Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:39, курсовая работа
Цель курсовой работы: Обосновать необходимость лидерства и способности влиять на поведение людей для эффективного управления. Раскрыть содержание основных стилей лидерства и современных моделей лидерства. Проанализировать ситуационные подходы к эффективному лидерству и сделать выводы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· Теоретическое изучение поставленной проблематике в курсовой работе;
· Проведение исследования по изучению лидерских качеств и их влияния на выбор стиля руководства;
· Установить зависимость между выраженностью лидерских качеств и стилями руководства;
Введение 3
I Характеристика лидерства 4
1.1 Понятие лидерства 4
1.2 Стили лидерства 6
1.3 Современные модели лидерства 7
1.3.1 Концепция атрибутивного лидерства 7
1.3.2 Концепции харизматического лидерства 9
1.3.3 Концепция преобразующего лидерства 11
Краткие выводы 12
II Анализ ситуационных подходов к эффективному лидерству 13
2.1 Теория Ф.Фидлера 13
2.2 Теория Т.Митчела и Р.Хауса 15
2.3 Теория В.Врума, Д.Йеттона и А.Яго 17
2.4 Теория жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара 19
2.5 Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства 21
III Управление и персонал на предприятии химической промышленности
ОАО «Алтайхимпром» 23
3.1 История и развитие компании 23
3.2 Роль лидерства в управлении предприятием 24
Заключение 27
Список литературы 28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРНАУКИ)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт
управления в промышленности
и энергетике
Кафедра
промышленного бизнеса
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине: «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»
на
тему: «Лидерство:
понятие, виды, основные
составляющие»
Выполнила студентка
очной формы обучения
2курса,
группы МБХТ(4) 2-1
(подпись)
Руководитель курсовой работы:
к.э.н.,
доцент
Москва- 2010 г.
Содержание
Введение 3
I Характеристика лидерства 4
1.1 Понятие лидерства 4
1.2 Стили лидерства 6
1.3 Современные модели лидерства 7
1.3.1 Концепция
атрибутивного лидерства
1.3.2 Концепции харизматического лидерства 9
1.3.3 Концепция преобразующего лидерства 11
Краткие выводы 12
II Анализ ситуационных подходов к эффективному лидерству 13
2.1 Теория Ф.Фидлера 13
2.2 Теория Т.Митчела и Р.Хауса 15
2.3 Теория В.Врума, Д.Йеттона и А.Яго 17
2.4 Теория жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара 19
2.5 Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства 21
III Управление и персонал на предприятии химической промышленности
ОАО «Алтайхимпром» 23
3.1 История и развитие компании 23
3.2 Роль лидерства в управлении предприятием 24
Заключение 27
Список литературы
28
Введение
Лидерство
– важнейший компонент
Актуальность
данной темы объясняется возрастающим
значением лидера и лидерства
в современном мире. Стратегия
развития организации и эффективность
лидерства связаны с
Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов. В зависимости от характера конфликта и особенностей его участников лидер, старающийся управлять конфликтом. Может выбирать роль посредника или судьи.
Цель
курсовой работы: Обосновать необходимость
лидерства и способности влиять
на поведение людей для
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· Теоретическое изучение поставленной проблематике в курсовой работе;
· Проведение исследования по изучению лидерских качеств и их влияния на выбор стиля руководства;
· Установить зависимость между выраженностью лидерских качеств и стилями руководства;
Объектом курсовой работы – генеральный директор предприятия химической промышленности ОАО «Алтайхимпром»
Предметом курсовой работы является – выявление и изучение лидерских качеств директора.
I
Характеристика лидерства
1.1
Понятие лидерства
и его сущность
Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).
Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер - это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа -- таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
1)
бытовой тип лидерства (в
2)
социальный тип лидерства (на
производстве, в профсоюзном движении,
в различных обществах:
3)
политический тип лидерства (
Существует
несомненная связь между
Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: “Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими”.
Талант
руководства людьми основывается на
целом комплексе социально-
Доверие к лидеру - это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутренне согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.
Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, - модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой - от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба - от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют. [4]
1.2 Стили лидерства
Стили лидерства – это совокупность характерных для лидера приемов и способов решения задач управления, то есть это система постоянно применяемых методов руководства. Стили лидерства делятся на три основных категории - авторитарный, демократичный и либеральный.
Авторитарный стиль лидерства подразумевает жесткие способы управления, всякое пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений. Мнение подчиненных не учитывается, всякие попытки сделать что-либо не так моментально пресекаются. Из известного метода «Кнут и Пряник» используется только кнут. Основа данного стиля лидерства – страх наказания за невыполнение задачи. Авторитарному лидеру не важно, насколько его взгляды разделяются в коллективе, он не принимает предложения подчиненных и не объясняет им происходящих процессов. Работа персонала строится в соответствии с четко определенными инструкциями.
Демократичный стиль лидерства заключается в коллегиальности принятия решений, то есть учитывается мнение подчиненных. Руководитель рекламирует свою позицию и идеи, посредством убеждения старается превратить своих сотрудников в союзников. Возникающие идеи могут обсуждаться совместно с подчиненными. Идеи группы принимаются, но при этом руководитель сам контролирует и направляет работу. Метод «Кнута и Пряника» используется в полной мере.
Либеральный
стиль лидерства – можно
Информация о работе Лидерство: понятие, виды, основные составляющие