Лидерство. Управление персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 13:57, аттестационная работа

Описание работы

Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными, и дать рекомендации для повышения результативности труда предприятия в целом.
Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:
- определить сущность и роль лидерства на предприятии, а также выявить особенности лидерских отношений;
- рассмотреть современные модели лидерства;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА………………………………………..5
ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА……………………………………...5
СТИЛИ РУКОВОДСТВА………………………………………………………...7
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА…………………………………...16
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ОСНОВЕ ЗАО «Одема»………………………………………………………………………….….23
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………….23
2.2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЕМ…………………..25
2.3 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ……...30
3. СИТУАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОМУ ЛИДЕРСТВУ……..…..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….....40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.docx

— 87.21 Кб (Скачать)


 

Министерство  образования  Российской  Федерации

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Региональный центр по переподготовке военнослужащих (РЦПВ)

 

 

 

Программа переподготовки незанятых выпускников

Направление “Менеджмент”

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

 

     Тема    Лидерство. Управление персоналом.

 

 

 

 

      Автор аттестационной работы: Князькова  Н.В.

      Группа: М-41

      Руководитель аттестационной работы: Павленко В.А.

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск - 2003

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………………………………...2

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА………………………………………..5

  • ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА……………………………………...5
  • СТИЛИ РУКОВОДСТВА………………………………………………………...7
  • СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА…………………………………...16
  • 2. АНАЛИЗ  УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ОСНОВЕ ЗАО «Одема»………………………………………………………………………….….23

    2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………….23

    2.2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА  ПРЕДПРИЯТИЕМ…………………..25

    2.3 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  НА ПРЕДПРИЯТИИ……...30

    3. СИТУАЦИОННЫЕ  ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОМУ ЛИДЕРСТВУ……..…..34

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….....40

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...41

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность  темы исследования. При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации - работники, а за ее пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе и не к бездумному исполнению. Следует прейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности.

    Современная концепция развития производства заключается в том, что максимальная производительность, качество и конкурентоспособность  могут быть достигнуты только при  участии каждого сотрудника в  совершенствовании производственного  процесса первоначально на своем  рабочем месте, а в дальнейшем на предприятии в целом. Вовлечение персонала в процесс совершенствования производства создает творческую обстановку и является мощным мотиватором персонала к труду, что позволяет каждому сотруднику максимально реализовать свой опыт и творческие способности.

    Организация – социотехническая система, где люди работают совместно ради достижения общих целей. Функционирование любой организации предполагает осознание всеми сотрудниками (а  не только руководством) целей и  ценностей организации и их участие  в разработке политики организации.

    Цель  и задачи исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными, и дать рекомендации для повышения результативности труда предприятия в целом.

    Достижение цели подразумевало  решение следующих поставленных задач:

    • определить сущность и роль лидерства на предприятии, а также выявить особенности лидерских отношений;
    • рассмотреть современные модели лидерства;
    • определить влияние на прибыльность предприятия в зависимости от стиля руководства.

    Объект  исследования. Рассмотрение управленческих взаимоотношений, их сущности и особенностей на основе хлебокомбината «Рассвет».

    Предмет исследования. Изучение ситуационных подходов к эффективному лидерству.

    Теоретическая и методологическая основа исследования.  Достижения отечественной и зарубежной науки в исследовании особенностей лидерства. В ходе работы проработана и изучена общая и специальная литература, статьи и материалы семинаров, а также международная практика.

    Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка литературы. Основной текст изложен на 38 станицах. Список литературы содержит 27 источников.

    Во  введении раскрыта актуальность темы, сформулирована цель, задачи, объект и предмет исследования.

    В первой главе «Теоретические основы лидерства» определены понятия и сущность лидерства, детально рассмотрены стили и современные методы руководства.

    Вторая  глава «Анализ управления персоналом на основе хлебокомбината «Рассвет»» посвящена рассмотрению лидерских взаимоотношений на предприятии, в главе приведены характеристика, организационная структура и методы управления, используемые в организации.

    В третьей  главе «Ситуационные подходы к эффективному лидерству» был проведен анализ основ эффективного лидерства.

    В заключении обобщены исследования и результаты диплома и сформулированы основные выводы.

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА

    1.1 Понятия  и сущность лидерства

    Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

    Обязательное условие  лидерства - обладание властью в  конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней  и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных  учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп  и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную  опору в обществе или в коллективах  людей, которые за ним следуют.

    Выделяют формальное и  неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается  с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через  личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального  лидерства [16, c.185].

    Считается, что идеальным для  лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

    Решение проблем, возникающих перед  группами людей при достижении ими  общей цели, решалось путем сплочения  вокруг одного лидера. В предпринимательстве  этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные  задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации  имеет и слабые стороны:

      • проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
      • достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;
      • уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время. 

    В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

      • видение ситуации в целом;
      • способность к коммуникациям;
      • доверие сотрудников;
      • гибкость при принятии решений.

    Таким образом, следует сделать  вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей [11, c. 134].

    Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной  эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как  наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно  оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это  процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих  целей. Лидерство представляет собой  специфический тип управленческого  взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных  источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих  целей.

    Лидерство как тип отношений  управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно  является эффективным лидером, и  наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

    Подходы к изучению лидерства  различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение  проблемы эффективного лидерства.

    Ранние традиционные концепции  предлагали определять эффективное  лидерство на основе либо качеств  лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции, в конечном счете, утонули в бесконечном  множестве выявленных качеств и  образцов поведения, так и не создав завершенной теории.

    Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность  лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации [5, c. 48].

    1.2 Стили руководства

    Стиль руководства в  контексте управления – это привычная  мера поведения руководителя по отношению  к подчиненным, чтобы оказать  на них влияние и побудить их к  достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего  о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все  отражает стиль руководства, характеризующий  данного лидера.

    Слово “стиль” греческого происхождения.  Первоначально оно  означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось  в значении  “почерк”. Отсюда можно  считать, что стиль руководства  – своего рода “почерк” в действиях  менеджера [16, c. 164] .

    Стиль руководства - типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели

    Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был  взгляд, основанный на оценке личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием  теории великих людей, лучшие из руководителей  обладают определенным набором общих  для всех них личных качеств (уровень  интеллекта, знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование  и высокая степень уверенности  в себе). Поэтому, если можно выявить  у себя эти качества, то, возможно, их развитие, позволяющее в будущем  стать хорошим руководителем.

    В дальнейшем возник другой, поведенческий подход, который создал основу для более точного определения: стиль управления это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, нацеленная на влияние и побуждения их к достижению целей организации. Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или о выполнении задачи отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера. Но и такой подход оказался не полным. Дальнейшие исследования показали, что в эффективности руководства значительную роль играют ситуационные факторы, которые, например, включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействие среды, имеющуюся у руководителя информацию. На практике это означает, что руководитель-лидер должен по-разному вести в различных ситуациях.

    Таким образом, представители  поведенческой школы выработали подход к определению значимых факторов эффективного руководства: подход с  позиции:

    • личных качеств;
    • особенностей поведения человека в организации;
    • конкретной ситуации.

    Согласно поведенческому подходу  к руководству, по способу и методу отношения к подчиненным, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. А каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стиль руководства должен быть соотнесен с какой-то позицией руководителя.  По  классификации Курта Левина стиль является одномерным и может быть авторитарным,  демократическим или либеральным. Рис. 1 иллюстрирует автократично-либеральный континуум[8, c. 72].

    Информация о работе Лидерство. Управление персоналом