Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:47, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть сущность лидерства в системе менеджмента.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятия лидерство, лидер; выявить их сущность;
изучить основные черты лидерства; формы явления лидерства;
дать сравнительную характеристику понятиям «лидер» и «менеджер»;
изучить основные подходы и теории лидерства;
рассмотреть методику управления персоналом, использование руководителем стилей руководства на примере организации - ОАО «Хлебозавода №3».
Введение
Есть организации, в которых, вроде бы всё сделано правильно, но чего-то, все-таки, не хватает. В них нет души, нет механизма, который позволяет вдохнуть в мёртвую систему жизнь. Они существуют без веры, без любви, да и без надежды. Они обречены, если только не найдётся человек, или команда единомышленников, которые обнаружат суть и смысл в этой омертвелой системе, и тогда вернётся надежда. Такой человек называется лидером, а концепция, в рамках которой он играет решающую роль - лидерством. Лидерство - это не руководство, как часто переводят, хотя лидер и может быть руководителем. Лидерство - это и не менеджмент.
Понятия «лидерство» и «менеджмент» далеко не всегда тождественны, но суть их различий большинство людей представляют себе неправильно. В лидерстве нет ничего мистического и загадочного. Это не привилегия узкого круга избранных. Лидерство не обязательно важнее менеджмента, и одно не заменяет другое.
На самом деле лидерство и менеджмент в компании — две отдельные, дополняющие друг друга системы действий. Каждая имеет свою функцию и характерные для нее виды деятельности. Для успеха компании в современном деловом мире, все более сложном и быстро меняющемся, необходимо освоить обе.
Если организация хочет выжить и тем более добиться успеха в современных условиях, ей крайне необходимы лидеры. Потому что лидерство связано прежде всего с умением достойно справляться с переменами. В последние годы лидерство приобрело особое значение. Отчасти это объясняется тем, что современный деловой мир отличается крайне жесткой конкуренцией и повышенной изменчивостью.
В итоге, если сегодня действовать вчерашними методами или даже чуть лучше, — это не приведет к успеху. Все чаще перед компаниями встает задача выдержать натиск великих перемен и суметь сохранить свою конкурентоспособность в этих новых условиях. А чем серьезнее изменения, тем больше потребность в эффективном лидерстве.
Именно поэтому можно считать, что данная тема актуальна в современных условиях.
В экономической литературе достаточно широко освещена тема лидерства, поэтому я изложила основные концепции лидерства и показала уникальность и значимость работы менеджера; сделала попытку выделить те моменты во взаимоотношениях лидера и последователей, которые делают его успешным, а лидерство эффективным.
Цель данной работы – раскрыть сущность лидерства в системе менеджмента.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
В процессе выполнения работы мною были
использованы нормативные, методические
материалы, учебники, учебные пособия,
а также публикации в специальных экономических
журналах.
1. Природа лидерства. Формальное и неформальное лидерство
1.1. Понятие и сущность лидерства
Понятие «лидерство» появилось в 40-50-х гг. XX в. как феномен неформального влияния, которое проявляется всегда, вне зависимости от места в официальной иерархии власти – формальной структуре. Неформальное влияние определяет распределение ролей в коллективе, неформальную структуру отношений. Неформальная структура – совокупность межличностных отношений, которые складываются в процессе работы и общения между работниками.
В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений, с той или другой стороны раскрывающих сущность данного понятия (представлены на рисунке 1.1.1).
Рис. 1.1.1. Сущность лидерства [1, с.150]
При изучении природы лидерства важно уяснить, что лидерство:
- основывается на личных способностях оказывать влияние на других людей;
- предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных;
- делегируется снизу вверх от последователей.
Лидерство возникает в группе
в процессе взаимодействия
Специалисты выделяют два типа лидеров: инструментальный – в деловых отношениях и экспрессивный – в межличностных (обычно последний – наиболее уважаемый человек, «аксакал»). Это, как правило, разные люди, но в любом случае больше других склонны к сотрудничеству и взаимной поддержке [2, с.222].
Человек, претендующий на
В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, лидер обычно выступает в роли эксперта по любым вопросам, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития лидер является прежде всего интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. Но в обоих случаях он интегратор людей, инициатор и организатор их активных действий, образец, с которым те сверяют свои мысли поступки.
