Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:47, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть сущность лидерства в системе менеджмента.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятия лидерство, лидер; выявить их сущность;
изучить основные черты лидерства; формы явления лидерства;
дать сравнительную характеристику понятиям «лидер» и «менеджер»;
изучить основные подходы и теории лидерства;
рассмотреть методику управления персоналом, использование руководителем стилей руководства на примере организации - ОАО «Хлебозавода №3».
Итак, рассмотрев разные классификации стилей руководства, можно лишь отметить, что каждый стиль подбирается под конкретную ситуацию.
Невозможно выделить «универсальный» стиль – можно лишь подобрать оптимальный стиль для организации и конкретной ситуации.
3. Концепции ситуационного лидерства.
Ситуационные теории сосредотачивают внимание на ситуациязх и выявляют факторы, определяющие оведение руководителя. Основная идея ситуационного подхода – прдположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях.
Рассмотрим наиболее известные теории.
1. Модель ситуационного лидерства П. Херсея и К. Бланшарда.
В данной модели зрелость последователей признается ключевым фактором ситуационности.
Зрелость последователей – способность и желание выплнять поставленную лидером задачу.
Способность – знания, умения, навыки, опыт (высокий уровень этой составляющей означает, что последователь не нуждается в директивах и указаниях).
Желание выполнять задачу – высокая мотивированность работника, не требующая от лидерв больших усилий по воодушевлению его к работе.
Схематически эту модель можно представить
в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Лидерский стиль в зависимости от способностей последователей и их желания работать
Стадии зрелости последователей | Лидерский стиль |
1. Люди не способны и не желают работать | указывающий (директивность плюс присмотр) |
2. Люди не способны, но желают работать | убеждающий (директивность и поддержка тем, кто не способен, но желает работать) |
3. Люди способны, но не желают работать | участвующий (партнерство со стороны лидера, чтобы мотивировать их к работе) |
4. Люди способны и желают делать то, что предлагает им лидер | делегирующий (незначительная директивность и поддержка работников) |
Модель ситуационного лидерства Ф.Фидлера.
В модели Ф. Фидлера используются три ситуационные переменные (факторы), влияющие на эффективность лидерского стиля:
- отношения «лидер - последователи» (хорошие или плохие);
- структурированность работы (высокая или низкая);
- должностная позиция лидера (сильная или слабая).
Эти три ситуационные переменные дают восемь типов ситуаций. При этом переменные (факторы) модели скомпонованы таким образом, что первая ситуация более благоприятна для достижения поставленной цели, а последняя – менее благоприятна.
Исследования Ф. Фидлера показали, что в ситуациях 1-2 и 7-8 более высокая производительность группы обеспечивается руководителями, ориентированными на работу, а в ситуациях 3-6 – руководителями, ориентированными на отношения. По мнению Ф. Фидлера мотивация стиля руководителя, указанного в таблице не совпадает с ситуацией, когда для повышения эффективности работы необходимо изменить стиль или ситуацию.
Данные исследования представлены
в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Взаимозависимость эффективности
стиля руководства и ситуации [1, с.157]
Ситуационные
переменные |
Типы ситуаций и эффективность лидера | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Отношения
"руководитель- подчиненный" |
Хоро-
шие |
Хоро-
шие |
Хоро-
шие |
Хоро-
шие |
Пло-
хие |
Пло-
хие |
Пло-
хие |
Пло-
хие |
Структуриро-ванность работы | Струк-
туриро- ванные |
Струк-
туриро-ванные |
Неструк-
туриро- ванные |
Нестру
туриро- ванные |
Струк-
туриро- ванные |
Струк-
туриро- ванные |
Неструк-
туриро- ванные |
Неструк-
туриро- ванные |
Власть руководителя | Сильная | Слабая | Сильная | Слабая | Сильная | Слабая | Сильная | Слабая |
Совокупность
трех перемен-ных |
Благоприятная | Промежуточная | Неблагоприятная | |||||
Более
эффек-
тивный лидер |
Лидер, ориенти-рованный на работу | Лидер, ориентированный на отношения | Лидер, ориентированный на работу |
Модель лидерства «путь-цель» Хауза и Митчела.
Эта модель базируется на мотивационной теории ожидания и исходит из предположения, что работники удовлетворены и производительны тогда, когда имеется жесткая связь: 1) между их усилиями и результатами работы; 2) между результатами работы и вознаграждением.
