Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:31, курс лекций

Описание работы

Тема 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА МЕНЕДЖМЕНТ
1. Основные понятия

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ по менеджменту.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Управление  организационными структурами –  это процесс непрерывного уточнения  ценностей; это важный аспект работы любого предприятия.

Ценности и приоритеты:

- экономические  ценности

- технологические  ценности

- социально-политические  ценности

Успешное  развитие предприятия зависит от качества  руководителей, способность  верить в себя и в свое предприятие. 

Тема 7 РОЛЬ ПРОЦЕССОВ  КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1. Общее понятие  коммуникации и  вида коммуникаций

Коммуникация  – обмен информации между людьми.

Обмен информацией необходим при реализации любой из функций менеджмента.

Виды  коммуникаций:

1) Коммуникации  между средой и организацией (см. внешняя среда окружения предприятия)

2) Коммуникации  между уровнями и подразделениями  (см. организационную структуру предприятия)

3) Коммуникации  между различными подразделениями,  которые выполняют координацию  задач и действий.

4)Коммуникации  «руководитель-подчиненный»:

- внесение  приоритетов, задач и ожидаемых  результатов

- обеспечение  вовлечения в решение задач  подразделения

- обсуждение  проблем эффективности работы

- признание  и вознаграждение с целью мотивации

- совершенствование  и развитие способностей подчиненных

- сбор  информации o существующей проблеме  и o назревающей проблеме

- оповещение  подчиненного o грядущем изменении

- получение  сведений об идее усовершенствования  и предложения повышения эффективности  деятельности предприятия.

5) Коммуникации между руководителем и его рабочей группой

6) Неформальные  коммуникации – канал распространения  слухов 

2. Сущность процесса  коммуникации

Процесс коммуникации возможно осуществить  при наличии элементов:

1. Отправитель  – лицо, стремящееся донести определенные идеи с помощью передаваемой им информации

2. Сообщение  – информация, имеющая определенную  форму и закодированная с помощью  соответствующих символов

3. Канал  связи – средство передачи  информации

4. Получатель  – лицо, которому отправитель  адресует передаваемое сообщение.

Модель  коммуникационного процесса: 

=///= см. в конспекте! =///= 

В процессе коммуникации возникают межличностные  коммуникации. Межличностный обмен  информацией связан с необходимостью преодоления межличностных барьеров:

1. В  восприятии

2. В  обмене невербальной информации

3. В  симаптике (символы)

4. В  качественной обратной связи

5. В  недостаточной внимательности

Возникают организационные коммуникации. 

3. Коммуникационные  сети

Коммуникационные  сети – соединение определенным образом  участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков.

В данном случае рассматриваютс коммуникационные процессы между индивидами.

Коммуникационная  сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков.

Эффективность коммуникаций во многом зависит от количества канаолв связи сети и ее характером сети: 

=///= см. в конспекте! =///= 

Характеристики  коммуникационной сети:

1. Скорость  передачи информации

2. Точность  передачи информации

3. Устойчивость  организации

4. Потребность в руководстве

5. Мораль  членов организации 

4. Коммуникационные  стили

Коммуникационный  стиль – способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими.

Существует  матрица коммуникационных стилей: 

=///= См. в конспекте! =///= 

Тема 8 СТИЛИ РУКОВОДСТВА

1. Руководитель и  его функции

Руководитель  – это лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые  ему должны подчиняться, и в рамках, определенных полномочиями, выполнять  требования руководителя.

Степени развития подхода к руководству:

- ранний  технократизм

- классический  технократизм

- гуманистический  технократизм 

Функции руководителя:

1) Стратегическая (постановка целей организации)

2) Экспертно-инновационная

3) Административная:

- организационная

- контролирующая

- стимулирующая

- направляющая

4) коммуникационная  функция

5) социальная  функция. 

2. Стили управлении

Стили управления – это фактор, определяющий успех или неудачу организации в целом.

Результативное  управление создает атмосферу всеобщего вовлечения и занятости работы, которое побуждает людей преодолевать препятствия на пути к достижению максимальных результатов.

Следствием  результативного управления можно  считать:

- Достижение  целей организации

- Персональная  ответственность каждого работника

- Мотивация

- Улучшение  функционального распределения  на рабочих местах

Для достижения результатов управения необходимы следующие  компоненты:

- умение  работать с информацией

- инициатива

- отстаивание  своих позиций

- разрешение  конфликтов

- критика

- принятие  управленческих решений

Стили управления:

1. Авторитарный  стиль:

- эксплуататорский  стиль

- благожелательный  стиль

2) Демократический  стиль: основан на формировании  руководителя благоприятного морального  психологического климата

3) Стиль, ориентированный на задачу (инструментальный). Руководитель уделяет главное внимание распределению задания среди подчиненных.

4) Стиль,  ориентированный на человеческие  отношения

5) Либеральный  стиль: Руководитель ставит перед  исполнителями задачу, создает необходимые организационные условия для их самостоятельной работы, определяет правила и задает границы заданиям.

6) Бюрократический  стиль: руководитель устраняется  от фактического управления подчиненными, передавая управление доверенным  лицам.

7) Либерально-авторитарный (разработал Р. Лайкерт) 

3. Управленческая решетка

Разработали Блейк и Монутон. 

=/// =График  см в конспекте! =///= 

1.1 (левый  нижний квадрат) – минимум  внимания модели и производству  «Нищета управления».

1.9 (левый  верхний квадрат) – максимум заботы o людях, но минимум o производстве «Загородный клуб».

9.1 (правый  нижний квадрат) – максимум  производству и минимум людям  «Авторитарное руководство».

9.9 (правый  верхний квадрат) – максимум  производству и людям «Командная  работа».

5.5 (середина) – «Человек организации» (отличная комбинации.

Управленческая  решетка – это система теоретических  представлений o том, каким образом  руководитель использует свой интеллектуальный багаж, профессиональные знания, умение работать с людьми, добиваясь их активного участия в достижении требуемых результатов.

Тема 9 МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

1. Общая характеристика  мотивации

Мотив – побуждение к деятельности. Мотивация  человека в деятельности – это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих к осуществлению определенных действий.

Мотивирование – это процесс воздействия  на человека с целью побуждения его  к определенным действиям путем  побуждения определенных мотивов.

Процесс мотивации:

1) Возникновение  потребностей

2) Поиск  путей устранения потребностей

3) Определение  целей действия

4) Осуществление  действий (корректировка)

5) Получение  вознаграждения за осуществление  действий

6) Устранение  потребностей

Рычаги  мотивирования:

- Стимулирование  – целенаправленное применение  по отношению к человеку стимулов для воздействия на его активность

- Воспитание

- Обучение 

2. Теории содержания  мотивации

Теория  содержания мотивации анализирует  факторы, оказывающие влияние на мотивацию.

Эти теории описывают структуру потребностей и их содержание.

Дается попытка ответить на вопрос o том, что побуждает человека изнутри к деятельности.

Теория  Маслоу:

5. Самовыражение

4. Признание

3. Принадлежность, причастность

2. Безопасность

1. Физиологические  потребности

Альдерфер, Теория выделила 3 этапа:

- потребность существования,

- потребность  связи,

- потребность  роста.

Мак Клелланд. Эта теория связана с изучением  и описанием влияния соучастия  и потребности властвования. Все  потребности можно структурировать:

1) потребность  достижения

2) потребность  соучастия

3) потребность властвовать:

- те, кто  стремится к власти ради властвования

- стремящиеся  к получению власти ради того, чтобы добиться решения групповых  задач.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"