Лидерство в системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть сущность лидерства в системе менеджмента.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятия лидерство, лидер; выявить их сущность;
изучить основные черты лидерства; формы явления лидерства;
дать сравнительную характеристику понятиям «лидер» и «менеджер»;
изучить основные подходы и теории лидерства;
рассмотреть методику управления персоналом, использование руководителем стилей руководства на примере организации - ОАО «Хлебозавода №3».

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

     Введение 

     Есть организации, в которых, вроде бы всё сделано правильно, но чего-то, все-таки, не хватает. В них нет души, нет механизма, который позволяет вдохнуть в мёртвую систему жизнь. Они существуют без веры, без любви, да и без надежды. Они обречены, если только не найдётся человек, или команда единомышленников, которые обнаружат суть и смысл в этой омертвелой системе, и тогда вернётся надежда. Такой человек называется лидером, а концепция, в рамках которой он играет решающую роль - лидерством. Лидерство - это не руководство, как часто переводят, хотя лидер и может быть руководителем. Лидерство - это и не менеджмент.

     Понятия «лидерство» и «менеджмент» далеко не всегда тождественны, но суть их различий большинство людей представляют себе неправильно. В лидерстве нет ничего мистического и загадочного. Это не привилегия узкого круга избранных. Лидерство не обязательно важнее менеджмента, и одно не заменяет другое.

     На самом деле лидерство и менеджмент в компании — две отдельные, дополняющие друг друга системы действий. Каждая имеет свою функцию и характерные для нее виды деятельности. Для успеха компании в современном деловом мире, все более сложном и быстро меняющемся, необходимо освоить обе.

     Если организация хочет выжить и тем более добиться успеха в современных условиях, ей крайне необходимы лидеры. Потому что лидерство связано прежде всего с умением достойно справляться с переменами. В последние годы лидерство приобрело особое значение. Отчасти это объясняется тем, что современный деловой мир отличается крайне жесткой конкуренцией и повышенной изменчивостью.

     В итоге, если сегодня действовать вчерашними методами или даже чуть лучше, — это не приведет к успеху. Все чаще перед компаниями встает задача выдержать натиск великих перемен и суметь сохранить свою конкурентоспособность в этих новых условиях. А чем серьезнее изменения, тем больше потребность в эффективном лидерстве.

     Именно поэтому можно считать,  что данная тема актуальна  в современных условиях.

     В экономической литературе достаточно широко освещена тема лидерства, поэтому я изложила основные концепции лидерства и  показала  уникальность  и значимость  работы менеджера; сделала попытку выделить те моменты во взаимоотношениях  лидера  и последователей, которые делают его успешным, а лидерство эффективным.

     Цель данной работы – раскрыть сущность лидерства в системе менеджмента.

   Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятия лидерство, лидер; выявить их сущность;
  • изучить основные черты лидерства; формы явления лидерства;
  • дать сравнительную характеристику понятиям «лидер» и «менеджер»;
  • изучить основные подходы и теории лидерства;
  • рассмотреть методику управления персоналом, использование руководителем стилей руководства на примере организации - ОАО «Хлебозавода №3».

     В процессе выполнения работы мною были использованы нормативные, методические материалы, учебники, учебные пособия, а также публикации в специальных экономических журналах. 
 
 

      
 
 

     1. Природа лидерства. Формальное и неформальное лидерство

     1.1. Понятие и сущность лидерства 

     Понятие «лидерство» появилось в 40-50-х гг. XX в. как феномен неформального влияния, которое проявляется всегда, вне зависимости от места в официальной иерархии власти – формальной структуре. Неформальное влияние определяет распределение ролей в коллективе, неформальную структуру отношений. Неформальная структура – совокупность межличностных отношений, которые складываются в процессе работы и общения между работниками.

     В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений, с той или другой стороны раскрывающих сущность данного понятия (представлены на рисунке 1.1.1).

 

     Рис. 1.1.1. Сущность лидерства [1, с.150] 
 

     При изучении природы лидерства важно уяснить, что лидерство:

     - основывается на личных способностях оказывать влияние на других людей;

     - предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных;

     - делегируется снизу вверх от последователей.

     Лидерство возникает в группе  в процессе взаимодействия людей  и проявляется в межличностных и деловых неформальных отношениях. Сущность лидерства состоит  в том, что группа признает лидерскую позицию индивида и начинает следовать за ним.  В этом проявляется природа лидерства.

     Специалисты выделяют два типа лидеров: инструментальный – в деловых отношениях и экспрессивный – в межличностных (обычно последний – наиболее уважаемый человек, «аксакал»). Это, как правило, разные люди, но в любом случае больше других склонны к сотрудничеству и взаимной поддержке [2, с.222].

     Человек, претендующий на место  лидера, должен обладать четким  видением будущего и путей движения к нему. Но иногда такое видение исходит из ничем не подкрепленных благих пожеланий. Поэтому лидер может – осознанно или неосознанно – завести своих последователей в глубокий тупик. Чаще всего подобное, правда, встречается в политике, и именами таких людей история изобилует.

     В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, лидер обычно выступает в роли эксперта по любым вопросам, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития лидер является прежде всего интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. Но в обоих случаях он интегратор людей, инициатор и организатор их активных действий, образец, с которым те сверяют свои мысли поступки.

