Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 13:57, аттестационная работа
Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными, и дать рекомендации для повышения результативности труда предприятия в целом.
Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:
- определить сущность и роль лидерства на предприятии, а также выявить особенности лидерских отношений;
- рассмотреть современные модели лидерства;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА………………………………………..5
ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА……………………………………...5
СТИЛИ РУКОВОДСТВА………………………………………………………...7
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА…………………………………...16
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ОСНОВЕ ЗАО «Одема»………………………………………………………………………….….23
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………….23
2.2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЕМ…………………..25
2.3 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ……...30
3. СИТУАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОМУ ЛИДЕРСТВУ……..…..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….....40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...41
Система 4 подразумевает групповые решения и участие работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она - самая действенная. Эти руководители полностью доверяют подчиненным. Взаимоотношения между руководителем и подчиненными дружеские и взаимно доверительные. Принятие решений в высшей степени децентрализовано. Общение двусторонне и нетрадиционное. Кроме того, они ориентированы на человека, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу.
Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового звена уделяли внимание, прежде всего, человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи. Они продуманно разделяли подчиненных на производственные группы и ставили перед ними усложненные задачи. Они использовали групповое руководство вместо традиционных индивидуальных бесед с подчиненными [7, c. 69].
Несколько различий в подходе к определению оптимального способа достижения эффективности организации.
Автократичный подход. В дополнение к предложениям в рамках теории «Х» сторонники автократичного и ориентированного на работу метода утверждают, что:
Авторитарный руководитель считает, что приведенное ниже соотношение между стилем руководства и производительностью верно для всех случаев.
Увеличение
власти
руководителя
руководства
Подход с позиций человеческих отношений. В дополнение к предложениям в рамках теории «У» сторонники демократичного, ориентированного на человека стиля руководства считают, что:
Те, кто считает, что демократичный, или ориентированный на человека, стиль всегда предпочтительнее, чем авторитарный, исходят из того, что между удовлетворенностью и производительностью существуют причинные отношения. Они рассуждают так:
Стиль руководства
1.3 Современные модели лидерства
Концепция атрибутивного лидерства.
Данная концепция опирается
на теорию атрибуции, объясняющую причинно-
Рассматриваемый подход предполагает,
что знание причин, создавших ситуацию,
усиливает лидерское понимание
и способность предсказать
В рамках данного подхода
лидер главным образом
Определение лидером причин поведения подчиненного базируется на трех составляющих: личность, сама работа, организационное окружение или обстоятельства.
В поиске причин лидер пытается
получить три различных вида информации
о поведении подчиненного, степень
отличия, последовательность и степень
уникальности. Первое - связано с
желанием руководителя понять связь
между поведением и работой с
той точки зрения, насколько данное
поведение можно приписать
На описанный выше процесс определения лидером причин случившегося влияют атрибутивные регуляторы или помехи, искажающие его восприятие и заставляющие лидера быть непоследовательным в своем поведении. Чем больше поведение подчиненного видится лидеру, как результат его личностных характеристик «внутренние причины», тем больше лидер возлагает на подчиненного ответственности за результаты. В этом случае отдельные черты личности подчиненного становятся атрибутивными помехами.
Исследования свидетельствуют, что руководителям свойственно приписывать успех в работе у женщин внешним причинам, а неудачи внутренним. По-другому рассуждают руководители в отношении работников мужского пола.
Данная модель атрибутивного лидерства имеет существенные отличия от раннее рассмотренных традиционных моделей, являющихся излишне описательными и, главное, не отвечающих на вопрос, почему.
В модели имеются две важные связки. Первая связка отражает стремление лидера определить причины плохой работы. Этот поиск регулируется тремя типами информации о поведении подчиненного: отличительные особенности, последовательность и степень уникальности. Вторая связка отражает ответное лидерское поведение, являющееся следствием того, что, по мнению лидера, является причиной плохой работы. Взаимосвязь между установленными лидером причинами результатов работы и его последующим поведением определяется тем, кто, по мнению лидера должен нести ответственность за происшедшее. Если лидер считает, что причины носят внутренний характер, то ответственность, по его мнению, должен, нести подчиненный, и к нему принимаются соответствующие меры.
Приводимые ниже результаты исследований по данной модели представляют большой практический интерес:
Последующие исследования показали, что в рамках данной модели, скорее всего, происходит не воздействие лидера на поведение подчиненного, а взаимодействие между лидером и подчиненным, то есть подчиненный своей реакцией на меры руководителя оказывает влияние на последующее поведение последнего.
При этом в зависимости
от эффективности лидерства, спираль
отношений лидер последователь
может раскручиваться вверх «отношения
дают большой эффект» или вниз
«отношения дают меньший эффект». Последнее
может, в конечном счете, привести к
разрыву отношений между
Концепция харизматического лидерства.
Имеются две противоположные
позиции формирования имиджа лидера.
Одна отрицает вообще какое-либо влияние
лидера на организационную эффективность,
а другая - ведет к лидерской
харизме и попытке
Харизма является формой влияния
на других посредством личностной привлекательности,
вызывающей поддержку и признание
лидерства, что обеспечивает обладателю
харизмы власть над последователями.
Как источник лидерской власти харизма
относится к власти примера, связанной
со способностью руководителя влиять
на подчиненных в силу своих личных
качеств и стиля руководства.
Харизма дает руководителю преимущества
эффективнее оказывать свое влияние
на подчиненных. Многие считают, что
получение харизмы связано со
способностью лидера находить своих
обожателей и почитателей и даже
менять их состав в зависимости от
ситуации. Другие определяют харизму
как набор специфических
Харизматическим считается
тот лидер, который в силу своих
личностных качеств способен оказывать
глубокое воздействие на последователей.
Лидеры этого типа испытывают высокую
потребность во власти, имеют сильную
потребность в деятельности и
убеждены в моральной правоте
того, во что они верят. Потребность
во власти мотивирует их в стремлении
стать лидерами. Их вера в свою правоту
деятельным передает людям чувство
того, что он способен быть лидером.
Эти качества развивают такие
черты харизматического поведения,
как моделирование роли, создание
образа, упрощение целей «фокуса
простые и драматического характера
цели», упор на большие ожидания, проявление
доверительности у
Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная - связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям [20, c. 134]. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.
Модели харизматического
лидерства различаются
Следующий шаг связан со
способностью лидера передать значение
своего видения посредством
Исследование практики
деловых организаций показало, что
в обычной ситуации харизматическое
лидерство не всегда требуется для
достижения в бизнесе высоких
результатов. Чаще оно подходит к
тем случаям, когда последователи
сильно идеологизируют свои желания
и пути их выполнения. Это во многом
объясняет более частое наличие
харизмы у лидеров, проявляющих
себя в политике, религии, военных
действиях. Для бизнеса важность
харизматического лидерства возрастает
по мере необходимости проведения в
организации радикальных