Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 08:15, курсовая работа
В течение многих лет производители товаров широкого потребления имели большее влияние на рынок, чем розничные торговые организации. В основном это влияние объяснялось использованием стратегии привлечения, когда производители тратили огромные суммы на рекламу и создание положительного имиджа своих марок. Розничные торговцы были вынуждены торговать этими товарами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 МАРКеТИНГ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ………………………………….6
1.1 Розничная торговля. Функции, виды, характеристики……………………..6
1.2 Особенности комплекса маркетинга в розничной торговле……………...12
1.3 Факторы влияющие на комплекс маркетинга……………………………..16
2 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ И ИССЛЕДОВАНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «КОММАШ»………………………..21
2.1 Общая характеристика ОАО «КОММАШ»………………………………..21
2.2 Анализ факторов внутренней и внешней среды ОАО «КОММАШ»……23
2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «КОММАШ»…...26
2.4 Анализ и оценка розничной торговли в деятельности ОАО «КОММАШ»……………………………………………………………………..33
3 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «КОММАШ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38
Однако, по принятым на Западе понятиям бентама, супермаркета, гипермаркета, кроме обычных различительных признаков (широта ассортимента, площадь торгового зала), имеются и общие для них характеристики:
Рассмотрим более подробно каждый из видов универсальных продовольственных магазинов.
Бентам - минимаркет или "карманный " супермаркет, имеет площадь торгового зала порядка 90-300 м2. Бентам в отличие от привычных универсальных магазинов (типа "Продукты" или "Гастроном"), организовывают свою торговую деятельность по примеру супермаркетов:
Универсам - универсальный магазин самообслуживания площадью торгового зала 800-1200 м2. Данное название используется в отечественной торговле, тогда как на Западе существует более широкое понятие супермаркет.
Супермаркет
- универсальный магазин
Товарный
ассортимент супермаркетов
Для поддержания высокого оборота путем привлечения постоянных покупателей супермаркеты предлагают широкий спектр дополнительных услуг, даже не всегда связанные с основным профилем супермаркета. Многие западные супермаркеты имеют отделы кулинарии, кафетерии, аптечные и цветочные киоски, пункты ремонта обуви, часов, обмена валюты. В среднем, каждый вид деятельности дают дополнительный оборот в размере 2-6 %.
Российские супермаркеты (универсамы) осуществляют аналогичную диверсификационную деятельность, чтобы выдержать ожесточенную конкуренцию с развитой сетью уличной торговли.
Гипермаркет представляет собой гигантский по размеру торговой площади супермаркет. Гипермаркеты в США имеют площадь торгового зала около 10 тысяч м2, во Франции - свыше 2500 м2.. Товарный ассортимент может состоять из 50-100 тысяч наименований. Главными принципами при создании гипермаркета являются:
Гипермаркеты пользуются популярностью не только за счет невысоких цен на товары, но и возможностью сделать комплексную закупку продуктов питания на всю неделю. Многие покупатели, которым нравится процесс покупки, получают удовольствие от большого выбора, который имеется в таком магазине.
Крупные
универсальные магазины имеют большие
издержки, связанные с управлением
товарными запасами, оптимизацией ассортимента,
оплатой коммунальных услуг. Поэтому
многие из супермаркетов и гипермаркетов
испытывают финансовые проблемы. Для
увеличения рентабельности супермаркеты
создают торгово-производственные объединения
нескольких магазинов для осуществления
единой закупочной политики, отказываясь
от услуг независимых оптовых фирм. Некоторые
розничные торговые цепи организовывают
производство товаров под собственной
торговой маркой.
