состоянии на требуемом уровне точности. Согласовывает планы (графики) с
подрядными организациями, привлекаемыми для проведения ремонтов, своевременно обеспечивает их необходимой технической документацией, участвует в составлении титульных списков на капитальный ремонт. Организует межремонтное обслуживание, своевременный и качественный ремонт и модернизацию оборудования, работу по повышению его надежности и долговечности, технический надзор за состоянием, содержанием, ремонтом зданий и сооружений, обеспечивает рациональное использование материалов на выполнение ремонтных работ.
Также в подчинении директора находится начальник производственной
лаборатории. Он организует проведение химических анализов, обеспечивает
лабораторный контроль соответствия качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции действующим стандартам и техническим условиям. Возглавляет работу по разработке новых и совершенствованию существующих методов лабораторного контроля и оказывает помощь в их внедрении в производство. Принимает меры по сокращению затрат труда.
Заведующий складом – руководит работниками по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей на складе, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских помещений, облегчения и ускорения поиска необходимых материалов, инвентаря и т.п. Организует проведение погрузочно-разгрузочных работ на складе с соблюдением правил охраны труда, техники безопасности. Участвует в проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей.
Заместитель директора по качеству продукции. Он организует проведение работ по контролю качества выпускаемой предприятием продукции, выполнение работ в соответствии с требованиями стандартов и технических условий, технической документацией, условий поставок и договоров, а также по укреплению производственной дисциплины, обеспечению высокого технического уровня и качества продукции.
Такая структура управления представляет организацию как совокупность
взаимосвязанным элементов. Каждый элемент имеет свои цели и задачи. Директор управляет своими прямыми заместителями, имея при этом представление о действиях нижестоящих подчиненных.
4.3. Методы управления, используемые на предприятии
Работает метод косвенного воздействия,
когда создаются условия для достижения
косвенных результатов, этот метод работает
в любом случае. Менеджер создает условия
для осуществления целей, а специалист
добивается результатов. Необходимость
выполнения целей организации стоит перед
менеджером и специалистом – удовлетворенность
потребителей в качественном, недорогом
продукте и при этом получение прибыли.
Направления воздействия, применяемые
на данном предприятии. Экономический
метод управления, когда существует материальная
заинтересованность специалистов и рабочих.
Менеджер применяет различные методы
для достижения результативности, экономический
метод при этом является самым эффективным.
Также применяется организационно-
Как уже было выяснено, существуют 3 стиля руководства: автократический,
демократический, либеральный. В жизненной практике не могут существовать в
чистом виде каждый из стилей, они применяются комбинированно. Данная
организация не является исключением, руководитель сосредоточил всю основную
власть
в своих руках, при этом он
не старается выполнить все
задачи в одиночку и делегирует часть своих полномочий прямым заместителям.
Доверяя им дальнейшие распоряжения, не особо интересуется, как именно
происходят конечные операции.
И все же данная организация более подвержена
автократическому стилю управления. В
этом есть свои «плюсы» и «минусы». Преимуществом
является то, что автократическое лидерство
быстро принимать решения. В практике
деятельности хлебозавода нередко возникают
ситуации, в которых решения надо принимать
оперативно, а успех достигается при беспрекословном
подчинении приказу руководителя. Один
из главных недостатков такого стиля –
часто возникающая неудовлетворенность
подчиненных, которые могут считать, что
их творческие силы не находят должного
применения. Кроме того, автократический
стиль лидерства обычно рождает злоупотребление
негативными санкциями (наказаниями).
Заключение
Лидерство – это способность выдвигать цели и эффективно использовать все имеющиеся источники власти для их достижения. Лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Большинство менеджеров обладает определенным набором лидерских качеств.
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной
эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие
определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает
влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс
преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой
или организацией своих целей.
Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления
и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник
- подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении.
Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и
наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных
переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские
качества,
лидерское поведение и
влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как
личность.
Стиль лидерства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в третьих - безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством.
Работа менеджера персонала связана со многими науками, такими как психология, социология, право, этика, экономика. Управляющий должен разбираться в людях, понимать их потребности, уметь контактировать с различными людьми. Каждый человек уникален и, понимая мотивы поведения конкретного работника либо кандидата, трезво оценивая его способности и потенциал, можно применять его наиболее эффективно. Люди, занимающиеся набором персонала на свое предприятие, не только не знают о методах набора и других видах работы с персоналом, но и зачастую их подводит единственное, что у них есть – интуиция. Вследствие такой непрофессиональной работы с персоналом, фирма может нести необратимые потери и убытки. Многие люди, не оцененные по достоинству, уходят из организации, а люди без малейшего представления о целях организации работают за зарплату, а не за идею фирмы.