Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:31, курс лекций

Описание работы

Тема 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА МЕНЕДЖМЕНТ
1. Основные понятия

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ по менеджменту.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Принципы:

- обоснованность  плана

- оптимальность  использования ресурсов

- комплексность  планирования

- сбалансированность  планирования

- непрерывность  планирования

Виды  планирования:

1. в  зависимости от срока на который  составляется план и степени  детализации плановых расчетов:

- долгосрочные (перспективные) (10-20 лет) определяет направления и программы развития предприятия, последовательность осуществления важнейших мероприятий, позволяющих достичь поставленных целей

- среднесрочное  планирование (5 лет)

- краткосрочное  планирование, текущее (1 год) детальная  разработка

2. По  содержанию плановых решений

- стратегическое  – долгосрочное комплексное планирование, ориентированное на конечные  результаты

- тактическое  – небольшие периоды времени  1-5 лет, узкий спектр плановых  заданий, планы разрабатываются  средним звеном предприятия, основными  компонентами этого плана являются тактика и политика.

Тактика – это краткосрочные стратегии  для конкретных действий и принятия решений

- оперативное  планирование – основные компоненты  – правила и процедуры. Процедуры  описывают действия, которые следует  принять предприятию в конкретной ситуации. Правила предписывают порядок действия менеджера в конретной ситуации. 

2. Бизнес-планирование

Бизнес-план – то документ, в котором изложены суть, направления и способы реализации предпринимательской идеи, охарактеризованной рыночные производственные  организованные и финансовые аспекты будущего бизнеса, а также управление этим документом.

Разрабатывается для того, чтобы:

- получить  возможность определить жизнеспособность  проекта

- помочь  предпринимателю проанализировать  возможность осуществления плана

- обозначить  ориентиры того как должно  развиваться предприятие

- собрать  и структурировать детальную  информацию, необходимую для финансирования  предприятия

- наметить  исходный план производства, маркетинга  и т.д.

- инвестирование

Четко разработанный бизнес-план с необходимыми расчетами и обоснованиями помогает предприятию разобраться в перспективах своего бизнеса.

Содержание  бизнес-плана: начинается с титульного листа с информацией:

1) полное  название фирмы со всеми координатами

2) сведения o характере и сфере бизнеса

3) показать  финансовые потребности предприятия

4) указать  насколько конфиденциален

Практика  показывает что БП должен отражать след информацию по разделам:

- оглавление

- резюме (краткий обзор проекта) 1,5-2 листа

- описание елового проекта

- оценка  рынка (можно включить раздел  маркетинга)

- производство

- организация  управления и права собственности

- оценка  рисков

- финансовый  план (форма 2 – отчет прибыли  и убытков, прогноз движения  денежных потоков, балансы, график, анализ безубыточных объемов продаж)

- приложения 

3. Сетевые методы  планирования и  управления производством

Сетевой моделью называется графическое  изображение процессов, выполнение которых необходимо для достижения целнй с указанием взаимосвязей между этими процессами.

Сетевой график – э то сетевая модель с рассчитанными параметрами.

Элементы  сетевого графика:

1) работа

- действительная  – это процесс, требующий затрат  времени и ресурсов.

- ожидание  – это такая работа, не требующая  затрат труда и ресурсов, но  требует затрат времени.

- фективная  – это логическая связь меду  двумя или несколькими событиями,  не требует ни затрат времени,  ни ресурсов.

2) событие – это фактическое свершение работы

- исходное

- завершающее

3) путь  – это непрерывная последовательность  работ в сетевом графике

4) поставка.

Элементы  события: 

=///= см. в конспекте! =///= 
 
 
 
 
 
 

Тема 4 ВЫРАБОТКА ЦЕЛЕЙ. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИРМЫ

1. Формирование и  ранжирование целей

 Цели предприятия могут быть разными и определяют концепцию развития фирмы и основные направления деловой активности.

Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должен быть учтен  научно-технический потенциал фирмы  и ее производственно-сбытовые возможности.

Экономическая политика предприятия включает:

- формирование  стратегии и задач

- анализ  слабых и сильных сторон предприятия

-оценка  или перспектива и анализ существующих  перспективных направлений хозяйственной  деятельности

- анализ  внешнего окружения предприятия

- определение  альтернативных наборов производственно-хозяйственной деятельности

- выбор  стратегии

- составлению  бюджета фирмы

При разработке стратегии  следует обратить внимание на позицию конкурентов (конкурентную среду).

При определении  стратегических позиций фирмы необходимо использовать два показателя:

- качественный (ориентиры)

- количественный (задания)

Ориентир  – это более определенная цель, которую фирма стремится достичь  путем разработки стратегии.

Ориентир  и цели стратегии взаимосвязаны  между собой.

Цели:

- общие (отражают концепцию развития предприятия и разрабатываются на перспективу)

- специфические

С формированием  целей одновременно происходит их ранжирование по принципу приоритетности.

Способы ранжирования:

- построение  дерева

- определение  стоимости и др.

Специфические цели: разрабатываются в рамках общей цели по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении фирмы.

Дерево  целей: 

=///= см. в конспекте! =///= 
 

2. Выработка стратегии  путей и методов  достижения целей

Стратегия – это система мер на перспективу, обеспечивающая достижение конкретных намеченных целей предприятия.

Сущность  выработки и реализации стратегии  состоит в том, чтобы выбрать  нужные направления развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по истинному пути.

При выборе стратегии обычно сталкиваются со следующими основными вопросами:

- какой  бизнес прекратить?

- какой  бизнес продолжить?

- в какой  бизнес перейти

Основные  подходы к выработке стратегии:

- связан  с лидерством в минимизации издержек производства

- специализация  в производстве продукции

- проблема  сегментации рынка

Стратегии бизнеса:

1. Стратеги  концентрированного роста, т.е.  стратегия, связанная с изменением  продукта на рынке или самого  рынка:

- стратегия  усиления позиций на рынке

- стратегия  развития рынка

- стратегия  развития продукта

2. Стратегия  интегрированного роста (расширение  фирмы путем добавления новых  структур)

3. Стратегия  диверсификационного роста:

- стратегия  центрированной диверсификации (дополнительные возможности производства новых продуктов)

- стратегия  горизонтальной диверсификации ( поиск  возможности роста на существующем  рынке за счет новой продукции,  требующей и новой  технологии, и новой техники)

4. Стратегия  сокращения: реализуется тогда, когда предприятие нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста им в связи с повышением эффективности деятельности предприятия:

- стратегия  ликвидации

- стратегия  сокращения

- стратегия  сокращения расходов

Процесс (этапы) выбора стратегии:

1. Уяснение текущей стратегии

2. Проведение  анализа портфеля бизнеса

3. Выбор  стратегии фирмы и оценка выбранной  стратегии

Матрица Тампсона и Стрикланда: 

=///= см. в конспекте! =///= 
 

3. SWOT-анализ

Анализ  определенного предприятия

Сильные стороны предприятия:

-

-

Слабые стороны  предприятия:

-

-

Угрозы:

-

-

-

Возможности:

-

-

-

 
 

Тема 5 ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1. Сущность и классификация  управленческих решений

Решение – это выбор альтернативы, это  результат выбора из множества вариантов, которые представляют собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работ.

Принятие  решения – это составная часть  любой управленческой функции.

Управленческие  решения отмечают:

- цели

- последствия

- разделение  труда

- профессионализм

Управленческое  решение – это обдуманный вывод o необходимости осуществления какого-то действия, связанных с достижением  целей организации.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"