Лидерство: понятие, виды, основные составляющие

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Обосновать необходимость лидерства и способности влиять на поведение людей для эффективного управления. Раскрыть содержание основных стилей лидерства и современных моделей лидерства. Проанализировать ситуационные подходы к эффективному лидерству и сделать выводы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· Теоретическое изучение поставленной проблематике в курсовой работе;

· Проведение исследования по изучению лидерских качеств и их влияния на выбор стиля руководства;

· Установить зависимость между выраженностью лидерских качеств и стилями руководства;

Содержание

Введение 3

I Характеристика лидерства 4

1.1 Понятие лидерства 4

1.2 Стили лидерства 6

1.3 Современные модели лидерства 7

1.3.1 Концепция атрибутивного лидерства 7

1.3.2 Концепции харизматического лидерства 9

1.3.3 Концепция преобразующего лидерства 11

Краткие выводы 12

II Анализ ситуационных подходов к эффективному лидерству 13

2.1 Теория Ф.Фидлера 13

2.2 Теория Т.Митчела и Р.Хауса 15

2.3 Теория В.Врума, Д.Йеттона и А.Яго 17

2.4 Теория жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара 19

2.5 Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства 21

III Управление и персонал на предприятии химической промышленности

ОАО «Алтайхимпром» 23

3.1 История и развитие компании 23

3.2 Роль лидерства в управлении предприятием 24

Заключение 27

Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

курсовой проект по менеджменту.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

  В современных рыночных условиях таким организациям как ОАО «Алтайхимпром» стремящимся быть конкурентоспособными, просто непростительно иметь слабого руководителя. Именно поэтому отбор персонала на руководящие должности осуществлялся очень тщательно - анализировались как физические, так и личностные качества.

  Многочисленные  исследования показали, что успех  в управлении приходит к лидерам, обладающим настойчивостью и умением  предвидеть, убеждать, вырабатывать стратегию, общаться с людьми. Лидеры должны рассматривать различные аспекты деятельности организации как части единого целого. Управленческий труд как наиболее сложная и ответственная разновидность общественного труда требует большой одаренности, разносторонней подготовленности, высокой ответственности, прежде всего профессиональной, гражданской и нравственной. Ошибки в выборе и продвижении управленческих лидеров очень дорого обходятся обществу. Поэтому одной из наиболее актуальных задач социального управления является подготовка, выдвижение и поддержка руководителей.

  В поведении Марины Александровны можно уловить определенные закономерности. Она бросает вызов любым трудностям, склонна к эксперименту и риску, во всем занимает активную позицию, вдохновляет на подвиг, изобретает цель, ставит ее перед людьми, объединяет их для ее достижения. Ей удается создать мотивацию к действию у других, подавать пример, поощрять более успешных сотрудников, признавать вклад каждого, праздновать общую победу. Как менеджер Марина Александровна всегда стремится к максимальным результатам и для этого прорабатывает все мелочи.

  Марина  Александровна со своими подчиненными использует такой вид общения как партнерство. Основные качества лидера-партнера:

  - Теплота в отношениях

  - Искренность

  - Симпатия (интерпатия)

  - Позитивное отношение к людям

  Всё это позволяет ей успешно сочетать функции менеджера и лидера.

 

Заключение 

  В результате решения задач, необходимого для достижения цели исследования, можно сделать следующие выводы. Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером. Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.

  Эффективность управления непосредственно связана с оптимальным использованием ресурсов организации при решении насущных проблем и ее способностью достойно встретить требования ближайшего будущего (в расчете на новые достижения). В стабильной ситуации эффективность функционирования организации может быть обеспечена менеджментом без учета отношений лидерства. Но в нестабильных условиях, требующей от организации постоянной готовности к изменениям в соответствии с новыми обстоятельствами и запросами, эффективность организационной деятельности зависит от потенциала лидерства.

  При анализе работы директора предприятия  химической промышленности ОАО «Алтайхимпром» была подробно изучена  управленческая деятельность Жуковой Марины Александровны. Было выявлено, что Марина Александровна  отлично справляется со своей управленческой деятельностью, используя лидерские качества.

  В заключение хочется сказать, о том, что проблема лидерства с каждым днем становится все более насущной. В современных условиях руководитель не являющийся лидером, который не имеет за своей спиной сработанной команды, вряд ли сможет эффективно управлять предприятием. 
 

 

Список  литературы 

  1. Большаков А. С. Менеджмент: стратегия успеха. – Спб.: Издательский дом «Литера», 2007. – 224 с.: ил. («Искусство управлять»)
  2. Беляцкий Н.П. Менеджмент. Основы лидерства: Учебное пособие. – Минск: Новое       знание, 2009.
  3. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2005. – 220 с.
  4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. – М.: Гардарики, 2008. – 380 с.
  5. Камынина Н. Н., Островская И. В., Пьяных А. В. Менеджмент и лидерство. Учебник для студентов высшего профессионального образования. – Москва.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2009. – 528 с.
  6. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ДеКА, 2007.
  7. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник/Под ред. Ф.М. Русинова и М.А. Разу.- М., ИД ФБК-ПРЕСС, 2006. – 198 с.
  8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2008. – 315 с.
  9. Орлов А.И.Менеджмент: учебник. М.: Издательство "Изумруд", 2007.
  10. Основы менеджмента. Учебник/ Под редакцией Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2007.
  11. Переверзев М.П. Менеджмент: Учебник для студентов вузов. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  12. Поршнев А.Г., Разу М.Л., Тихомирова А.В. Менеджмент. Теория и практика в России. – М.: ДеКА,2006
  13. Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 2005. – 160 с.
  14. Учебник, 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.
  15. Райченко А.В., Хохлова И.В. Менеджмент: Учебное пособие. – М.:ФОРУМ, 2007.

Информация о работе Лидерство: понятие, виды, основные составляющие