Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:31, курс лекций

Описание работы

Тема 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА МЕНЕДЖМЕНТ
1. Основные понятия

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ по менеджменту.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Объектом  управленческого решения является проблема, т.е.  это либо сложный  теоретический вопрос либо практическая ситуация.

Проблема  имеет определенное содержание (что?),  связана с каким-то конкретным местом (где?), временем возникновения и  разрешения данной проблемы (когда?), количественными  параметрами (сколько?), кругом лиц (кто?).

Причины возникновения проблем:

- неверные  цели

- ошибочное  требование к работе и ее  результатам

- случайные  нарушения в деятельности организации

- непредвиденные  обстоятельства

Проблемы  следует  ранжировать по их актуальности, масштабности, степени риска, возможности решения.

Классификация управленческих решений:

Классификационный признак Группа  управленческих решений
1 2
1) Степень  повторяемости проблемы Типичные Нестандартные
Значимость  цели Стратегические  цели Тактические цели
Сфера воздействия Глобальные Локальные
Длительность  реализации Долгосрочные Краткосрочные
Прогнозируемые  последствия решений Корректируемые Некорректируемые
Метод разработки решений Формализованные Неформализованные
Количество  критериев выбора Однокритериальные Множество критериев
Форма принятия Единоличная Коллегиальное решение
Способ  фиксации решения Документированные решения Недокументированные
Характер  использованной информации Детерминированная информация Вероятностная оценка информации

Классификация управленческих решений может быть представлена:

- по  степени влияния на будущие  организации

- по  временному горизонту

- по  продолжительности действия

- по  степени обязательности исполнения

- по  функциональному признаку

- по  широте охвата

- по  предопределенности - по способам выработки 

2. Методология, методы  и технология принятия  управленческих решений

Процесс и процедура решений:

- методологию  управленческого решения

- методы  разработки управленческих решений

- организация  разработки управленческих решений

- оценка  качества управленческих решений.

Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческих решений.

Методы  разработки управленческих решений  включают в себя способы и приемы выполнения операций.

Технология принятия управленческих решений включает:

  1. Подготовка реализации управленческого решения – путем анализа ситуации формируется проблема предприятия
  2. Изучение проблемы
  3. Постановка конкретных управленческих задач
  4. Определение возможности и целесообразности поиска управленческого решения
  5. Работы над рациональными управленческими решениями
  6. Формулировка принятия рационального управленческого решения в различных вариантах
  7. Оценка вариантов и выбор окончательного решения
  8. Согласование решения с заинтересованными лицами и утверждение результатов у руководства предприятия.
 
 

Тема 6  ОРГАНИЗАЦИЯ  КАК БАЗОВАЯ ФУНКЦИЯ  МЕНЕДЖМЕНТА

1. Основы организационной  деятельности

Функция менеджмента Организация отражает процесс упорядочивания деятельности предприятия как системы, т.е. упорядочение компонентов и факторов системы, а также процесс перевода низших форм существующего порядка к более высшим формам из менее организованного состояния в более организованное.

«Организация» как функция менеджмента предполагает действия по упорядочиванию чего-либо.

По Файолю организованность означает строить  двойной организм предприятия: и  материальный, и социальный.

Организация – соединение, установление, взаимодействие людей и предметов в целях  реализации и регулирования процесса труда.

Предметом внутрифирменной организации является все процедуры деятельности предприятия, а также его структурное построение предприятия.

Общее содержание функции «Организации»:

- определенный  процесс упорядочивания

- процесс  прогрессивного развития предприятия

- установление  взаимодействия между компонентами

- процесс  преобразования предприятия от  низших форм порядка к высшим. 

2. Делегирование, ответственность   и полномочия

Делегирование полномочий является обоснованным приемом, посредством которого руководители устанавливают формальные взаимоотношения людей в организации.

Взаимоотношение полномочий позволяют связывать  более  высокие уровни руководства  с низшими уровнями работающих, что и обеспечивает возможность распределения и  координаций задач, подлежащих решению для достижения целей организации.

Средством, при помощи которого менеджер устанавливает  взаимоотношения между уровнями полномочий, и является делегированием.

Ответственность – обязательство выполнять получаемые задачи и отвечать за удовлетворительное их разрешение.

Ответственность не может быть делегирована.

Полномочия  представляют собой ограниченное право  использовать ресурсы организации  и направлять усилия сотрудников на выполнение делегированных задач.

Полномочия  делегируются должности, а не лицу.

Предел  полномочий определяется должностными инструкциями.

Полномочия  определяют, что имеет право делать лицо, занимающее какую-то должность.

Полномочия  всегда ограничены и устанавливаются в рамках следующих типов:

1. Линейные  полномочия – полномочия, которые  передаются непосредственно от  начальника к подчиненному и  далее к другим подчиненным.  Делегирование линейных полномочий  создает иерархию уравнений управления  организацией.

2. Аппаратный (административный, штабной) тип  – аппарат, который выполняет  различные функции, которые условно  классифицируются на 3 типа:

- консультативный  – профильные, квалификационные, консультирующие  деятельности менеджмента

- обслуживающий  – аппарат, обеспечивающий деятельность менеджмента

- личный  аппарат

Координация действий руководителя формируется  следующими факторами:

1) единоначалами 

2) норма   управляемости – количество работников, непосредственно подчиненных одному  руководителю 

3.  Организационная структура

Структура («строение») – форма организации  системы единства устойчивых взаимосвязей между составляющими систему  элементами.

На исследование предприятия особое внимание в 70-80е  гг. оказали труды Минцберга. По Минцбергу  выделяются следующие структуры:

- простая

- машинная  бюрократия

- профессиональная  бюрократия

- дивизионная  структура

- адхократическая  (адхо – прибавление)

Структура организации – упорядоченная  совокупность ее взаимосвязанных частей, и сузествует она в 3 формах:

- техническая (совокупность материальных объектов и процессов)

- социальная

- социотехническая

Аппараты  управления – это форма разделения труда по управлению производством, т.е. каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций либо управления, либо работ.

Схема организационной структуры отражает статистическое положение подразделений  и отраслей и характер связи между  ними.

Связи:

- линейные (административное подчинение)

- функциональные (по сфере деятельности без  прямого административного подчинения)

- межфункциональные  (между подразделениями одного  и того же уровня)

Типы  организационных структур: (104 жесткие, 5-7 гибкие)

1. Линейная

2. Функциональная

3. Линейно-функциональная)

4. Дивезлональная

5. Матричные

6. Программно-целевые

7. Множественные

Факторы, влияющие на выбор организационной  структуры:

- географическое  размещение организации

- степень  разнообразия деятельности предприятия

- технология

- степень  реализации стратегии

- динамизм  внешней среды

- динамизм  внешней среды

- отношение к организации сотрудников и руководителей предприятии.

Виды  структур: (=все схемы см. в конспекте!!!=)

1) Линейная  структура 
 

2) Функциональная  структура 

3) Линейно-функциональная  структура

4) Матричная  структура – это комбинация  двух структур по функциям и по продукту и деление сотрудников на команды. Члены команды подчиняются как руководителю по выпуску продукции, так и руководителям тех функциональных отделов, где они постоянно работают. 
 

Достоинства матричной структуры:

- наиболее  эффективное использование ресурсов

- адаптивность  к изменяющейся внешней среде

- подготовка  руководства и т.д.

Недостатки:

- противоречия  между сторонами матрицы

- высокая  вероятность силового давления  одной из сторон матрицы

Сетевая структура – это гибкая структура: головное предприятие перераспределяет свои основные функции между отдельными работающими по конкретным подразделениям.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"