     Лидер является своего рода  контролером, следящим за тем,  чтобы действия каждого из  его членов не противоречили общим, не подрывали единство группы. В необходимых случаях он может вступить в конфликт с администрацией, санкционируя только те ее решения, которые не противоречат интересам представляемого им коллектива.

     Бороться с этим явление практически  невозможно, ибо давление на лидера вызывает лишь еще большее сплочение группы и его противостояние администрации. Поэтому в конфликтной ситуации с ним пытаются договориться, предложив ему одновременно официальную должность, которой он обычно не имеет, но вполне заслуживает.

     Группа выделяет лидеров по  следующим параметрам [5, с.234].

     1. «Один из нас». Принцип идентичности. Мотивом выступает присоединение. Лидер – такой же человек, у него такой же, как у большинства, образ жизни, такие же эмоции, чувства, переживания, такие же стремления.

     2. «Лучший из нас». Принцип уникальности. Мотив – выделение. Лидер – пример для подражания как человек или профессионал.

     3. «Воплощение добродетелей». Принцип  нравственности. Мотив – этическая сопричастность. Лидер – носитель групповых норм, ценностей, морали. Он привержен групповым ценностям и готов их отстаивать. Он не только контролирует выполнение групповых норм членами группы, но и отстаивает эти нормы во «внешней» по отношению к группе среде. При этом поведение лидера обычно шире декларируемых им норм и правил. Таким образом, лидер расширяет границы поведения группы, исследует возможность установления новых норм и правил.

    4. «Оправдание ожиданий». Принцип стабильности. Мотив – гарантия безопасности. Лидер – постоянен в поведении, мнениях, действиях вне зависимости от ситуации.

     По этим составляющим происходит оценка поведения лидера и его соответствия роли.

     Лидерство – ситуационный компонент  управления и имеет три источника  возникновения:

     - официальная власть (отношения «начальник – подчиненный») – возможность оказывать влияние на поведение людей. Официальная (традиционная) власть определяется местом руководителя в структуре управления и выступает основой делегирования полномочий;

     - личный авторитет (отношение «лидер-последователь») – способность оказывать влияние на поведение в силу личных качеств;

     - деловой (служебный) авторитет (отношения «старший - младший») – способность оказывать влияние на поведение других в силу компетентности, знаний, умений.

     Данные источники возникновения  лидерства представлены на рисунке  1.1.2. 

     Рис. 1.1.2. Структура и источники возникновения лидерства [5, с.235] 

     Авторитет может проявляться по ряду признаков – особенностей, черт личности, определенным знаниям, умениям, навыкам, что создает основу для смены лидерских позиций, определяет возможность лидирования разных людей в зависимости от ситуации и ее требований к качествам работника. Задача руководителя при этом – определить лидерский потенциал работников и возможную сферу его проявления, делегировать работу в конкретных направлениях конкретным работникам.

     Власть выступает основой выделения  формальных лидеров – руководителей, авторитет – основой выделения неформальных лидеров. 

     1.2. Формальный и неформальный менеджмент  

     В деятельности человека и в развитии производства все большую роль играет творческий подход к работе, личная инициатива.  Именно они являются главными факторами качества и динамики развития. Но отношение к делу с позиций творчества и инноватики определяется в большей степени неформальным менеджментом, позитивной социально-психологической мотивацией.

     Итак, в чем различия между формальным и неформальным менеджментом?

    Формальный менеджмент в качестве управленческого воздействия использует директивно принятые меры.

     Формальный лидер – человек, имеющий влияние силой статуса или должности. Тот, кто официально имеет статус лидера, но фактически не выполняет его функции [17].

     Неформальный менеджмент – это такой тип менеджмента, в котором основанием для управленческого воздействия являются сложившиеся в группе неформальные отношения.

     Неформальный лидер – тот,  кто в силу разнообразных причин  имеет большое влияние в группе (организации) вне зависимости от своей должности. Он привлекает большинство участников и является ключевым участником при любых событиях. Многие люди с удовольствием прислушиваются к мнению неформального лидера и привыкли доверять ему все обязанности по организации того или иного действия.

     Главными объединяющими качествами, которыми обладает как формальный, так и неформальный лидер является то, что они способны организовать работу других участников группы (коллектива), пользуются особым расположением и могут рассчитывать на благосклонность других людей.

     Главными отличительными чертами является все же то, что формальный лидер занимает более высокую должность, чем неформальный и соответственно имеет больше полномочий, но при этом может не пользоваться расположением других участников группы. Неформальный лидер – это, в первую очередь, позитивный человек, который может не только склонить других людей к своему мнению, но и носит довольно позитивный образ человека, который всегда может развеселить и создать в коллективе хорошее настроение. Формальный лидер в свою очередь отвечает за то, чтоб весь объем работы был выполнен в полном объеме и в точный срок [18].

     Иногда бывает ошибочным стремление менеджера к предельно четкой формальной организации. Конечно, она имеет определённые преимущества. Повышение ответственности, возможности контроля, продуманности в распределении функций, исполнительская дисциплина, некоторый автоматизм в работе, что способствует оперативности и своевременности решений. Однако существует и имеет определенное распространение такой вид забастовки – «работа по правилам». И такая забастовка, как правило, воспринимается руководством фирмы как бедствие. Это ведет к убыткам. Работа формальная, без творчества и энтузиазма, сегодня воспринимается как отрицательное явление.

     Рассмотрим приоритеты, которыми руководствуются управленцы при проектировании воздействия  в формальном и неформальном менеджменте.

Информация о работе Лидерство в системе менеджмента