Лидерство: понятие, виды, основные составляющие

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Обосновать необходимость лидерства и способности влиять на поведение людей для эффективного управления. Раскрыть содержание основных стилей лидерства и современных моделей лидерства. Проанализировать ситуационные подходы к эффективному лидерству и сделать выводы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· Теоретическое изучение поставленной проблематике в курсовой работе;

· Проведение исследования по изучению лидерских качеств и их влияния на выбор стиля руководства;

· Установить зависимость между выраженностью лидерских качеств и стилями руководства;

Содержание

Введение 3

I Характеристика лидерства 4

1.1 Понятие лидерства 4

1.2 Стили лидерства 6

1.3 Современные модели лидерства 7

1.3.1 Концепция атрибутивного лидерства 7

1.3.2 Концепции харизматического лидерства 9

1.3.3 Концепция преобразующего лидерства 11

Краткие выводы 12

II Анализ ситуационных подходов к эффективному лидерству 13

2.1 Теория Ф.Фидлера 13

2.2 Теория Т.Митчела и Р.Хауса 15

2.3 Теория В.Врума, Д.Йеттона и А.Яго 17

2.4 Теория жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара 19

2.5 Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства 21

III Управление и персонал на предприятии химической промышленности

ОАО «Алтайхимпром» 23

3.1 История и развитие компании 23

3.2 Роль лидерства в управлении предприятием 24

Заключение 27

Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

курсовой проект по менеджменту.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНОБРНАУКИ)  

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» 
 

Институт  управления в промышленности и энергетике 

Кафедра промышленного бизнеса 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине: «ОСНОВЫ  МЕНЕДЖМЕНТА»

на  тему: «Лидерство: понятие, виды, основные составляющие» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка

очной формы обучения

2курса, группы  МБХТ(4) 2-1                                           ______________     А.О.Мещерягина

            (подпись) 
 

Руководитель  курсовой работы:

к.э.н., доцент                                                                 ______________      А.А.Канке

                                (подпись) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва- 2010 г.

 

Содержание 

Введение            3

I Характеристика лидерства         4

1.1 Понятие лидерства                                 4

1.2 Стили лидерства          6

1.3 Современные  модели лидерства          7

    1.3.1 Концепция  атрибутивного лидерства           7

    1.3.2 Концепции харизматического лидерства      9

    1.3.3 Концепция  преобразующего лидерства       11

    Краткие  выводы           12

II Анализ ситуационных подходов к эффективному лидерству    13

2.1 Теория Ф.Фидлера          13

2.2 Теория Т.Митчела  и Р.Хауса                15

2.3 Теория В.Врума, Д.Йеттона и А.Яго       17

2.4 Теория жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара          19

2.5 Сравнительный  анализ ситуационных моделей  лидерства            21

III Управление и персонал на предприятии химической промышленности

ОАО «Алтайхимпром»             23

3.1 История и  развитие компании                23

3.2 Роль лидерства  в управлении предприятием      24

Заключение                 27

Список литературы                28 

 

Введение 

      Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

      Актуальность  данной темы объясняется возрастающим значением лидера и лидерства  в современном мире. Стратегия  развития организации и эффективность  лидерства связаны с объективными и субъективными возможностями лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения сотрудничества и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной деятельности организации.

      Роль  лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов. В зависимости от характера конфликта и особенностей его участников лидер, старающийся управлять конфликтом. Может выбирать роль посредника или судьи.

      Цель  курсовой работы: Обосновать необходимость  лидерства и способности влиять на поведение людей для эффективного управления. Раскрыть содержание основных стилей лидерства и современных моделей лидерства. Проанализировать ситуационные подходы к эффективному лидерству и сделать выводы.

  Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  · Теоретическое изучение поставленной проблематике в курсовой работе;

  · Проведение исследования по изучению лидерских качеств и их влияния на выбор стиля руководства;

  · Установить зависимость между выраженностью лидерских качеств и стилями руководства;

  Объектом курсовой работы – генеральный директор предприятия химической промышленности ОАО «Алтайхимпром»

  Предметом курсовой работы является – выявление и изучение лидерских качеств директора.

 

  I Характеристика лидерства 

      1.1 Понятие лидерства  и его сущность 

      Лидер - это личность, за которой все  остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

      Он  может быть назначен официально, а  может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).

      Таким образом, лидером группы может стать  только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер - это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа -- таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

      С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

      1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых  объединениях, в семье);

      2) социальный тип лидерства (на  производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

      3) политический тип лидерства (государственные,  общественные деятели).

      Существует  несомненная связь между судьбой  лидера бытового, лидера социального  и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться  в лидеры другого типа.[7]

      Лидер с организаторскими способностями  в состоянии быстро и правильно  оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: “Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими”.

      Талант  руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.

      Доверие к лидеру - это признание его  высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутренне согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

      Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, - модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой - от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

      Обязательное  условие лидерства - обладание властью  в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба - от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют. [4]

 

       1.2 Стили лидерства

      Стили лидерства – это совокупность характерных для лидера приемов  и способов решения задач управления, то есть это система постоянно применяемых методов руководства. Стили лидерства делятся на три основных категории -  авторитарный, демократичный и либеральный.

      Авторитарный  стиль лидерства подразумевает  жесткие способы управления,  всякое пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений. Мнение подчиненных не учитывается, всякие попытки сделать что-либо не так моментально пресекаются. Из известного метода «Кнут и Пряник» используется только кнут. Основа данного стиля лидерства – страх наказания за невыполнение задачи. Авторитарному лидеру не важно, насколько его взгляды разделяются в коллективе, он не принимает предложения подчиненных и не объясняет им происходящих процессов. Работа персонала строится в соответствии с четко определенными инструкциями.

      Демократичный стиль лидерства  заключается  в коллегиальности принятия решений, то есть учитывается мнение подчиненных. Руководитель рекламирует свою позицию  и идеи, посредством убеждения  старается превратить своих сотрудников в союзников. Возникающие идеи могут обсуждаться совместно с подчиненными. Идеи группы принимаются, но при этом руководитель сам контролирует и направляет работу. Метод «Кнута и Пряника» используется в полной мере.

      Либеральный стиль лидерства – можно сказать, что это семья на работе. Лидер есть, но он устранился от руководства. Подчиненные сами определяют что им делать. Отсутствие похвалы и  наказаний. Никакого сотрудничества между лидером и подчиненными. Позиция лидера - незаметно в стороне от группы. Лидер не дает указаний. Работа складывается из отдельных интересов участников группы.

Информация о работе Лидерство: понятие, виды, основные составляющие