Авторы модели утверждают, что:
- существует прямая связь между уровнем лидерской эффеивности и уровнем мотивационной силы ожиданий, имеющихся у последователей;
- эффективный лидер тот, кто помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели;
- выбранный руководителем стиль управления должен способствовать ускорению и повышению качества выполнения задания.
В модели описываются различные варианты (стили) поведения лидеров в зависимости от ситуации. При этом для анализа ситуации предлагается два типа ситуационных факторов: 1) характеристики последователей; 2) организационные факторы. На основе анализа всех ситуационных факторов менеджер выбирает тот или иной стиль управления.
4. Анализ управления персоналом на основе «Казанского хлебозавода №3»
4.1 Характеристика организации
Основой любого предприятия служит производственный коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств изготавливать нужную продукцию. Любое предприятие создается для удовлетворения спроса на определенный вид продукции. Данное предприятие создано для удовлетворения в продукции первой необходимости.
Организация – ОАО «Хлебозавод №3». Главной задачей хлебозавода является выполнение плана по реализации хлеба и хлебобулочных, кондитерских изделий. Так как предприятие сделало ставку на товар первой необходимости, экономическое состояние положительное и предприятие имеет стабильную прибыль.
Миссия организации:
1. Основной продукт, производимый фирмой – это хлебобулочные изделия;
2. Главный рынок для реализации товара: потребителями является местное
население. Точки сбыта магазины (ларьки) расположены по всему городу;
3. Технологическая система производства: оборудование необходимое для
замешивания теста и выпекания хлеба, специалисты – технологи.
Общая цель организации - это выпуск продукции, в которой нуждается
потребитель, в данном случае это обеспечение населения хлебом в достаточном
количестве. Задачами предприятия являются: получение дохода, обеспечение
потребителей в данном виде продукции, обеспечение персонала заработной платой вовремя и достойной, создание рабочих мест для населения и недопущение сбоев в работе.
Хлебозавод имеет право:
1. Оказывать услуги предприятиям, организациям согласно заключенных договоров;
2. Покупать, продавать другим предприятиям и организациям, сдавать гражданам в аренду, предоставлять во временное пользование здания, сооружения, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности, а также списывать имеющееся на балансе имущество;
3. Передавать на договорных началах материально-денежные ресурсы другим
предприятиям, организациям и гражданам, производящим продукцию или
выполняющих для хлебозавода работы и услуги.
Объем производства данного предприятия исходит из потребности населения.
Необходимо обеспечить объем хлебобулочных изделий на каждый из пунктов
продажи с учетом режима рабочего дня (организация имеет магазин в каждом из
районов города).
Для нормального функционирования комбината проводится анализ его
деятельности, в зависимости от постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Это
позволяет сделать комбинат устойчивым – прибыльным и конкурентоспособным, а также обеспечить его дальнейшее развитие. Организация имеет хорошую прибыль, которая является не только финансовым результатом, но и основным финансовым ресурсом.
Для всесторонней оценки эффективности деятельности комбината используются различные показатели: товарооборот, прибыль, рентабельность, издержки обращения и производства и др.
4.2. Организационная структура управления
предприятием
Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких
взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределения
между
ними прав и ответственности. В ней
реализуются различные
совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех или иных
принципах управления.
Организационные структуры управления промышленными организациями отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности организации (крупная, средняя, мелкие);
производственный профиль организации (специализация на выпуске одного вида
продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей); характер
выпускаемой продукции; сфера деятельности организации.
Организационная структура данного предприятия линейная (отображена на рисунке 4.2.1). Она имеет ряд достоинств: четкие системы взаимосвязи между руководителями и подчиненными, быстрота реакции в ответ на прямые указания, личная ответственность руководителя за конечные результаты предприятия и другие. Есть и недостатки, такие как высокие требования к руководителю и перегрузка менеджеров.
Рис. 4.2.1. Схема линейной структуры ОАО
«Хлебозавода №3»
Во главе всего хлебозавода стоит директор. Он решает самостоятельно все
вопросы деятельности комбината, без особой на то доверенности действует от
имени комбината, представляет его интересы во всех отечественных предприятиях, фирмах и организациях. Также он распоряжается в пределах
предоставленному ему права имуществом, заключает договора, в том числе по
найму работников. Издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению
всеми работниками хлебозавода. Директор несет в пределах своих полномочий