Лидер является своего рода контролером, следящим за тем, чтобы действия каждого из его членов не противоречили общим, не подрывали единство группы. В необходимых случаях он может вступить в конфликт с администрацией, санкционируя только те ее решения, которые не противоречат интересам представляемого им коллектива.
Бороться с этим явление
Группа выделяет лидеров по следующим параметрам [5, с.234].
1. «Один из нас». Принцип идентичности. Мотивом выступает присоединение. Лидер – такой же человек, у него такой же, как у большинства, образ жизни, такие же эмоции, чувства, переживания, такие же стремления.
2. «Лучший из нас». Принцип уникальности. Мотив – выделение. Лидер – пример для подражания как человек или профессионал.
3. «Воплощение добродетелей».
4. «Оправдание ожиданий». Принцип стабильности. Мотив – гарантия безопасности. Лидер – постоянен в поведении, мнениях, действиях вне зависимости от ситуации.
По этим составляющим происходит оценка поведения лидера и его соответствия роли.
Лидерство – ситуационный
- официальная власть (отношения «начальник – подчиненный») – возможность оказывать влияние на поведение людей. Официальная (традиционная) власть определяется местом руководителя в структуре управления и выступает основой делегирования полномочий;
- личный авторитет (отношение «лидер-последователь») – способность оказывать влияние на поведение в силу личных качеств;
- деловой (служебный) авторитет (отношения «старший - младший») – способность оказывать влияние на поведение других в силу компетентности, знаний, умений.
Данные источники
Рис. 1.1.2. Структура и источники возникновения
лидерства [5, с.235]
Авторитет может проявляться по ряду признаков – особенностей, черт личности, определенным знаниям, умениям, навыкам, что создает основу для смены лидерских позиций, определяет возможность лидирования разных людей в зависимости от ситуации и ее требований к качествам работника. Задача руководителя при этом – определить лидерский потенциал работников и возможную сферу его проявления, делегировать работу в конкретных направлениях конкретным работникам.
Власть выступает основой
1.2. Формальный и неформальный менеджмент
В деятельности человека и в развитии производства все большую роль играет творческий подход к работе, личная инициатива. Именно они являются главными факторами качества и динамики развития. Но отношение к делу с позиций творчества и инноватики определяется в большей степени неформальным менеджментом, позитивной социально-психологической мотивацией.
Итак, в чем различия между формальным и неформальным менеджментом?
Формальный менеджмент в качестве управленческого воздействия использует директивно принятые меры.
Формальный лидер – человек, имеющий влияние силой статуса или должности. Тот, кто официально имеет статус лидера, но фактически не выполняет его функции [17].
Неформальный менеджмент – это такой тип менеджмента, в котором основанием для управленческого воздействия являются сложившиеся в группе неформальные отношения.
Неформальный лидер – тот,
кто в силу разнообразных
Главными объединяющими качествами, которыми обладает как формальный, так и неформальный лидер является то, что они способны организовать работу других участников группы (коллектива), пользуются особым расположением и могут рассчитывать на благосклонность других людей.
Главными отличительными чертами является все же то, что формальный лидер занимает более высокую должность, чем неформальный и соответственно имеет больше полномочий, но при этом может не пользоваться расположением других участников группы. Неформальный лидер – это, в первую очередь, позитивный человек, который может не только склонить других людей к своему мнению, но и носит довольно позитивный образ человека, который всегда может развеселить и создать в коллективе хорошее настроение. Формальный лидер в свою очередь отвечает за то, чтоб весь объем работы был выполнен в полном объеме и в точный срок [18].
Иногда бывает ошибочным стремление менеджера к предельно четкой формальной организации. Конечно, она имеет определённые преимущества. Повышение ответственности, возможности контроля, продуманности в распределении функций, исполнительская дисциплина, некоторый автоматизм в работе, что способствует оперативности и своевременности решений. Однако существует и имеет определенное распространение такой вид забастовки – «работа по правилам». И такая забастовка, как правило, воспринимается руководством фирмы как бедствие. Это ведет к убыткам. Работа формальная, без творчества и энтузиазма, сегодня воспринимается как отрицательное явление.
Рассмотрим приоритеты, которыми руководствуются управленцы при проектировании воздействия в формальном и неформальном менеджменте.