Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:31, курс лекций
Тема 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА МЕНЕДЖМЕНТ
1. Основные понятия
Объектом
управленческого решения
Проблема имеет определенное содержание (что?), связана с каким-то конкретным местом (где?), временем возникновения и разрешения данной проблемы (когда?), количественными параметрами (сколько?), кругом лиц (кто?).
Причины возникновения проблем:
- неверные цели
- ошибочное требование к работе и ее результатам
- случайные
нарушения в деятельности
- непредвиденные обстоятельства
Проблемы следует ранжировать по их актуальности, масштабности, степени риска, возможности решения.
Классификация управленческих решений:
Классификационный признак | Группа управленческих решений | |
1 | 2 | |
1) Степень повторяемости проблемы | Типичные | Нестандартные |
Значимость цели | Стратегические цели | Тактические цели |
Сфера воздействия | Глобальные | Локальные |
Длительность реализации | Долгосрочные | Краткосрочные |
Прогнозируемые последствия решений | Корректируемые | Некорректируемые |
Метод разработки решений | Формализованные | Неформализованные |
Количество критериев выбора | Однокритериальные | Множество критериев |
Форма принятия | Единоличная | Коллегиальное решение |
Способ фиксации решения | Документированные решения | Недокументированные |
Характер использованной информации | Детерминированная информация | Вероятностная оценка информации |
Классификация управленческих решений может быть представлена:
- по степени влияния на будущие организации
- по временному горизонту
- по продолжительности действия
- по
степени обязательности
- по функциональному признаку
- по широте охвата
- по
предопределенности - по способам выработки
2. Методология, методы и технология принятия управленческих решений
Процесс и процедура решений:
- методологию управленческого решения
- методы
разработки управленческих
- организация
разработки управленческих
- оценка качества управленческих решений.
Методология
управленческого решения
Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций.
Технология принятия управленческих решений включает:
Тема 6 ОРГАНИЗАЦИЯ КАК БАЗОВАЯ ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
1. Основы организационной деятельности
Функция
менеджмента Организация
«Организация»
как функция менеджмента
По Файолю организованность означает строить двойной организм предприятия: и материальный, и социальный.
Организация – соединение, установление, взаимодействие людей и предметов в целях реализации и регулирования процесса труда.
Предметом внутрифирменной организации является все процедуры деятельности предприятия, а также его структурное построение предприятия.
Общее содержание функции «Организации»:
- определенный процесс упорядочивания
- процесс
прогрессивного развития
- установление
взаимодействия между
- процесс
преобразования предприятия от
низших форм порядка к высшим.
2.
Делегирование,
Делегирование полномочий является обоснованным приемом, посредством которого руководители устанавливают формальные взаимоотношения людей в организации.
Взаимоотношение полномочий позволяют связывать более высокие уровни руководства с низшими уровнями работающих, что и обеспечивает возможность распределения и координаций задач, подлежащих решению для достижения целей организации.
Средством, при помощи которого менеджер устанавливает взаимоотношения между уровнями полномочий, и является делегированием.
Ответственность – обязательство выполнять получаемые задачи и отвечать за удовлетворительное их разрешение.
Ответственность не может быть делегирована.
Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение делегированных задач.
Полномочия делегируются должности, а не лицу.
Предел полномочий определяется должностными инструкциями.
Полномочия определяют, что имеет право делать лицо, занимающее какую-то должность.
Полномочия всегда ограничены и устанавливаются в рамках следующих типов:
1. Линейные
полномочия – полномочия, которые
передаются непосредственно от
начальника к подчиненному и
далее к другим подчиненным.
Делегирование линейных
2. Аппаратный
(административный, штабной) тип
– аппарат, который выполняет
различные функции, которые
- консультативный – профильные, квалификационные, консультирующие деятельности менеджмента
- обслуживающий – аппарат, обеспечивающий деятельность менеджмента
- личный аппарат
Координация действий руководителя формируется следующими факторами:
1) единоначалами
2) норма
управляемости – количество
3. Организационная структура
Структура («строение») – форма организации системы единства устойчивых взаимосвязей между составляющими систему элементами.
На исследование предприятия особое внимание в 70-80е гг. оказали труды Минцберга. По Минцбергу выделяются следующие структуры:
- простая
- машинная бюрократия
- профессиональная бюрократия
- дивизионная структура
- адхократическая (адхо – прибавление)
Структура организации – упорядоченная совокупность ее взаимосвязанных частей, и сузествует она в 3 формах:
- техническая (совокупность материальных объектов и процессов)
- социальная
- социотехническая
Аппараты управления – это форма разделения труда по управлению производством, т.е. каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций либо управления, либо работ.
Схема
организационной структуры
Связи:
- линейные (административное подчинение)
- функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения)
- межфункциональные (между подразделениями одного и того же уровня)
Типы организационных структур: (104 жесткие, 5-7 гибкие)
1. Линейная
2. Функциональная
3. Линейно-функциональная)
4. Дивезлональная
5. Матричные
6. Программно-целевые
7. Множественные
Факторы, влияющие на выбор организационной структуры:
- географическое размещение организации
- степень
разнообразия деятельности
- технология
- степень реализации стратегии
- динамизм внешней среды
- динамизм внешней среды
- отношение к организации сотрудников и руководителей предприятии.
Виды структур: (=все схемы см. в конспекте!!!=)
1) Линейная
структура
2) Функциональная
структура
3) Линейно-функциональная структура
4) Матричная
структура – это комбинация
двух структур по функциям и по продукту
и деление сотрудников на команды. Члены
команды подчиняются как руководителю
по выпуску продукции, так и руководителям
тех функциональных отделов, где они постоянно
работают.
Достоинства матричной структуры:
- наиболее эффективное использование ресурсов
- адаптивность к изменяющейся внешней среде
- подготовка руководства и т.д.
Недостатки:
- противоречия между сторонами матрицы
- высокая вероятность силового давления одной из сторон матрицы
Сетевая структура – это гибкая структура: головное предприятие перераспределяет свои основные функции между отдельными работающими по конкретным подразделениям.