1.2
Особенности комплекса маркетинга в розничной
торговле
Рассмотрим
особенности элементов
Бесспорно,
что влияние розничных
Все эти аспекты, а также маркетинговые программы розничного торговца, связанные с определением целевого рынка, ассортиментной политикой, ценой, выбором месторасположения, атмосферой и продвижением розничной точки, характеризует маркетинг в розничной торговле. Получается, что розничные марки более мобильные и гибкие, они ближе к покупателю, у них больше возможностей для выполнения своих обещаний (марочного контракта), а соответственно больше шансов в формировании нужного представления о марке в «умах» потребителей. О том, как создать «идеальную» розничную марку, какие стратегические маркетинговые шаги предпринять, чтобы марка розничного торговца соотносилась с высоким качеством предоставляемых товаров/услуг, сервисом и обслуживанием, ассоциировалась с человеческими ценностями, удовлетворяла не только рациональные, но и эмоциональные и «духовные» потребности покупателей, формировала доброе имя (goodwill) продавца, чуть подробнее далее...
Определение целевого рынка в розничной торговле
Одно
из первых и наиважнейших решений, которое
приходится принимать розничному торговцу
— это определение целевого рынка.
На какую аудиторию будет
Но
даже определив свою целевую аудиторию,
розничные торговцы должны периодически
проводить маркетинговые
Ассортиментная политика розничного торгового предприятия
Товарный ассортимент компании, занимающейся розничной торговлей, должен соответствовать ожиданиям и представлениям целевой аудитории. Этот сугубо важный элемент маркетинговой политики розничной марки все чаще становится ключевым инструментом борьбы с конкурирующими организациями. В рамках ассортиментной политики важно принять решение о:
Одной из целей марка — менеджера в розничной торговле является формирования «оптимального» ассортиментного ряда товаров, который давал бы максимальную прибыльность (зачастую для оценки прибыльности ассортимента применяют показатель прибыли товарной категории на кв. метр в определенный период времени) и максимально удовлетворял потребности покупателей. Решения по развитию продуктовых линий могут быть направлены на устранение ассортиментных «дыр» или наоборот на «прореживание» слишком широкого ассортимента, модернизацию продуктовых линий (адаптацию к новым техническим, экологическим, эстетическим и другим требованиям).
Однако
настоящие испытания для
Каждую неделю производители предлагают сотни новых товаров, из которых более половины отклоняются магазинами. Приобретая одно новое наименование, розничный торговец должен отказаться от продажи какого-то другого (например, товар с плохой динамикой продаж или большим количеством поступивших на него рекламаций), поскольку торговые площади магазина не безграничны и каждый дополнительный метр обходится слишком дорого. Наиважнейшими критериями выбора марок производителей для розничного торговца являются доказательства потенциальной прибыльности товара, дальнейших планов рекламной поддержки и стимулирования сбыта, а также того, что товар примет потребитель.
В
целом можно сказать, что розничные
торговцы постоянно совершенствуют
свои ассортиментные/закупочные навыки.
Они используют различные способы прогнозирования
спроса, отбора марок производителей,
контроля над запасами, использования
торговых и складских помещений, представления
и демонстрации товаров, что позволяет
им максимально гибко адаптироваться
под постоянно изменяющиеся нужды покупателей.
1.3
Факторы влияющие на комплекс маркетинга
Как
мы уже отмечали, применительно к
комплексу торгового маркетинга
целесообразно дополнительно
Месторасположение в розничной торговле
Розничные торговцы, как и агенты по недвижимости, неустанно повторяют, что есть три ключа к успеху — это «место, место и еще раз место». Например, люди в большинстве случаев при планировании покупок учитывают фактор близости: выбирают ближайший банк, заправочную станцию, булочную и т.д. Выбор месторасположения магазина торговца — чрезвычайно важный вопрос маркетинговой программы марка, так как от этого напрямую зависит товарооборот, воспринимаемый имидж марки и даже контингент посетителей.
Обычно при выборе «идеального» расположения своей торговой точки руководствуются следующими параметрами:
Но надо заметить, что не всегда залогом будущего успеха магазина является его расположение в оживленных местах. Абсолютно диаметрально противоположную стратегию выбрали для себя сети супермаркетов «Перекресток», «Седьмой Континент», которые сделали акцент на открытие магазинов в «спальных» районах, что позволило избежать «драки за лакомные кусочки недвижимости» в центре города, максимально быстро и широко проинформировать близживущее население о предоставляемых товарах и услугах, обрести армии лояльных потребителей, сформировать имидж предприятия с высоким уровнем сервиса, услуг.